СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя начальных классов Юхановой Светланы Викторовны

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя начальных классов Юхановой Светланы Викторовны»

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»

















Из опыта работы учителя начальных классов

Юхановой Светланы Викторовны

(Сообщение по МДК 04.01)














Выполнила: студентка 313 группы

Чумутина Анна

Проверила: преподаватель

психолого-педагогических наук

Юсова В.И.














Балей 2023

Светлана Викторовна считает, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим одноклассникам, часто сводят на нет все усилия учителя. Они не идут на контакт, постоянно нарушают дисциплину, плохо влияют на остальных детей.

Учитель выделяет следующие основные признаки трудного ребёнка:

  1. Отсутствие крепкой духовной и эмоциональной связи с родителями.

  2. Проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми.

  3. Отсутствие адекватного сочувствующего отношения к старшим и младшим членам общества, жестокость к животным.

  4. Склонность к разрушительству и порче вещей.

  5. Привычка добиваться своего в среде сверстников при помощи насилия.

  6. Игнорирование школьного распорядка и требований учителей.

  7. Нежелание выполнять домашние задания.

  8. Сильная склонность ко лжи.

  9. Общение со старшими детьми и подросткам, употребляющими алкоголь и табак, а иногда и наркотики.

Учитель определил для себя истину – проблема трудных детей может быть преодолена намного быстрее, если в классе сформирован коллектив учащихся, относящийся с должной долей терпимости к «инаковости» некоторых детей. В коллективе, который сплочён на основе правильных социальных стандартов, учителю помогает в работе с трудными детьми сама атмосфера классного коллектива, всеобщее стремление достичь коллективных целей.

Формирование такого коллектива и постановка таких целей являются первоочередными задачами. В младшем школьном возрасте у многих детей ещё не сформированы твёрдые морально-нравственные принципы. Поэтому без должного влияния крепкого сплочённого коллектива, трудные дети могут иметь значительное влияние на остальных учащихся.

В младших классах дети ещё очень податливы, поэтому особенно важно сформировать у них правильное отношение к подобным проявлениям негативного влияния.

Свою работу учитель направляет на формирование правильного понимания морально-нравственных качеств человека.

Учитель обращает внимание на то, что в самом начале формирования коллектива, необходимо познакомить детей друг с другом, показывая, что у каждого есть ценные положительные качества, которые достойны похвалы. Дети должны осознать, что эти качества у всех разные, каждый человек – это неповторимая личность, к которой надо относиться с уважением, безотносительно к тому, нравится лично тебе этот человек или нет.

Так как игра является все еще важным видом деятельности школьников младшего возраста, такие занятия учитель проводит в игровой форме.

Учитель приводит примеры игр, которые она использует:

1. Свеча правды.

Свет в классе затемняется. Это способствует созданию особой, доверительной атмосферы. Ученики садятся в кружок.

Учитель зажигает свечу. Держа свечу, учитель рассказывает о себе, говорит, немного о своей семье, например: «У меня есть двое детей, немного старше вас». Затем говорит о том, что очень рад учить таких умных и добрых детей. Говорит, что хотел бы получить от них немного больше внимательности или сосредоточенности и т.д.

Затем учитель передаёт свечу ближайшему ребёнку. Ребёнок, у которого в данный момент находится свеча, рассказывает о себе, о своих желаниях и надеждах, а также о том, что бы он хотел в себе изменить. Учитель предупреждает детей, что говорить нужно правду, или предавать свечу товарищу, ничего не говоря.

В конце игры учитель анализирует сведения о тех детях, которые отказались говорить, выясняет обстановку в семье и другие обстоятельства жизни ребёнка.

2. Цветок доброты.

Учитель во время классного часа или на уроке труда предлагает детям сделать из бумаги цветок с целью подарка тому из одноклассников, которого он желал бы похвалить или приободрить.

После того, как цветы сделаны, дети по очереди передают цветы одноклассникам, говоря при этом какие-то добрые слова. Учитель предупреэжает, что каждому из одноклассников можно передать только один цветок.

Выбирая слова, которые они должны произнести при передаче цветка, дети учатся находить положительные качества в своём сверстнике, осознавать, что каждый человек нуждается во внимании, ободрении и участии.

3. Игры-квесты на природе.

Такие игры особенно ценны тем, что в них могут принимать участие и родители. Класс вместе с теми родителями, которые захотели принять участие в мероприятии, выезжает в лес или идёт в парк. Здесь дети и родители делятся на несколько команд. Им ставится задача насобирать как можно больше красивых природных материалов для детских поделок или найти клад в виде пакета со сладостями, который учитель заранее прячет в определённом месте.

Дети учатся работать в команде, слушать друг друга, учитывать мнение старших. Победителем становится та команда, которая не только нашла клад или насобирала больше других каштанов и орехов, а та, участники которой вели себя наиболее сплочённо.

