СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из рабочей тетради по родной (русской) литературе урок 1. "Роль чтения в жизни человека. литература как вид искусства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Печатная основа  рабочей тетради по родной (русской) литературе. урок 1.

Просмотр содержимого документа
«Из рабочей тетради по родной (русской) литературе урок 1. "Роль чтения в жизни человека. литература как вид искусства"»

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 1. Тема. Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства.

Цели: _________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание. Как вы понимаете слова А. Моруа: «Есть только одно средство стать культурным человеком – это чтение».

Литера –это ________________________________________________

УНТ, фольклор — это _______________________________________

Баяны - ___________________________________________________,

произошло от глагола _______________________________________

Одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Изображая судьбы людей, характерное для них, писатель не всегда встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит ситуацию, в которой может проявиться характер его героя - __________________________________________________________

Литература – это:

  1. Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества.

  2. Литература – это искусство слова, художественное творчество

Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год).


Условность (художественная) – существенная черта литературы (как и искусства), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности. (Например, Шерлок Холмс).


Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.

Литература – вид искусства, в котором мир создаётся с помощью языка

Задание. Рассмотрите таблицу.

Отличительные черты

УНТ

Литература

1. Устная форма существования

1. Письменная форма существования

2. Предполагается непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем, кто этот текст воспринимает.

2. Контакт между автором и читателем осуществляется через произведение. Между писателем и читателем может быть большой временной и пространственный промежуток.

3. Коллективный автор, что определяет наличие вариантов и использование традиционной поэтики.

3. Автор – конкретное лицо, с присущей именно ему творческой манерой.


4. Литература использует художественный потенциал УНТ


Художественный образ – словесное отображение событий, людей, явлений, предметов и представления писателя; словесное рисование на основе художественного вымысла.



Сегодня на уроке я узнал(а)...

Понял(а)...

Испытал(а)....

Придя домой, я расскажу о …

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 2. Тема. УНТ. Русские народные сказки (о животных, бытовые).

«Каша из топора», «Лиса и дрозд».

Цели: _________________________________________________________

______________________________________________________________

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие имеет приключенческий характер. Что предопределяет структуру сюжета, который отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей.

Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках.

Зачин — своеобразное начало сказки.

Концовка - - это последние слова сказки, зевершение, рассказ о том, чем закончилась история.

Виды сказок

Волшебные

Бытовые

О животных

- наличие волшебства, чуда;

- в основе сюжета – необычное происшествие, в котором отсутствует волшебство, чудо, но присутствует смекалка;

- действующие лица – животные;

- столкновение с волшебной

силой;

- жизненные конфликты получают сказочное разрешение;

- конфликты отражают жизненные отношения людей;

- наличие волшебных персонажей, предметов

- Действующие герои - антогонисты

- сказочные образы – традиционные типы (лиса – хитрая, волк - глупый

Теория литературы.

Жанр (от фр. genre — род, вид) — формы, в которых проявляются литературные роды и виды.

Жанры различаются:

1) по тематическим особенностям (психологические, исторические, юмористические);

2)по особенностям идейно-эмоциональной оценки (юмористические, лирические)

Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — круг событий, явлений, предметов действительности, который отражён в произведении и стал основой авторского повествования.

Сюжет - ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Проблематика — совокупность проблем, поднятых авртором в произведении.


Языковые особенности сказки

Сравнение - определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

Гипербола (преувеличение) - образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы,

значения какого-либо предмета, явления.

Постоянные определения — устойчивые сочетания прилагательных с существительными: добрый молодец, красна девица, чистое поле, сладкие речи, богатырский конь и т. п.

Постоянный эпитет — образное устойчивое определение предмета или явления с точки зрения воплощения в нём высшего качества или совершенства.


Сегодня на уроке я узнал(а)...

Сказка меня научила …

Я понял(а), что в жизни надо …

Сегодня дома я расскажу о ...

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 3. Тема. Народная мысль в характере и поступках героев.

Цели: _________________________________________________________

______________________________________________________________

▼ Подберите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


Добро - ____________________________________________________

___________________________________________________________

Зло - _______________________________________________________

! Устаревшие слова.

Яства - мн. устар. Еда, кушанья. Синонимы: пища, кушанье, снедь, еда, брашно, яства (множ. ч.), стол, харчи (харч), хлеб, хлеба, продовольствие, провизия, провиант, съедобное, съестные припасы, пищевое вещество, продукт потребления; лакомство, сласть, амброзия.

Амброзия - в греческой мифологии: пища богов.

Литературный герой, персонаж — (от лат. Persona — личность, лицо ) - действующее лицо художественного произведения.

    Литературный герой — действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности.

    Персонаж может быть отличим от литературного героя по значению участия в происходящем действии.

    Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

    Типичный - обладающий особенностями, свойственными какому-н. типу, характерный.

