СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя химии-эксперта ЕГЭ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники не достаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку учащихся к экзамену. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы. Особенно это касается заданий части С. В связи с этим,  я перестроила процесс обучения  химии в 10-11 профильных классах.  Теоретическая составляющая моих занятий  с учащимися профильной группы 10-11 классов разработана на основе  программы по химии  для подготовки к ЕГЭ (см. в приложении) . В качестве практической компоненты использованы задания ЕГЭ и олимпиад, а также задачи и задания из авторской коллекции.  По каждому пункту программы я составила соответствующую методическую разработку, включающую задание для работы в классе, домашнее задание (КИМ) . Учебные материалы, ядром которых являются задания ЕГЭ, представляют собой модификацию КИМов ЕГЭ и позволяют проводить пошаговую комплексную диагностику знаний, как на протяжении всего периода обучения по каждой теме, так и по предмету в целом в срезе совокупности заданий ЕГЭ.   Такая форма диагностики и контроля знаний позволяет:     объективно оценивать каждый этап подготовки , вовремя определять и ликвидировать пробелы , адаптировать ученика к специфике ЕГЭ  , с высокой вероятностью прогнозировать балл ЕГЭ  , получить высокий балл на ЕГЭ , сделать прозрачным процесс обучения.   Занятие по подготовке к ЕГЭ по химии состоит из последовательных этапов: проверка и анализ домашнего задания,объяснение новой темы, изучение новых алгоритмов решения задач. Объяснение теоретической части химии проходит с использованием  материалов мультимедиа, мнемонических правил для запоминания терминов и формул, школьной доски для "живой" прорисовки схем, формул, уравнений реакций. Используются также и видеофрагменты и структурированные конспекты. Все демонстрационные материалы проецируются на большой экран и с огромным интересом воспринимаются учениками.  Изучение алгоритмов решения задач - это самый важный цикл в курсе любого естественнонаучного предмета, особенно в курсе химии. Фундаментальное освоение химии возможно только путем формирования прочной системы анализа и логики. Огромное количество свойств веществ, зачастую похожих, запомнить невозможно, если ученик не научится мыслить логически, абстрагироваться. Понять химию можно только через "призму алгоритмики", при изучении которой развивается логика естественнонаучного мышления и формируется умение анализировать. Ученик видит химию как четкую логическую систему и легко осваивает все ее разделы, в том числе химию элементов и органическую химию.  В цикле решения задач изучаются системы алгоритмов. Ученик понимает, что все алгоритмы взаимосвязаны, каждый тип алгоритма логически вытекает из другого. Домашнее задание представлено совокупностью тестов, заданий, задач. Тематическая диагностика и контроль знаний - это проверка и оценка выполненного домашнего задания, тесты и задачи в котором подобраны особым образом, что позволяет использовать их не только в качестве объективной диагностики знаний, но и для самостоятельного более глубокого изучения материала. Результирующие баллы заносятся в тематическую диагностическую карту.  Такая форма контроля и диагностики позволяет объективно оценить знания и умения ученика по каждой теме, вовремя определить и ликвидировать пробелы. Проверка домашнего задания завершается подробным анализом ошибок, разбором и решением сложных задач, закреплением изученного материала. Диагностические контроли ЕГЭ составлены из реальных заданий ЕГЭ и проводятся в виде обобщающей контрольной работы после изучения тематического блока. Такая форма контроля и диагностики позволяет проводить пошаговую комплексную диагностику знаний на протяжении всего периода обучения в срезе совокупности заданий ЕГЭ, вовремя определить и ликвидировать пробелы, адаптировать к специфике ЕГЭ. Диагностический контроль завершается подробным анализом ошибок, обобщением и систематизацией изученного материала.  Погружение в ЕГЭ - это имитация реального ЕГЭ с диагностикой результатов, анализом ошибок, закреплением навыков решения задач. Работы для Погружений составлены из реальных билетов ЕГЭ с заданиями А, Б и С и  проводятся в классе систематически в последнем полугодии. Работа проверяется перфокартой и оценивается по шкале ЕГЭ.  Оценочные баллы заносятся в Карту погружений в ЕГЭ, здесь также отмечаются задания, в которых были допущены ошибки. После проверки работы проводится анализ каждой ошибки и закрепляются навыки решения задач. На основании результатов, представленных в диагностической карте, ученик получает методические рекомендации. Такой методический прием помогает адаптировать ученика к специфике ЕГЭ, обобщить и систематизировать знания в срезе комплекса заданий ЕГЭ,  получить на ЕГЭ высокий балл.  