СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителей математики МБОУ ОСШ № 3 города Нягань по формированию готовности обучающихся основной школы к самостоятельной поисковой работе на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, в которой описывается опыт работы учителей математики по формированию готовности обучающихся основной школы к самостоятельной поисковой работе на уроках математики и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителей математики МБОУ ОСШ № 3 города Нягань по формированию готовности обучающихся основной школы к самостоятельной поисковой работе на уроках и во внеурочной деятельности»

Из опыта работы учителей математики МБОУ ОСШ № 3 города Нягань

по формированию готовности обучающихся основной школы к самостоятельной поисковой работе на уроках и во внеурочной деятельности



Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Н. Толстой



Одной из основных задач современной школы является формирование навыка самостоятельного поиска нового материала и применение его в жизненных ситуациях. Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Ребенок должен стать «архитектором» образовательного процесса. Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знаниями. Для вовлечения в процесс обучения учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Через самостоятельность и активность, поисковую деятельность учащихся на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через привлечение дополнительного материала, эмоциональную окраску урока учитель оптимизирует учебный процесс.

В нашей школе в течение всего учебного года проводятся разные мероприятия, способствующие развитию познавательной активности, способностей учащихся. Месяц гимназического образования, предметные декады, декады профильного и предпрофильного обучения, организационно-деятельностные игры, фестивали проектов, научно – практические конференции, организация участия ребят во всевозможных конкурсах, очных и дистанционных олимпиадах, соревнованиях позволяют охватить в процессе обучения каждого ребёнка. Городские семинары на базе нашей школы проводятся также с привлечением большого количества учащихся.

Являясь учителями математики, считаем, что эта дисциплина способствует развитию логического мышления, имеет большое прикладное применение в жизни. Она необходима людям разных профессий. Изучать математику можно и нужно творчески. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.

Самостоятельная поисковая работа учащихся формируется, в первую очередь, на уроках. Помимо того, что ребята выполняют задания по образцу, а также задания, в которых умышленно допущена ошибка, они готовят конспекты или закладки при самостоятельном изучении нового материала. В настоящее время мы наблюдаем спад интереса учеников к чтению, и это отрицательно отражается и на усвоении математики учениками. На уроках математики акцентируем внимание учеников на теоретическом материале учебника. Учащиеся готовят по 5 вопросов по изучаемой теме, ответы к которым они должны знать сами.

На этапе изучения новой темы мы проводим уроки – исследования, где после погружения в проблемную ситуацию учащиеся выдвигают гипотезу, проверяемую в ходе выполнения заданий. Так, на уроке – исследовании «Модуль числа», выполняя работу в группах, ребята пришли к выводу о неотрицательности значения модуля числа. Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, т. е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее желательно проводить на различных этапах урока. Учащиеся учатся оценивать свою деятельность и проводят работу над ошибками.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаем составить задачи по аналогии или задачи на заданную тему.

Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса, что, несомненно, повышает мотивацию учащихся в изучении математики. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Нравятся ребятам уроки – путешествия, лабиринты. Их мы проводим на уроках повторения и обобщения темы. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой, лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, мы учитываем специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. При подборе заданий для нестандартного урока мы стараемся, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, поучительный характер; расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; отличаться простотой, доступностью для большинства учащихся. Для учащихся нестандартный урок — это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личностные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.

Одна из популярных станций урока – путешествия называется «Работа с новой информацией», на которой в течение 5 – 7 минут учащиеся самостоятельно знакомятся с небольшим по объёму материалом, включающим новое теоретическое понятие или новые свойства знакомых фигур, и пробуют выполнить задания, связанные с новыми сведениями. Справляются не всегда все ребята, но такой вид работы вызывает интерес учащихся. В качестве членов жюри, как правило, приглашаются старшеклассники. Действует принцип: «Поменьше учителя – побольше ученика».

