СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы “ Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Подготовка к обучению технике письма“

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы “ Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда.

Подготовка к обучению технике письма“

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы “ Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Подготовка к обучению технике письма“»

Из опыта работы “ Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда.

Подготовка к обучению технике письма“

21.04.2020г. Осипова Р.А. – учитель-логопед МБОУ “СОШ №7” высшая квалификационная категория

г.Сафоново

Письмо — совершенно новый вид деятельности для детей, на­чинающих школьное обучение. О предварительной подготовке к обучению письму К.Д. Ушинский писал: “Основательное, ничем не пренебрегающее первоначальное обучение постепенно ускоря­ет свой ход: ученик, много пропустивший вначале, теряет гораздо больше времени на восполнение этих пропусков’’(Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1939. — Т. 2.— С. 162).


Трудно ли ребенку учиться писать

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испы­тывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кро­ются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро уста­ют; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее со­единение, нижнее соединение и т.д.


Испытывают ли дети с задержкой психического развития

особые трудности при обучении письму

У детей с задержкой психического развития указанные осо­бенности осложняются легкой формой нарушения движений. Изменение(повышение или понижение) мышечного тонуса обуслав­ливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. Недо­статочная деятельность нервной системы делает движения нелов­кими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время правильно удерживать каран­даш или ручку. По мере нарастания утомления движения кисти ру­ки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зритель­но-двигательной координации.


Как помочь ребенку избежать трудностей.

Три направления подготовки ребенка к обучению технике письма


Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в не­скольких направлениях:

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентирование на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.

Одновременно с подготовкой к обучению технике письма не­обходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ре­бенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, фор­мировать действие последовательного выделения звуков из слова. О развитии у детей этой способности подробно рассказано выше.


Последовательно или одновременно

Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновре­менно во всех направлениях.

Развитию руки способствуют занятия не только на уроках письма, но и на других уроках (труда, физкультуры, ритмики, ма­тематики) и во внеклассное время (в ходе игры с мозаикой и дру­гими мелкими предметами, лепки, рисования, плетения и т.д.). В свою очередь, овладение техникой письма способствует развитию внимания, глазомера, координации движений рук, так необходи­мых для занятий другими дисциплинами.

Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2—3 ми­нуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце урока.


Упражнения для пальцев и кистей рук

Предлагаем систему упражнений, разработанную И.Ф. Мар­ковской и Е.А. Екжановой. Гимнастика рук начинается с размин­ки: их сгибания и выпрямления. Детям нравится использовать для этого упражнения игрушки с пищалками. Затем следуют упражне­ния на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно они имитиру­ют действия с каким-либо реальным предметом.

“Красим забор”: движение кистей рук вверх — вниз, затем вправо — влево.

“Погладим котенка”: плавные движения поглаживания снача­ла одной, потом другой рукой.

“Курочка пьет водичку”: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмические наклоны рук вперед.

“Музыканты”: движениями рук дети копируют игру на разли­чных музыкальных инструментах.

“Солим суп”: локти опираются на стол, пальцы обеих рук вос­производят соответствующие движения.

Далее предлагаются упражнения на удержание кисти руки в определенной позе. Сначала ребенок действует каждой рукой по­очередно, затем двумя руками одновременно.

“Зайчик”: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак; постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы — зайчик вытянул ушки.

Можно предварить это упражнение загадкой о зайце, сопро­вождать действия считалкой:


Зимой белый, летом серый.

Прыгает ловко, любит морковку.


Зайчишка-трусишка Капусту нашел,

По полю бежал, Сидит, грызет.

В огород забежал, Иди прочь —

Морковку нашел, Хозяин идет.

“Кольцо”: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы и соеди­няются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

“Гусь”: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

“Коза-дереза”: пальцы зажаты в кулак. Выпрямляются указа­тельный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой “Идет коза рогатая...”

Упражнения для автоматизации движений и развития внима­ния состоят из серии последовательных действий. Они сопровож­даются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соот­ветствует выполняемым движениям.

“Пальчики поздоровались”: кончик большого пальца после­довательно прикасается к остальным. Упражнение сначала выпол­няется одной, а затем двумя руками. Разновидность этого упраж­нения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу. Пальцы разведены; поочередно одноименные паль­цы соприкасаются, постукивая подушечками друг о друга. Выпол­нение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешек:

Жили-были три пингвина: Пик, Пак, Пок.

Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.




Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.


“Человечек бежит”: указательный и средний пальцы “бегают” по столу. Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее — двумя руками вместе.

“Цветок распустился”: пальцы зажаты в кулак; каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки у цветка; большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней — цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках отводятся назад — цветок распустился. Это упражнение сопрово­ждается чтением стихотворения о цветах, например:

Мы цветы в саду сажаем, Астры, лилии, тюльпаны

Их из лейки поливаем. Пусть растут для нашей мамы.


“Зайчик — кольцо”: упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем — другой, а далее обеими руками вместе.

“Ладонь — кулак”: руки опираются на локти, ладони обраще­ны друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжи­мается в кулак и вновь легко ударяет о ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.

