СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта разработки социально-психологического портрета учащегося технического колледжа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложены результаты социологического исследования, проведенного в Павлодарском нефтегазовом колледже с соответствующим анализом и рекомендациями

Просмотр содержимого документа
«Из опыта разработки социально-психологического портрета учащегося технического колледжа»

ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

УЧАЩЕГОСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА


Первоначально обращаем внимание на актуальность темы. Достаточно много сказано и говорится в настоящее время о позиции молодого поколения, о необходимости современной молодежной политики, о перспективах молодых людей. Сама постановка вопроса, безусловно, абсолютно правильная, и эту правильность обосновывать лишний раз нет необходимости. Но зачастую, на наш взгляд, обсуждение проблемы страдает той или иной степенью морализаторства. В этом обсуждении зачастую не хватает фактов и их более или менее объективной оценки. В ликвидации этого недостатка, как мы полагаем, заметную роль должна сыграть социология и соответствующие исследования. Ибо только факты и их адекватная интерпретация могут, в конечном счете, привести к самому, в данном случае необходимому, а именно – конкретному результату по решению определенной проблемы.

С этой целью в нашем учебном заведении при научном кружке «Эрудит» создана и функционирует социологическая группа, которая и стремится в своей работе достигать это необходимое – конкретный результат с выработкой конкретных рекомендаций. Это самое начало работы. Конечно, будет преждевременным оптимизмом заявлять о неких фундаментальных наработках, но, тем не менее, определенные результаты имеются. Так, за этот учебный год было проведено несколько социологических опросов, касающихся разнообразных проблем молодых людей. Основной целью этих опросов было, может быть не столько выработка конкретных рекомендаций, сколько, во-первых, вовлечение учащихся в исследовательскую работу (привитие вкуса и интереса к ней), а во-вторых, создание своего рода социально-психологического портрета учащихся учебного заведения, значимость которого не нуждается в лишних доказательствах. В данной работе мы используем результаты опросов, проведенных первый - в сентябре – октябре 2016 г. (проблема «Молодой человек в мире культуры») и, второй - в феврале – марте 2017 г. (проблема гражданской позиции и морально-этических ценностей).

Сразу же отметим, что вашему вниманию предлагается не столько сам портрет, сколько, скорее, наброски к нему, позволяющие, тем не менее, сделать вполне, на наш взгляд, обоснованные выводы, которые складываются в достаточно четкую картину. Мы подвергли опросу 129 учащихся первого и второго курсов колледжа. Оговоримся, что для нас проблемы выборки не была актуальной, так как опросами мы охватили практически весь контингент учащихся этого период обучения.

Итак, в наших опросах мы выделили следующие характеристики, которые сочли наиболее значимыми:

  • основы гражданской позиции учащегося;

  • морально-этические ценности учащегося;

  • отношение молодого человека к носителям девиантного поведения;

  • соотнесение молодого человека с определенным типом культуры.

Почему мы остановили свое внимание именно на этих характеристиках. На наш взгляд, содержание их непосредственно определяет не только мировоззрение молодого человека, но и, как результат, его практическое отношение к реальной действительности.

Мы считаем, что социально-политическая позиция человека (независимо от возраста) в значительной степени базируется на отношении его к триаде: прошлое – настоящее – будущее отечества. Во многом это есть то, что принято называть гражданской позицией. Выяснилось, что больше половины студентов (51%) считают прошлое нашей страны более интересным и героическим или, по крайней мере, не менее богатым, чем прошлое многих других стран и народов. Заметим, что и в Российской Федерации, и в Республике Казахстан в последнее время достаточно много и на разных уровнях говорится о значении и перспективах патриотизма.

Нам кажется показательным, что 50% выражают надежду на то, что в будущем Казахстан станет государством, как минимум, континентального значения. Причем крайне показательно, что на этом ответе настаивают учащиеся независимо от национальной принадлежности (заметим, что даже в самые драматичные периода развития – в годы перестройки и сложные 1990-е гг. – для Казахстана было типичным отсутствие жестких межнациональных противоречий, а миграция населения объясняется в первую очередь экономическими причинами). Оценивая свою позицию в проблеме развития патриотизма, 55,5 % студентов считают себя неотъемлемой его частью и хотят быть активными участниками. 27,7% студентов считают себя сторонними, но благорасположенными участниками.

Учащиеся, придерживающиеся мнения о превращении республики в одну из ведущих держав, в основном заявляют о своем желании активно участвовать в этом процессе. Процент нейтрально-равнодушного или негативного отношения к нему весьма незначителен. Это наблюдается в результатах опроса. Из 129 опрошенных 54,2% респондентов на вопрос «Как вы оцениваете настоящее своего отечества» ответили, что оно имеет принципиальное значение для современности. Мы считаем это хорошим результатом, так как всего 13,8 % ответили негативно.

Мы поинтересовались, имеет ли реальную значимость для наших студентов самое, без сомнения, патриотическое слово и понятие «Родина». Результат несомненно радует. Для 79,6% опрошенных это понятие является одним из самых значимых в жизни.