На классных воспитательных мероприятиях учитель, кроме игр, всегда использует беседы, во время которых старается показать детям, что дружный класс – это всегда взаимная доброта и уважение. Они проводят в классе конкурсы рисунков на тему: «Что я хотел бы подарить своим близким на праздник», «За что я ценю своих одноклассников».

Определяя победителей в этих конкурсах, учитель старается ненавязчиво донести до детей идею равенства всех учеников класса, ценность каждого из них.

По мнению учителя, хороший результат даёт совместное чтение и обсуждение сказок, например «Гадкий утёнок», просмотр мультфильмов и детских спектаклей.

ФГОС рекомендует педагогам с момента появления ребёнка в школе воспитывать в нём доброжелательность и толерантность. Подобные мероприятия вполне отвечают этой задаче.

Некоторые причины «трудности» детей младшего школьного возраста существовали всегда. Некоторые являются порождением современности. Самой главной причиной является неправильное отношение родителей к процессу воспитания. Особенности такого отношения могут быть разными:

  1. Родители слишком много работают, домой приходят поздно, на выходных занимаются домашними делами, дети предоставлены сами себе. Это приводит к разрыву семейных эмоциональных связей, дети запущены в педагогическом отношении, плохо подготовлены к школе, на них оказывают влияние дворовые компании старших подростков.

  2. Педагогическое невежество родителей, когда они, возможно, и уделяют внимание детям, но делают это неровно, то слишком ругают, то заваливают подарками, отчего у детей не формируются чёткие понятия о правильном и неправильном поведении. Потребностей детей разного возраста такие люди не знают и не понимают, подготовку к школе в семье такие родители часто считают излишней нагрузкой, говоря, что в школе всему и так научат.

  3. Слишком раннее приобщение детей к компьютерам, телефонам и другим гаджетам. Для того, чтобы дети не мешали им заниматься собой, часто даже вполне обеспеченные и благополучные родители, живущие в замечательных бытовых условиях, буквально с первых лет жизни дают им в руки электронные устройства. Проводя с ними слишком много времени, дети теряют интерес к живому человеческому общению, не умеют играть со сверстниками, родители также становятся для них неинтересными. Бесконтрольный доступ к различным компьютерным играм часто формирует в неокрепших детских душах склонность к насилию.

  4. Алкоголизм, наркомания и асоциальное поведение родителей. В этом случае учителю целесообразно работать в паре с органами опеки. Иногда бывает полезным поместить ребёнка в интернат или под опеку родственников, или приёмных родителей. Обычно после этого ребёнок, изъятый из семьи алкоголиков или наркозависимых, начинает вести себя лучше и включается в учебный процесс.

  5. Развод родителей. Расставание родителей – это тяжёлый фактор для ребёнка младшего школьного возраста. Классный руководитель должен сделать всё возможное, чтобы школьник как можно спокойнее пережил это непростое для семьи время. Ребёнку нужно дать понять, что развод родителей не относится напрямую к нему, что и мама, и папа будут продолжать его любить, несмотря на то, что они уже не будут жить вместе. Практически всегда во время развода контроль за ребёнком в семье снижается, поэтому дети в этот период требуют особого внимания со стороны классного руководителя. Их необходимо как можно активнее привлекать к посещению школьных мероприятий, кружков, спортивных секций.

  6. Чрезмерные требования к ребёнку в сочетании с жёсткими, часто физическими, методами воспитания, когда за малейший проступок ребёнок подвергается серьёзным наказаниям. В этих случаях вести работу нужно не столько с ребёнком, сколько с родителями, вовлекая их в жизнь класса и школы, проводя профилактические лекции на тему воспитания и распространяя педагогическую литературу.

  7. Слишком критичное отношение родителей ребёнка к школе, неуважение к школьным порядкам, неуважительное отношение в семье к классному руководителю, высказываемое при ребёнке. Это очень серьёзная проблема, которая часто вызывает в школьнике заносчивость, непослушание, осознание себя, как человека, находящегося на ступень выше всех остальных. К сожалению таких родителей вовлечь в общеклассные мероприятия крайне сложно. Поэтому в этом случае я предпочитаю работать с самим ребёнком, делать так, чтобы ему в классе действительно было комфортно и интересно.

  8. Объективные причины, такие как переезд на другое место жительства, повлекший за собой оторванность от друзей и привычной жизни, смерть кого-нибудь из близких родственников, болезнь самого ребёнка, операция, долгое пребывание в больнице.