    Типичные герои - воплощающие в себе характерные, часто встречающиеся, особенности какого-либо типа лиц, явлений, предметов.

В сказках всегда есть «хорошие» и «плохие» персонажи, их можно разделить на:

Мир света, правды, добра

Мир тьмы, лжи, зла, иномирие

ГЕРОЙ

ТЁМНЫЕ СИЛЫ

Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Никита Кожемяка...

Змей-горыныч, Кощей Бессмертный, баба Яга, Лихо одноглазое...

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Мужественные, верные, самоотверженно преодолевающие препятствия, побеждающие тём-ную силу, завоёвывающие счастье...

Беспощадные, злые, коварные, жестокие, хитрые, кровожадные, глупые...

Вывод: в характерах и поступках сказочных героев отражены народные мечты, надежды, представления о положительном герое, каким должен быть человек, т. е. Идеалом.

Идеал — 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2. Совершенное воплощение чего-н. книжн.

Мы сегодня на уроке говорили о …

Мы пришли к выводу, что …

Мой любимый герой - ______________, потому что...

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 4. Тема. В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» - литературная сказка.

Цели: _________________________________________________________

______________________________________________________________

▼ В чем отличие народной сказки от литературной?

СКАЗКА


НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

1. Автор — коллектив (талантливые представители из народа)

1. Творец — конкретное лицо, личное авторство.

2. Существует в устной форме. Народные сказки записаны собирателями позднее создания.

2. Создаётся в письменной форме.

3. Текст имеет варианты. Сказитель может вносить изменения

3. вариантов нет. Текст не может быть изменён.

4. Герой — тип, схема. Главное в нём — его функция в сказке: герой, злодей, девица-красавица.

4. Образ героя индивидуален, имеет черты, присущие только ему.

5. Передаетсч от сказителя к сказителю, адресована слушателю.

5. Создаётся писателем, адресована читателю.

6. Сказитель — творец и исполнитель эпических произведений, чаще стремится не создать, а передать услышанное от кого-то. Использует традиционнщ-выразительные средства.

6. Писатель — создатель литературного произведения, отличается собственным авторским видением мира и воплощает это видение в художественных образах.

Литературная сказка — авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.

Литературоведческие термины.

Философия — (фило — люблю + софия — мудрость) — наука о наиболее общих законах развития природы, человечекского общества и мышления.

Контраст - (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.































Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 5. Тема. И.А.Крылов. Басня «Квартет».

Цели: _________________________________________________________

______________________________________________________________

Басня — краткий рассказ, чаще в стихах, сатирического характера. Цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими героями являются чаще условные басенные звери.

Родоначальником басни является Эзоп, его басни были написаны в прозе.

Какова роль басни?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Общечеловеческий - 1) Общий, единый для всех людей; присущий всем людям. 2) Такой, в котором участвуют все люди, охватывающий всех людей. 3) Принадлежащий всем людям.

Актуальный [лат. actualis деятельный] - 1) важный, существенный для настоящего времени; 2) существующий, проявляющийся в действительности; противоп. Потенциальный.

Квартет

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

▼ Выпишите слова, значение которых вы не знаете.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Урок развития речи 6. Тема. Выразительное чтение басни.


Цели: _________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Средства выразительности речи:

Интонация - это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.;

- это мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы.

Логическое ударение — выделение при произнесении одного или нескольких слов, наиболее важных в сообщении.


Пауза (от греч. pausis - прекращение) — перерыв в звучании речи, остановка голоса во время чтения. Паузы бывают длительными, средними и короткими.

Логические паузы — смысловые и не зависят от знаков препинания: они могут совпадать и не совпадать.

Жанровых особенности басни:

1) особенность характера, которым каждый герой ее отличается от другого, аллегорическое рисование этих героев ;

2) сравнение вымышленного с существующим, т.е. мир героев басни отражает оределенные ситуации мира людей ;

3) басня - нравственный урок для читателей;

4) в басне скрыта ''прелесть чудесного" , как писал В.А. Жуковский, то есть когда вместо людей в басне оживают предметы или животные, начинается некое волшебство, которое заставляет задуматься: человек - венец природы лучшее из существующего на земле, поэтому он не смеет позволять себе оказаться хуже "Скотов" или "Вещей неодушевленных".

Басня обладает ясным слогом и краткостью, может быть в стихотворной форме и прозаической.

Как вы охарактеризуете своё эмоциональное состояние:

  • до урока ______________________________________________

    ___________________________________________________________



  • во время урока ________________________________________

___________________________________________________________


  • в конце _______________________________________________

    ____________________________________________________________



    Что вам понравилось на уроке ________________________________

___________________________________________________________

Что бы вам хотелось ещё узнать? __________________________

_______________________________________________________

Нарисуйте своё состояние на данный момент.





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!