Стала популярной в нашей школе такая активная форма организации познавательной внеурочной деятельности, как квесты. Игра, в которой нужно искать ключи и подсказки, понять взаимосвязь между ними, решать головоломки и первыми добраться до финиша. В этом году наш город Нягань праздновал свой юбилей. И мы провели в сентябре городской математический квест, посвящённый 30 –летию города, «Нягань в лицах и числах» на параллели 7 – ых классов. Помогали составлять задания к квесту и проводить игру девятиклассники. Учащиеся школ выполняли математические задания и узнавали о страницах истории родного города. Мероприятие проводилось на центральной площади г. Нягани и имело множество положительных отзывов как учащихся, так и учителей.

В рамках факультативов учащиеся готовят сообщения, презентации по дополнительному математическому материалу. Эти работы находят выход при подготовке электронных газет в рамках предметных декад, а также других мероприятий, проводимых в школе. Проводится популяризация предмета посредством математического десанта – публичного выступления детей перед учащимися других классов в течение 5 – 10 минут с новой занимательной информацией во время урока. Готовясь к городскому семинару на базе нашей школы по исследовательской деятельности учащихся, ребята разных классов занимались коллективным творческим делом - выпуском электронного журнала «За нами будущее», посвящённого новым открытиям в области математики и техники. Эта работа понравилась как взрослым, так и детям. В дальнейшем, участвуя в школьном фестивале проектов, учащиеся озвучили журнал с целью демонстрации его среди других учащихся, не отрываясь от своих занятий. Эта работа была отмечена дипломом 1 степени общероссийского конкурса методического объединения учителей «Эврика» «Лучший урок математики 2 полугодия 2012 – 2013 учебного года!» в номинации проект. Работа по созданию звукового электронного журнала вызвала интерес у учащихся, и они к следующему фестивалю проектов, используя ИКТ - технологии, подготовили фильм «Книга памяти», посвящённый 70 годовщине Победы в ВОВ (победитель городского фестиваля проектов). Победителями в школьном фестивале проектов стали и учащиеся 6 класса, подготовившие информационный проект о треугольных, совершенных, дружественных числах, числах – близнецах – «Калейдоскоп чисел». А также творческий проект учащихся 5 класса «Семь дощечек мастерства» об использовании знаний, полученных на факультативе «Наглядная геометрия» при приготовлении собственными руками подарка мамам к 8 Марта (открытка из танграма).

В работе по распространению интересной и полезной информации другим учащиеся используют принцип Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают».

Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция, победители и призёры которой участвуют в городской конференции «Шаг в будущее». Исследовательская работа занимает много времени и затрачивает больших усилий как ученика, так и его руководителя. Этой работе с детьми уделяется ещё недостаточно, но уже больше внимания со стороны учителей математики нашей школы. Учащиеся Зызда Любовь Петровны с работами «Золотое сечение в фотографии», «Древние единицы измерения» становились победителями и призёрами школьной и городской научно-практической конференции «Шаг в будущее». А с работой «Применение математических методов для расчёта затрат на построение кустовой площадки под бурение нефтяных скважин» выступали как на городской конференции (диплом победителя), так и на региональной конференции в Сургуте (сертификат участника).

Наша работа по формированию готовности обучающихся основной школы к самостоятельной поисковой работе на уроках и во внеурочной деятельности имеет следующие положительные моменты:

  • повышение интереса к предмету, расширение кругозора учащихся;

  • возможность проявить индивидуальные творческие способности учащихся;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • культура ведения дискуссии;

  • воспитание личностных качеств (организованность, дисциплинированность, уверенность в себе, самостоятельность).

Но учителя математики нашей школы сталкиваются со следующими проблемами:

  • большой объём работы с документацией;

  • кадровый дефицит учителей математики;

  • двухсменный режим работы школы;

  • количественный состав классов сверх нормы;

  • функционал учителя - предметника не ограничен: действует принцип – учитель в ответе за всё.

Всё это приводит к тому, что учителю на работу с детьми остаётся всё меньше времени. Хотелось бы узнать, существуют ли такие проблемы в других школах, и как вы видите пути их решения.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!