Внимание к мелочам – залог успеха на экзамене! Шерлок Холмс, один из любимых книжных персонажей многих поколений, утверждал: «Ватсон, запомните, нет ничего важнее мелочей». Скрипит пятая ступенька, царапина на браслете - эти моменты могут рассказать многое… Вот о том, что и в подготовке к экзамену, и при выполнении заданий нет и не может быть мелочей, я и подчёркиваю неоднократно в разговоре с учениками на уроках. Прежде всего , при изучении любой темы определяю задания части А,В и С. Почему важно знать нормативную базу ЕГЭ? Знание числа заданий в каждой из частей и их типологии – возможность правильно распределить время и учесть различия в алгоритмах решения заданий. Знание системы оценивания – правильное понимание того, за что можно получить/потерять баллы на экзамене. При изучении каждой темы я указываю на основные ошибки на ЕГЭ по химии. Например, возможные ошибки в задании С-1: выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.  Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой : а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак; б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид; в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе. Ошибки в задании С-2: Невнимательное прочтение условия задания (например, названия вещества) - ошибки в составляемых уравнениях реакций.  Пренебрежение компонентами описания, предложенными в условии задания, – «в водном растворе», «в сернокислой среде», «осадок прокалили», «газ бурого цвета», «студенистый осадок», «оранжевый раствор».  Не всегда правильно понимается и используемая терминология. Так, например, слово «прокалили» нередко воспринимается выпускниками лишь как процесс нагревания, т.е. без учета возможности протекания реакций разложения.  Ошибки в задании С-3: незнание условий протекания химических реакций, генетической связи классов органических соединений; незнание механизмов, сущности и условий реакций с участием органических веществ, свойств и формул органических соединений; неумение предсказать свойства органического соединения на основе представлений о взаимном влиянии атомов в молекуле; незнание окислительно-восстановительных реакций (например, с перманганатом калия). Ошибки в задании С-4: Ошибки в уравнениях реакций, по которым ведутся расчёты. Неверная логика (алгоритм) решения задачи. Ошибки в преобразовании расчетных формул. Арифметические ошибки: при подсчете относительных атомных масс, при составлении пропорций для определения количеств реагирующих веществ. Ошибки в заданииС-5: в общих формулах классов органических веществ; в уравнениях реакций с использованием общих формул классов органических веществ; отсутствие промежуточных действий в решении задачи; арифметические ошибки; невнимательность при записи окончательного ответа (вместо формулы остается рассчитанное число атомов углерода); в названиях веществ.  Пред экзаменом в 4-ой четверти ученикам раздаю следующие файлы:1. Что повторить? Номенклатуру (названия) веществ. Запись уравнений электролиза солей, в том числе электролиза ацетатов. Запись уравнений совместного гидролиза и гидролиза бинарных веществ. Уравнения реакций между солями, сопровождающиеся изменением степеней окисления (не реакции ионного обмен). Общие формулы основных классов органических соединений, Способы получения органических веществ, Качественные реакции на ионы и органические вещества. 2. Важные советы: Быть внимательными! Не торопиться! Бороться за каждый балл, т.к. все они идут в Вашу «копилку»! Если готового ответа нет, то рассуждать и задавать себе вопросы. По ходу выполнения заданий делать любые пометки, которые помогут правильно решить задание. Делать, но не использовать шпаргалки. Проверить ответы !3. Тест по теме… Приведу в качестве примера тематический тест по теме :  Химия элементов VIIА группы 1.Какое соединение содержит катион и анион с электронной конфигурацией 1s22s22p63s23p6? 1) NaCl   2) NaBr  3) KCl  4) KBr  2. Какой из приведенных неметаллов не проявляет степени окисления, равной номеру группы? 1) N    2) S   3) F   4) Br 3.Хлор в твердом состоянии имеет кристаллическую решётку 1) атомную              3) металлическую               2) молекулярную    4) ионную 4.Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: KClO3 + … + H2SO4 → I2 + … + KCl + H2O Определите окислитель и восстановитель 5.Через бромную воду пропустили сероводород. Образовавшееся в результате твердое простое вещество отделили, и к оставшемуся раствору добавили гидроксид натрия. Полученный раствор разделили на две части, к первой добавили раствор нитрата серебра. Вторую часть обработали раствором дихромата калия, подкисленным серной кислотой. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!