Сначала объяснение взрослого сопровождается показом того, как надо выполнять каждое упражнение, то есть в значительной мере дети действуют по подражанию. Постепенно показ устраня­ется, остаются только словесные указания. Возвращаться к показу следует лишь в случае неправильных действий ребенка. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педа­гог следит за правильностью позы кистей рук каждого ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если ребе­нок не может самостоятельно принять нужную позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет его руку и действует вместе с ним. В случае необходимости ребенок может поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работаю­щей. При этом следует поощрять ребенка: “Молодец! Посмотри, какие прямые ушки получились у зайчика”.


Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги


Формирование графического навыка как технической сторо­ны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму ко­торых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, разме­ром и расположением относительно рабочей строки. Следователь­но, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он дол­жен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких про­странственно-количественных отношениях эти элементы объеди­нены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражне­ния на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентиров­ки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа про­водится на листах большого формата и опирается на активную де­ятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бу­маги, ему предлагают выполнить задания типа: “Снежинки пада­ют”, “Бабочка на лугу”.

Первое упражнение состоит в том, что под руководством пе­дагога дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, или елочные украшения в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои дей­ствия ребенок сопровождает словами: “сверху вниз”.

Подобным же образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а за­тем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабоч­ку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: “вверх — вниз”, “снизу вверх”.

Для отработки движения “слева направо” также используют­ся игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игруш­ками. Например, самолет “разбегается” по взлетной полосе, ма­шина “едет” из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом — слева, а дача — справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: “слева направо”.

Ориентированию на плоскости и запоминанию слов право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний помогает игра “Ко­тята разбежались”. На фланелеграфе или на листе бумаги разме­щены фигурки трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Дети называют мес­то расположения котят: например, в середине. Учитель говорит: “Котята разбежались”,— и передвигает фигурки в разных направ­лениях. Дети поочередно должны показать и сказать, где какой на­ходится котенок. Например: “Серый котенок сидит в правом верх­нем углу, а рыжий — внизу слева” и т. д.

Эта игра имеет несколько вариантов. Например, “Что изме­нилось?”: педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и за­помнить. Затем дети выбирают “водящего”, тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.

“Дрессированные котята”. Ребенок-“дрессировщик” указыва­ет место расположения каждого котенка. Например, черный коте­нок — в середине, а пестрый — внизу справа. Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями “дрессировщика”.

Подготовка к обучению технике письма не только на усвоение учащимися некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка. Этот период обучения должен стать почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для дальнейшего изучения школьного курса русского языка.






Литература.

1. Журнал “Дефектология”, №1, 1983, О.С.Бот “Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР”

2. Журнал “Дефектология”, №4, 1988, И.Ф. Марковская “ Развитие тонкой моторики рук у детей”

3. Журнал “Дошкольное воспитание”, №9, 1990, А. Бейлина “Пальчиковые игры”.

Доклад для родительского собрания

( начальная школа, ноябрь 2016г.)


Осипова Р.А. – учитель-логопед МБОУ “СОШ №7” г.Сафоново

высшая квалификационная категория


“Правильно готовьте ребенка к школе”

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выразить свои мысли, тем шире его возможность по­знать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, а следовательно, его личность в целом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отра­зиться на деятельности и по­ведении малыша. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие, пропускаю­щие или искажающие звуки), начиная осознавать свой недо­статок, становятся молчаливы­ми, застенчивыми, нерешитель­ными. Если же их не понимают, они раздражаются, в некоторых случаях становятся агрессив­ными. Вместо того, чтобы по­просить у товарища игрушку по­играть, они силой отбирают ее, что даже в детском коллективе вызывает негативное отноше­ние к такому ребенку. Не говоря о родителях, чей ребенок был обижен.

Если в три года ребенок не говорит, надо показать его тол­ковому учителю-логопеду. Чем раньше начнутся занятия по развитию речи, тем больше шансов, что к моменту посту­пления в школу будущий уче­ник подготовится к выполнению школьных требований и без труда справится с учебой. Ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вме­сте с ростом и развитием ма­ленького человека.

Позже такой ребенок посту­пает в школу. Даже на началь­ном этапе обучения недостатки речи могут привести к неуспева­емости, неуверенности в соб­ственных силах.

Особенно важное значение имеет правильное чистое про­изношение звуков и слов в пе­риод обучения чтению, так как затем происходит формирова­ние письменной речи на основе устной.

Если в 4-5 лет ваши сын или дочь плохо говорят и у них нару­шено произношение многих зву­ков, следует обследовать уст­ную речь ребенка, здесь может обнаружиться еще и неумение слышать и дифференцировать фонемы русского языка, а такие отклонения уж точно ведут к от­ставанию в учебе. Нередки слу­чаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу началь­ной школы. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране 30-40% поступающих в школу имеют стойкую ту или иную речевую патологию. При пра­вильной же организации и про­ведении коррекционной рабо­ты учитель-логопед помогает детям справиться с имеющи­мися у них нарушениями речи и наравне с другими учащими­ся овладеть школьными знаниями.

Родители, разговаривайте с ребенком, обсуждайте вместе с ним прочитанное, предлагайте рассказывать об увиденном, о том, как прошел день, - это бу­дет способствовать формирова­нию правильной речи. Состав­ляйте рассказы по картинкам, на определенную тему, рас­сказывайте сказки, учите сти­хи. Не разрешайте длительное время смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры.

