Из опыта работы “ Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда.
Подготовка к обучению технике письма“
21.04.2020г. Осипова Р.А. – учитель-логопед МБОУ “СОШ №7” высшая квалификационная категория
г.Сафоново
Письмо — совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение. О предварительной подготовке к обучению письму К.Д. Ушинский писал: “Основательное, ничем не пренебрегающее первоначальное обучение постепенно ускоряет свой ход: ученик, много пропустивший вначале, теряет гораздо больше времени на восполнение этих пропусков’’(Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1939. — Т. 2.— С. 162).
Трудно ли ребенку учиться писать
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т.д.
Испытывают ли дети с задержкой психического развития
особые трудности при обучении письму
У детей с задержкой психического развития указанные особенности осложняются легкой формой нарушения движений. Изменение(повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная деятельность нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время правильно удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления движения кисти руки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно-двигательной координации.
Как помочь ребенку избежать трудностей.
Три направления подготовки ребенка к обучению технике письма
Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу.
Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в нескольких направлениях:
а) гимнастика пальцев и кистей рук;
б) ориентирование на листе бумаги;
в) формирование элементарных графических навыков.
Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова. О развитии у детей этой способности подробно рассказано выше.
Последовательно или одновременно
Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях.
Развитию руки способствуют занятия не только на уроках письма, но и на других уроках (труда, физкультуры, ритмики, математики) и во внеклассное время (в ходе игры с мозаикой и другими мелкими предметами, лепки, рисования, плетения и т.д.). В свою очередь, овладение техникой письма способствует развитию внимания, глазомера, координации движений рук, так необходимых для занятий другими дисциплинами.
Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2—3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце урока.
Упражнения для пальцев и кистей рук
Предлагаем систему упражнений, разработанную И.Ф. Марковской и Е.А. Екжановой. Гимнастика рук начинается с разминки: их сгибания и выпрямления. Детям нравится использовать для этого упражнения игрушки с пищалками. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно они имитируют действия с каким-либо реальным предметом.
“Красим забор”: движение кистей рук вверх — вниз, затем вправо — влево.
“Погладим котенка”: плавные движения поглаживания сначала одной, потом другой рукой.
“Курочка пьет водичку”: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмические наклоны рук вперед.
“Музыканты”: движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.
“Солим суп”: локти опираются на стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Далее предлагаются упражнения на удержание кисти руки в определенной позе. Сначала ребенок действует каждой рукой поочередно, затем двумя руками одновременно.
“Зайчик”: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак; постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы — зайчик вытянул ушки.
Можно предварить это упражнение загадкой о зайце, сопровождать действия считалкой:
Зимой белый, летом серый.
Прыгает ловко, любит морковку.
Зайчишка-трусишка Капусту нашел,
По полю бежал, Сидит, грызет.
В огород забежал, Иди прочь —
Морковку нашел, Хозяин идет.
“Кольцо”: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы и соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
“Гусь”: рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.
“Коза-дереза”: пальцы зажаты в кулак. Выпрямляются указательный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой “Идет коза рогатая...”
Упражнения для автоматизации движений и развития внимания состоят из серии последовательных действий. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует выполняемым движениям.
“Пальчики поздоровались”: кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение сначала выполняется одной, а затем двумя руками. Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу. Пальцы разведены; поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая подушечками друг о друга. Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешек:
Жили-были три пингвина: Пик, Пак, Пок.
Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
“Человечек бежит”: указательный и средний пальцы “бегают” по столу. Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее — двумя руками вместе.
“Цветок распустился”: пальцы зажаты в кулак; каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки у цветка; большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней — цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках отводятся назад — цветок распустился. Это упражнение сопровождается чтением стихотворения о цветах, например:
Мы цветы в саду сажаем, Астры, лилии, тюльпаны
Их из лейки поливаем. Пусть растут для нашей мамы.
“Зайчик — кольцо”: упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем — другой, а далее обеими руками вместе.
“Ладонь — кулак”: руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и вновь легко ударяет о ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.