Так же нам стало интересно, каким значением – положительным или отрицательным – студенты наделяют это понятие. Для абсолютного большинства студентов (77,7% опрошенных) это является действительно дорогим словом, и, с большой долей уверенности можно предположить, реальной ценностью.

Жизненные предпочтения студентов фиксировались в ответах на вопрос об их отношении к таким ценностям, как любовь, доверие близких людей, востребованность обществом, семейное счастье, материальное благополучие, религиозная вера, вера в великую идею, богатство впечатлений и знания, яркая индивидуальность и другим. Данные предпочтения распределились в таблице №1 следующим образом.

Таблица №1

Ценность

Первый курс

Второй курс

В среднем

Любовь

23,2

15,4

19,3

Доверие близких людей

43,2

58,9

51,1

Материальное благополучие

6,6

8,8

7,7

Востребованность обществом

0,5

0,5

0,5

Вера в великую идею

0

1,2

0,6

Религиозная вера

6,6

6,4

6,5

Спокойная личная жизнь

13,3

5,1

9,2

Богатая духовная жизнь

3,3

0

1,6

Постоянное пополнение профессиональных знаний

0

1,2

0,6

Постоянное пополнение интеллектуального уровня

3,3

2,5

2,9

В целом

100

100

100

Проанализируем приведенные в таблице данные. Явно выделяется ведущая триада ценностей: любовь, доверие близких людей и материальное благополучие, что, скорее всего, несколько опровергает столь расхожее мнение о молодых людях, как сторонников исключительно материальных ценностей.

Обращаем внимание, на то, что сторонников «великой идеи» - 0,6%. Отсюда можно сделать предположение: несмотря на политическую неопытность «купить» современного молодого человека на привлекательную идею (и только на нее), как минимум, сложно. Несколько настораживает тот факт, что показатели по категории «востребованность обществом» для абсолютного большинства респондентов принципиально незначимо.

На первый взгляд наших респондентов можно обвинить в эгоцентризме, отчужденности от общества, но мы считаем это будет неправильно, так как ответы по блоку гражданской позиции учащегося говорят об обратном. Показатель 0,5% по ценности «востребованность обществом», скорее всего, объясняется слабой включенностью молодого человека в социально-политическую практику.

Любопытно, что сторонников чисто меркантильной идей (материальное благополучие – высшая ценность) всего 7,7%. Красноречив процент учащихся, предпочитающий в качестве высшей ценности духовную жизнь – 1,6%

Что касается соотнесения молодого человека с определенным типом культуры, то мы, воспользовались довольно распространенной в литературе типологией культура на такие типы:

  1. традиционная (ориентация на прошлое, приверженность традициям; природа - тайна, человек - существо, зависимое от ближайшего социального окружения);

  2. современная (ориентация на настоящее; люди стараются жить в гармонии с природой; отношения между людьми формализованы, индивидуальность решения идет через согласование взаимных потребностей);

  3. динамически развивающаяся (ориентация - достижение быстрых значительных результатов; природа не представляет загадки; человеческая натура свободна; культивируется индивидуальность; принятия решения осуществляется самостоятельно). Обобщенные результаты приведены в таблице.

Таблица №3(в %% от числа опрошенных)

Тип культуры

1 курс

2 курс

В среднем

по колледжу

Традиционная

культура

21

21

21

Современная

культура

52

49

50,5

Динамично развивающаяся культура

27

30

28,5

В целом

100

100

100

Оценивая эти данные, мы приходим полагаем: во-первых, большинство из респондентов отдает явное предпочтение не традиции, а современности и перспективам развития культуры (при этом принципиальной разницы во мнениях учащихся 1-го и 2-го курсов не имеется); во-вторых, если сравнивать данные по соотношению ценностей современности и перспективы, то предпочтение опять-таки отдается современности и ее ценностям. То есть, в данном случае мы имеем основания заявлять, что молодой человек явно сориентирован на решение конкретных, практически значимых для него задачи (причем в настоящее реальное время, в котором он живет).

Основываясь на вышеизложенном, мы приходим к следующим выводам:

  1. В целом для респондентов характерна неравнодушная позиция, которая объективно должна быть задействована (еще раз обратим внимание на данные таблицы №1 и показатель «Востребованность обществом»).

  2. Молодой человек крайне чувствителен к проблеме моральных ценностей: ценит доверие и любовь ближних к нему людей (студент еще не привык к самостоятельной жизни, ему не обойтись без поддержки, родных и близких, а без доверия такой поддержки не будет).

  3. По девиантам: любопытно, что учащиеся первого курса намного более толерантны к носителям девиантного поведения, а учащиеся второго – более агрессивны и нетерпимы (предполагаем, что это можно объяснить возрастом, горячим, решительным в сравнении со школьным или же возрастом первокурсника, хотя эта проблема явно требует дополнительного исследования и анализа). Невольно обращает на себя внимание в принципе одинаковая позиция по отношению к уголовным элементам.

  4. Респонденты отдают явное преимущество современной культуре и ее ценностям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!