С шести лет один-два раза в неделю займитесь специальной подготовкой руки к письму - в книжных магазинах есть специальные пособия, обучающие дошкольников некоторым элементам правильного письма.

Не давайте с собой в детский сад электронные игры, так как они негативно действуют на не­окрепшую психику.

К моменту поступления ре­бенка в школу он должен уметь тормозить свою двигательную активность, иначе трудно бу­дет высидеть урок, вниматель­но воспринимая то, что гово­рит учитель освоить чтение и письмо. К моменту посту­пления в школу должны быть развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную на­грузку с первых дней обучения.

Чтобы ученик овладел на­выками письма, необходимо, чтобы мелкие мышцы кисти до­стигли определенного развития и сформировались моторные (двигательные) навыки. Готовить к школе нужно всех детей и прежде всего тех, которые не посещают детский сад. К ежедневным (подчеркиваю - ежедневным) занятиям с дошкольником советую приступить, как только ему исполнится пять лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры - не сдерживайте его фантазию, но следите, чтобы ребенок правильно держал карандаш, фломастер, кисточку. Полезно лепить из пластилина или вы­резать из бумаги, ткани, кар­тона. Собирать конструктор из мелких деталей лучше вместе с малышом. Учите детей при­шивать пуговицы, шнуровать, завязывать бантики, развязы­вать узлы.

С шести лет один-два раза в неделю займитесь специ­альной подготовкой руки к пись­му - в книжных магазинах есть специальные пособия, обучаю­щие дошкольников некоторым элементам правильного письма.

Занятия по специальным тетрадям призваны научить не собственно письму букв, а лишь тем приемам и движени­ям пальцев и кисти рук, с по­мощью которых выполняются различные прописи. Важно, что дошкольник может рас­считывать на помощь мамы и папы, находящихся в трудный момент рядом.

Дети 5-6 лет не могут писать непрерывно более трех минут, они начинают допускать ошиб­ки. Нужно дать их рукам отдо­хнуть, выполнив упражнения для мелкой моторики, а затем продолжить письмо. Каждое занятие должно длиться 25-30 минут. Выбирайте мебель, со­ответствующую росту ребен­ка. Расстояние от тетради до глаз устанавливайте так: рука, согнутая в локте, опирается о стол, кончики пальцев касаются внешнего угла глаза.

Надеюсь, что мои маленькие советы и рекомендации помогут вам и вашим детям хорошо под­готовиться к школе, с радостью и желанием пойти в первый класс, а затем успешно учиться.




Памятка для родителей


  1. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения в школе. Неправильная речь затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитие, характере и в будущем может быть причиной дальнейшей неуспеваемости в школе. Своевременная помощь ребенку может сыграть решающую роль в деле выравнивания школьной, а затем и общей судьбы ребенка.

  2. Взрослому прежде всего самому надо постараться поверить в то, что стоящие на пути трудности вполне преодолимы. Обязательно убедите в этом ребенка.

  3. Разговаривая с ребенком, выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Отвечайте на все вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом. Правильно произносите звуки и слова.

  4. Развивайте у ребенка уверенность в своих силах, почаще говорите ему: “Ты хороший, ты умный, у тебя все получится”. Не ругайте постоянно, не сравнивайте: “Вот у Толи все получается, а у тебя нет”. Высказываете предвосходящую успех оценку. Например : “Ты все правильно делаешь”, “Молодец! Как у тебя хорошо получается”.Не ругайте в присутствии детей и взрослых. Никогда не говорите ребенку: “Отстань”.

  5. Верьте в ребенка. Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, т.к. только их оптимизм и вера в успех порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.

  6. Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.

  7. Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь за нескладным выражением идеи, видеть активную работу мысли.

  8. Воспитывайте настойчивость в выполнении задания, доводите дело до логического конца.

  9. Заинтересуйте ребенка в правильном выполнении задания, поддержите его искреннее желание – писать без ошибок, чтобы он не потерял уверенности в своих силах.

  10. Научите ребенка учиться, чтобы тяжелый умственный труд при дальнейшем обучении был ему в радость, а не в тягость.

  11. Поддерживайте любой, даже самый маленький, успех ребенка.

  12. Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.

  13. Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет ребенка.

  14. Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.

  15. Усложняйте задание только тогда, когда ребенок справится с предыдущим. При неудаче повторяйте задание, давайте аналогичное.

  16. Создайте ситуацию успеха, но таким образом, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан самому себе, а не взрослому.

  17. Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность в поиске решения ситуации.

  18. Не перегружайте речь детей заучиванием наизусть длинных стихов и сказок. Могут возникнуть запинки, а потом и заикание.

  19. Не бейте ребенка по голове и не давайте подзатыльников!!!

  20. Если наказываете ребенка : объясните – за что.

  21. Найдите мужество извиниться перед ребенком, если вы его незаслуженно обидели, он все поймет, простит, не затаит обиду и еще больше будет вас уважать.

  22. Ребенок должен купаться в родительской любви.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!