Сначала объяснение взрослого сопровождается показом того, как надо выполнять каждое упражнение, то есть в значительной мере дети действуют по подражанию. Постепенно показ устраняется, остаются только словесные указания. Возвращаться к показу следует лишь в случае неправильных действий ребенка. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кистей рук каждого ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если ребенок не может самостоятельно принять нужную позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет его руку и действует вместе с ним. В случае необходимости ребенок может поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. При этом следует поощрять ребенка: “Молодец! Посмотри, какие прямые ушки получились у зайчика”.
Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги
Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.
Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: “Снежинки падают”, “Бабочка на лугу”.
Первое упражнение состоит в том, что под руководством педагога дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, или елочные украшения в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия ребенок сопровождает словами: “сверху вниз”.
Подобным же образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: “вверх — вниз”, “снизу вверх”.
Для отработки движения “слева направо” также используются игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игрушками. Например, самолет “разбегается” по взлетной полосе, машина “едет” из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом — слева, а дача — справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: “слева направо”.
Ориентированию на плоскости и запоминанию слов право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний помогает игра “Котята разбежались”. На фланелеграфе или на листе бумаги размещены фигурки трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Учитель говорит: “Котята разбежались”,— и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и сказать, где какой находится котенок. Например: “Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий — внизу слева” и т. д.
Эта игра имеет несколько вариантов. Например, “Что изменилось?”: педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают “водящего”, тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.
“Дрессированные котята”. Ребенок-“дрессировщик” указывает место расположения каждого котенка. Например, черный котенок — в середине, а пестрый — внизу справа. Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями “дрессировщика”.
Подготовка к обучению технике письма не только на усвоение учащимися некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка. Этот период обучения должен стать почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для дальнейшего изучения школьного курса русского языка.
Литература.
1. Журнал “Дефектология”, №1, 1983, О.С.Бот “Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР”
2. Журнал “Дефектология”, №4, 1988, И.Ф. Марковская “ Развитие тонкой моторики рук у детей”
3. Журнал “Дошкольное воспитание”, №9, 1990, А. Бейлина “Пальчиковые игры”.
Доклад для родительского собрания
( начальная школа, ноябрь 2016г.)
Осипова Р.А. – учитель-логопед МБОУ “СОШ №7” г.Сафоново
высшая квалификационная категория
“Правильно готовьте ребенка к школе”
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выразить свои мысли, тем шире его возможность познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, а следовательно, его личность в целом.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении малыша. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие, пропускающие или искажающие звуки), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если же их не понимают, они раздражаются, в некоторых случаях становятся агрессивными. Вместо того, чтобы попросить у товарища игрушку поиграть, они силой отбирают ее, что даже в детском коллективе вызывает негативное отношение к такому ребенку. Не говоря о родителях, чей ребенок был обижен.
Если в три года ребенок не говорит, надо показать его толковому учителю-логопеду. Чем раньше начнутся занятия по развитию речи, тем больше шансов, что к моменту поступления в школу будущий ученик подготовится к выполнению школьных требований и без труда справится с учебой. Ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием маленького человека.
Позже такой ребенок поступает в школу. Даже на начальном этапе обучения недостатки речи могут привести к неуспеваемости, неуверенности в собственных силах.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения чтению, так как затем происходит формирование письменной речи на основе устной.
Если в 4-5 лет ваши сын или дочь плохо говорят и у них нарушено произношение многих звуков, следует обследовать устную речь ребенка, здесь может обнаружиться еще и неумение слышать и дифференцировать фонемы русского языка, а такие отклонения уж точно ведут к отставанию в учебе. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране 30-40% поступающих в школу имеют стойкую ту или иную речевую патологию. При правильной же организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями.
Родители, разговаривайте с ребенком, обсуждайте вместе с ним прочитанное, предлагайте рассказывать об увиденном, о том, как прошел день, - это будет способствовать формированию правильной речи. Составляйте рассказы по картинкам, на определенную тему, рассказывайте сказки, учите стихи. Не разрешайте длительное время смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры.
С шести лет один-два раза в неделю займитесь специальной подготовкой руки к письму - в книжных магазинах есть специальные пособия, обучающие дошкольников некоторым элементам правильного письма.
Не давайте с собой в детский сад электронные игры, так как они негативно действуют на неокрепшую психику.
К моменту поступления ребенка в школу он должен уметь тормозить свою двигательную активность, иначе трудно будет высидеть урок, внимательно воспринимая то, что говорит учитель освоить чтение и письмо. К моменту поступления в школу должны быть развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с первых дней обучения.
