Из опыта работы учителя биологии Демкевич Елены Викторовны
Слишком много на Земле людей, которым никто не помог раскрыться. Антуан де Сент - Экзюпери
Группы компетенций
1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).
3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Задачи :
- обеспечение ресурсной базы для
-реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет);
- использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей школьников;
- осуществление мониторинга развития компетентной личности школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы.
При выборе образовательных технологий я использую критерии:
1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
4. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
5. Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
Инфомационные компетенции
№
Показатели сформированности информационной компетентности
1.
Средства оценивания
Компьютерная грамотность обучающихся.
2.
Умение пользоваться различными средствами информации.
Практическая работа
3.
Интегрированные самостоятельные работы
Умение переводить информацию из одного вида в другую.
Творческие задания
Самостоятельная учебная деятельность
- 1. Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.
- 2. В парах, группах, развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- 3. Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.
- 4. Как с источником образовательной информации при работе в группах и индивидуально.
- 5. Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.
- 6. Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.
Дифференцированное домашнее задание
- Изучить страницы учебника 117-120.
- Придумать биологическую задачу по теме: «Многообразие ракообразных».
- Подобрать из дополнительной литературы или Интернета интересные факты о Ракообразных.
- Составьте шпаргалку по теме: «Класс Ракообразные».
Элементы исследовательской деятельности на уроке
- Подсчет пульса при различных условиях;
- Действия ферментов в растительных и животных клетках;
- Нахождение вида растения по описанию, выявление его критериев.
- Работа с дополнительными источниками информации
Коммуникативная компетентность
№
Показатели сформированности коммуникативной компетентности
1.
Средства оценивания
Умение общаться и работать в группе
2.
Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности
Результативность при работе в команде
Создание текстов разных речевых жанров
Метод обучения сотрудничества
· разнородность группы по успеваемости, полу;
· одно задание на группу;
· необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;
· обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;
· одна оценка за проделанную работу на группу.
Индивидуальная форма работы
Решение биологических задач:
- Летом ребята пошли ловить раков и очень удивились тому, что панцирь одного рака был мягкий. Объясните почему?
- В русском фольклоре часто встречается выражение «пятится как рак». Откуда пошло такое выражение?
- 3. Как слово «мозаика» у Вас ассоциируется со зрением речного рака?
Групповая форма работы
I группа.
- Изучите текст учебника на стр. 118-119 и ответьте на вопросы:
- Назовите представителей отряда Листоногие. Почему дафнию называют «водяная блоха»?
- Из чего готовят сухой корм для аквариумных рыбок?
- Название этот рачек получил по имени мифологического героя. Что это за рачек? Почему так назван?
II группа.
- Изучите текст учебника на стр. 118-119 и ответьте на вопросы:
- Сравните двух животных, относящихся к отряду Равноногие, где они обитают?
- Почему мокрица может жить только во влажной среде?
- Правильное ли название дали ученые бокоплаву? Почему?
Групповая форма работы
III группа.
- Изучите текст учебника на стр. 118-119 и ответьте на вопросы:
- Определите животное по описанию:
- - крупный морской рак, массой до 15 кг, передвигается по дну при помощи ходильных ножек;
- - крупный рак, клешни отсутствуют, служит в качестве объекта промысла.
- 2. Какие животные ведут одиночный образ жизни, вступая в симбиотические отношения с актиниями?
- 3. Составьте вопросы к тексту параграфа. Отряд Усоногие?
Групповая форма работы
- задания для левополушарных детей:
- Сделайте из пластилина акулу, сохраняя форму тела и пропорции тела рыбы;
- сравните действия неорганического катализатора и биокатализатора.
Задания для правополушарных детей
- прослушайте материал на аудиодиске и попробуйте ответить на поставленные вопросы;
- Составьте биологические задачи по данной теме;
- Найдите материал по теме, чтобы его разместить в рубрике: «Удивительное рядом»
Социальная компетентность
№
Показатели сформированности социальной компетентности
1.
Средства оценивания
Позитивная внеурочная деятельность
2.
Активное участие в жизни школы и местного социума
Участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах
3.
4.
Результат участия в социально направленных мероприятиях
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
Культура здоровья учеников
Удовлетворенность родителей результатами сформированности соц. культуры
5.
Мониторинг психолога, врача школы
Самоуправление в классе
Действие системы самоуправления в классе
Предметные компетенции:
- Классифицировать организмы, знать систематические категории.
- Знать общие черты сходства и отличия царств, типов Животных, отделов Растений, отрядов, семейств, родов, видов.
- Применять биологические знания на практике.
- Уметь определять принадлежность живого организма к определенному царству.
- знать сущность биологических процессов.
Ситуация успеха и пути ее создания
Момраорывамлрып