Учитель осуществляет и работу с родителями

Целью работы с родителями трудных детей является:

  1. Донесение до родителей информации о том, что ошибки в их поведении мешают их ребёнку достигать определённых успехов,

  2. В случае алкоголизма и других асоциальных действий показывать родителям, какие негативные чувства испытывает их ребёнок из-за их поведения, доводить до их сведения, что нежелание их изменить свой образ жизни может закончиться ограничением в родительских правах и отобранием ребёнка,

  3. Обращение к тем родственникам, которые могут повлиять на родителей,

  4. Заинтересовать родителей педагогическими темами, сформировать у них потребность получения знаний о развитии и обучении детей,

  5. Рассказать родителям о современных требованиях к воспитанию и недопустимости любых физических методов воздействия на ребёнка,

  6. Ознакомить родителей с правовыми нормами относительно воспитания детей.

Для того чтобы начать работать с классом, классный руководитель должен определить всех детей, попадающих в разряд трудных. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:

Какие именно проблемы имеются у ребёнка, и по каким критериям его можно назвать трудным?

Какова степень педагогической запущенности данного учащегося?

Какие проблемы в семье привели к таким последствиям?

Какое место занял ребёнок в классном коллективе, имеет ли он регулярные дружеские контакты с одноклассниками?

Какие творческие и иные способности есть у этого ученика, что его занимает, какие у него интересы, и к каким видам внеурочной деятельности его можно привлечь?

Есть ли в семье взрослый человек, с которым можно совместно работать с ребёнком?

Связан ли ребёнок с неблагополучными компаниями? Если связан, то с какими и насколько прочно?

Все эти сведения входят в диагностическую карту трудного ребёнка.

Их классный руководитель получает методом опросов и анкетирования, посещения семей учащихся и анализом их школьной и внешкольной деятельности.

Важно учитывать, что некоторые проявления неправильного поведения ребёнка могут быть не признаком недостаточного воспитания в семье, а личными качествами, например, отставанием интеллектуального или эмоционального развития.

Таких детей желательно выявить ещё до начала школьных занятий, за несколько недель, а то и месяцев до того, как они придут в первый класс.

Определить проблемы детей помогут стандартные задания и вопросы, которые проводятся в присутствии родителей. Участие родителей в этом мероприятии особенно важно для того, чтобы они не считали, что к их ребёнку предъявляются какие-то особые требования, чтобы они уяснили для себя примерный уровень подготовки ребёнка к школе, и при желании, смогли за оставшееся время позаниматься со своим малышом.

Учитель, работая с трудным ребенком, старается уделять ему максимум внимания, для того, чтобы достичь вовлечь ребёнка в интересную для него и полезную деятельность, создать в классе такую атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и у него не будет потребности самоутверждаться за счёт других детей, развивать в ребёнке волевые качества, формировать правильное отношение к своему поведению, формировать доверительное отношение к товарищам и учителям, что поможет ему в случае необходимости обратиться за помощью, учить ребёнка морально-нравственным принципам.

В своей практике учитель использует две формы работы с трудными детьми:

Коллективные формы. Учитель проводил классные часы, общие игры, беседы, анкетирования, прогулки, походы и т. д. Во время проведения этих мероприятий учитель заметил, что трудный ребёнок находится среди остальных детей, наблюдает их модель поведения, замечает различие между собой и ими, делает нужные выводы. Если в классе сформировано достаточно доброжелательные отношения между учащимися, трудный ребёнок не чувствует себя изгоем, а наоборот, ощущает свою нужность. Это является мощным воспитательным фактором.

Индивидуальные формы. Индивидуальные опросы, беседы один на один с учителем, посещение семьи проблемного ученика, составление для него индивидуального плана работы, совместная работа со школьным психологом и т.д. При индивидуальной работе учитель выделяет ту сферу деятельности, которая ребёнку наиболее близка, в которой он может быстро добиться успеха.

Обобщая опыт работы Юхановой Светланы Викторовны, следует сказать, что основная работа с трудными учащиесями у учителя направлена на сплочение коллектива и воспитание толерантного отношения у детей друг другу, поскольку учитель считает, что трудный ребенок, младшего школьного возраста имеет не до конца сформированные и устойчивые взгляды и поведение, он будет учиться на примере своих сверстников, важную роль учитель также отводит работе с родителями, ведь именно в семье закладывается фундамент правильного воспитания ребенка.

Иногда бывают ситуации, когда кажется, что ребёнок одинаково запущен во всех отношениях, он плохо воспринимает информацию, грубит, лжёт, ничем не интересуется. Но такое впечатление, обычно, бывает результатом недостаточно вдумчивой работы с данным ребёнком.

Всегда можно найти что-то, что поможет подобрать ключик к ученику, будь то спорт или любовь к животным, или ручной труд. Если у классного руководителя появится повод регулярно хвалить трудного ученика за какие-то его действительные достижения – это можно считать началом успеха.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Работа с трудными детьми в начальной школе. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/10/17/rabota-s-trudnymi-detmi-v-nachalnoy. (дата обращения: 20.03.23). – Текст: электронный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!