Чтобы ученик овладел навыками письма, необходимо, чтобы мелкие мышцы кисти достигли определенного развития и сформировались моторные (двигательные) навыки. Готовить к школе нужно всех детей и прежде всего тех, которые не посещают детский сад. К ежедневным (подчеркиваю - ежедневным) занятиям с дошкольником советую приступить, как только ему исполнится пять лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры - не сдерживайте его фантазию, но следите, чтобы ребенок правильно держал карандаш, фломастер, кисточку. Полезно лепить из пластилина или вырезать из бумаги, ткани, картона. Собирать конструктор из мелких деталей лучше вместе с малышом. Учите детей пришивать пуговицы, шнуровать, завязывать бантики, развязывать узлы.
С шести лет один-два раза в неделю займитесь специальной подготовкой руки к письму - в книжных магазинах есть специальные пособия, обучающие дошкольников некоторым элементам правильного письма.
Занятия по специальным тетрадям призваны научить не собственно письму букв, а лишь тем приемам и движениям пальцев и кисти рук, с помощью которых выполняются различные прописи. Важно, что дошкольник может рассчитывать на помощь мамы и папы, находящихся в трудный момент рядом.
Дети 5-6 лет не могут писать непрерывно более трех минут, они начинают допускать ошибки. Нужно дать их рукам отдохнуть, выполнив упражнения для мелкой моторики, а затем продолжить письмо. Каждое занятие должно длиться 25-30 минут. Выбирайте мебель, соответствующую росту ребенка. Расстояние от тетради до глаз устанавливайте так: рука, согнутая в локте, опирается о стол, кончики пальцев касаются внешнего угла глаза.
Надеюсь, что мои маленькие советы и рекомендации помогут вам и вашим детям хорошо подготовиться к школе, с радостью и желанием пойти в первый класс, а затем успешно учиться.
Памятка для родителей
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения в школе. Неправильная речь затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитие, характере и в будущем может быть причиной дальнейшей неуспеваемости в школе. Своевременная помощь ребенку может сыграть решающую роль в деле выравнивания школьной, а затем и общей судьбы ребенка.
Взрослому прежде всего самому надо постараться поверить в то, что стоящие на пути трудности вполне преодолимы. Обязательно убедите в этом ребенка.
Разговаривая с ребенком, выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Отвечайте на все вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом. Правильно произносите звуки и слова.
Развивайте у ребенка уверенность в своих силах, почаще говорите ему: “Ты хороший, ты умный, у тебя все получится”. Не ругайте постоянно, не сравнивайте: “Вот у Толи все получается, а у тебя нет”. Высказываете предвосходящую успех оценку. Например : “Ты все правильно делаешь”, “Молодец! Как у тебя хорошо получается”.Не ругайте в присутствии детей и взрослых. Никогда не говорите ребенку: “Отстань”.
Верьте в ребенка. Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, т.к. только их оптимизм и вера в успех порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.
Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.
Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь за нескладным выражением идеи, видеть активную работу мысли.
Воспитывайте настойчивость в выполнении задания, доводите дело до логического конца.
Заинтересуйте ребенка в правильном выполнении задания, поддержите его искреннее желание – писать без ошибок, чтобы он не потерял уверенности в своих силах.
Научите ребенка учиться, чтобы тяжелый умственный труд при дальнейшем обучении был ему в радость, а не в тягость.
Поддерживайте любой, даже самый маленький, успех ребенка.
Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.
Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет ребенка.
Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.
Усложняйте задание только тогда, когда ребенок справится с предыдущим. При неудаче повторяйте задание, давайте аналогичное.
Создайте ситуацию успеха, но таким образом, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан самому себе, а не взрослому.
Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность в поиске решения ситуации.
Не перегружайте речь детей заучиванием наизусть длинных стихов и сказок. Могут возникнуть запинки, а потом и заикание.
Не бейте ребенка по голове и не давайте подзатыльников!!!
Если наказываете ребенка : объясните – за что.
Найдите мужество извиниться перед ребенком, если вы его незаслуженно обидели, он все поймет, простит, не затаит обиду и еще больше будет вас уважать.
Ребенок должен купаться в родительской любви.