СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Из опыта работы учителя музыки «Гимназии №7 «Сибирская»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспроизводя обряды, игры, исполняя хороводные,  мастеря народную атрибутику – дети погружаются в стихию фольклора, приобретая интегрированное, целостное видение народной философии, истории, природоведенья.

Просмотр содержимого документа
««Из опыта работы учителя музыки «Гимназии №7 «Сибирская»»








ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Учителя музыки

МАОУ Гимназия №7 «Сибирская»

Кировского района

Осипенко Светланы Александровны












Новосибирск 2022г.



Об авторе



Я, Осипенко Светлана Александровна, учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ Гимназии №7 «Сибирская» Кировского района, г. Новосибирска образование высшее, стаж работы 34 лет, в данной школе работаю с 2016 года.

В школе веду уроки музыки, являюсь руководителем вокального кружка «Музыкальная радуга». Работаю по программе «Музыка», разработанной авторским коллективом (Е.Д. Критская, Шмагина…) В своей работе также использую свою авторскую программу по народному искусству «Древо жизни» (раздел «музыка»), которая рецензирована в НИПКиПРО, утверждена и допущена к печати ГУНО г. Новосибирска, 1993 г В настоящее время программа адоптирована к работе в школе и звучит так: «Фольклор, как метод воспитания и способ жизнетворчества детского коллектива в содружестве со взрослыми в контексте программы «Древо Жизни». Опираююсь в своей работе на систему музыкального образования Д.Б. Кабалевского, авторскую программу «Древо жизни», применяю программу Е.Д.Критской, методические разработки Э.Б.Абдуллиной, Т.А.Бейдер и др. В своей работе использую технологию «Педагогики искусства», методы и приемы которой обосновала и обобщила Маслова Л.П. (доцент кафедры «Искусство», кандидат педагогических наук, автор книги «Педагогика искусства»).








Как «звучит» народная культура в гимназии, какова её роль? Как рассматривается фольклор с точки зрения его значимости?

Воспроизводя обряды, игры, исполняя хороводные, мастеря народную атрибутику – дети погружаются в стихию фольклора, приобретая интегрированное, целостное видение народной философии, истории, природоведенья.

Создание игровых ситуаций, воспроизведение обрядов, обыгрывание песен создают атмосферу творческой заинтересованности, увлекают ребёнка занятиями фольклором.

Полностью разделяю позицию Л.П.Масловой, которая сравнивает ребенка с цветком. Наши предметные дисциплины – лишь сферы питания, плоскости преломления интересов ученика, плоскости развертывания перед ним красоты, а мы даем возможность ребенку, как в природе цветку, выбрать те микроэлементы и удобрения, которые ему нужны для индивидуального развития и роста, для собственного строительства. Искусство выступает как метопредмет.

Как в урочной, так и во внеурочной деятельности, я вместе со своими коллегами создаю педагогически организованное образовательно-воспитательное пространство гимназии, художественно-эстетическую среду, выстраивая систему музыкального образования в школе, которая становится благоприятной почвой для воспитания и развития ребенка.

Тема самообразования: «Фольклор – как метод воспитания и способ жизнетворчества детского коллектива в содружестве со взрослыми в контексте программы «Древо жизни».

Цель: приобщение воспитанников и взрослых к духовным ценностям средствами музыкального искусства, методом погружения в среду народной культуры через традиции, народные игры, обряды, фольклорные праздники.

Задачи:

  1. Воскрешение народных традиций ;

  2. Воспитание уважения к народной культуре, искусству, преумножение народного достояния через собственное творчество;

  3. Воспитание эстетического отношения, вкуса к жизни.

Тема самообразования разворачивается в образе Древа Жизни, Древа Познания. Образ Мирового Древа воплощает универсальную концепцию мира и засвидетельствован повсеместно на земном шаре в различных вариациях: Древо Плодородия, Древо Восхождения, Древо Жизни или Мировое Древо становится моделью культуры в целом, культуры рода.

Особая роль ствола Древа выступает в нашем педагогическом процессе как связующая нить (звено) между макрокосмосом (обществом) и микрокосмосом (человеком) и является местом их пересечений, точкой встречи двух сознаний, точкой диалога.

Таким образом, умение читать и постигать смыслы, закрепленные в знаковой системе устного, музыкального фольклора (этнографическими средствами) позволяет ребенку восстанавливать ход истории своего народа, постигать целостно явления жизни, природы, искусства, проводить аналогии с другими культурами и подниматься по Древу Познания, «по лестнице духовного восхождения».

Корни – это наши истоки, наше прошлое, традиции, где сокрыты знания, опыт, мудрость.

Будучи вожатой, успешно пройдя школу ВДЦ «Океан» я выстроила свою систему, название которой «Играй-град»

Играя, возвращаюсь в своё детство.

Игра - прекраснейшее средство!

Учу тебя и развиваю.

Воспитываешь ты себя, играя.

Цель воспитательной системы:

создать условия для формирования личности школьника, гармонически развитой, являющейся носителем национальных и общечеловеческих ценностей через

раскрытие и реализацию творческих и организаторских способностей воспитанника.

Большое внимание отводится воспитанию любви к народным традициям и обычаям, в целом знание народной культуры дети понесут в семью, духовное возрождение которой – залог возрождения Отечества.

Для реализации поставленных задач создана авторская программа «Древо Жизни».

Игру я рассматриваю и как приём, метод работы с одной стороны, и как отдельную самостоятельную форму.

Организуя художественно-эстетическую среду, я создаю условия для обеспечения психологического комфорта при включении школьников в коллективную творческую деятельность.

Основа для наполнения содержания деятельности: календарь природы, народный календарь, календарь школьных дат и т.д.

Формы работы: игра-путешествие, интеллектуальные игры, фольклорные праздники, встречи, беседы, тренинги и т. д.

Истоки первых традиционных игр рождаются в городе Славянограде.

Каждая народная игра имеет своё значение, к примеру: игра-оберег родной школы, где ребята со взрослыми обходят школу, закручиваясь в клубочек.. «Дударь», «Золотые ворота», «Ворон» и другие игры очень популярны.

Большим успехом в моей деятельности стали интеллектуальные игры по народной культуре такие как «Приходила Коляда накануне Рождества», «Народные Пасхалии», «Осенины».

Опыт показал, что форма интеллектуальной игры интересна и результативна. Ведь именно через погружение в среду народной культуры происходит приобщение воспитанников и взрослых к духовным ценностям, что позволяет вывести учащихся на новый уровень восприятия мира.

Искусство игры, погружение в неё становится тем Золотым ключиком, который открывает для ребёнка Радость познания окружающего мира, пробуждает интерес к Жизни, обогащает его Личность, что ведёт к Гармонии с самим собой и с миром!!!

Методы моего исследования: включенное педагогическое наблюдение, творческие отчеты, сотрудничество с психологом и др.

Игра « Дударь», Масленица.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!