Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 1. Тема. Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства.
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание. Как вы понимаете слова А. Моруа: «Есть только одно средство стать культурным человеком – это чтение».
Литера –это ________________________________________________
УНТ, фольклор — это _______________________________________
Баяны - ___________________________________________________,
произошло от глагола _______________________________________
Одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Изображая судьбы людей, характерное для них, писатель не всегда встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит ситуацию, в которой может проявиться характер его героя - __________________________________________________________
Литература – это:
Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества.
Литература – это искусство слова, художественное творчество
Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год).
Условность (художественная) – существенная черта литературы (как и искусства), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности. (Например, Шерлок Холмс).
Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.
Литература – вид искусства, в котором мир создаётся с помощью языка
Задание. Рассмотрите таблицу.
Отличительные черты |
УНТ | Литература |
1. Устная форма существования | 1. Письменная форма существования |
2. Предполагается непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем, кто этот текст воспринимает. | 2. Контакт между автором и читателем осуществляется через произведение. Между писателем и читателем может быть большой временной и пространственный промежуток. |
3. Коллективный автор, что определяет наличие вариантов и использование традиционной поэтики. | 3. Автор – конкретное лицо, с присущей именно ему творческой манерой. |
| 4. Литература использует художественный потенциал УНТ |
Художественный образ – словесное отображение событий, людей, явлений, предметов и представления писателя; словесное рисование на основе художественного вымысла.
Сегодня на уроке я узнал(а)...
Понял(а)...
Испытал(а)....
Придя домой, я расскажу о …
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 2. Тема. УНТ. Русские народные сказки (о животных, бытовые).
«Каша из топора», «Лиса и дрозд».
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие имеет приключенческий характер. Что предопределяет структуру сюжета, который отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей.
Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках.
Зачин — своеобразное начало сказки.
Концовка - - это последние слова сказки, зевершение, рассказ о том, чем закончилась история.
Виды сказок
Волшебные | Бытовые | О животных |
- наличие волшебства, чуда; | - в основе сюжета – необычное происшествие, в котором отсутствует волшебство, чудо, но присутствует смекалка; | - действующие лица – животные; |
- столкновение с волшебной силой; | - жизненные конфликты получают сказочное разрешение; | - конфликты отражают жизненные отношения людей; |
- наличие волшебных персонажей, предметов | - Действующие герои - антогонисты | - сказочные образы – традиционные типы (лиса – хитрая, волк - глупый |
Теория литературы.
Жанр (от фр. genre — род, вид) — формы, в которых проявляются литературные роды и виды.
Жанры различаются:
1) по тематическим особенностям (психологические, исторические, юмористические);
2)по особенностям идейно-эмоциональной оценки (юмористические, лирические)
Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — круг событий, явлений, предметов действительности, который отражён в произведении и стал основой авторского повествования.
Сюжет - ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.
Проблематика — совокупность проблем, поднятых авртором в произведении.
Языковые особенности сказки
Сравнение - определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
Гипербола (преувеличение) - образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы,
значения какого-либо предмета, явления.
Постоянные определения — устойчивые сочетания прилагательных с существительными: добрый молодец, красна девица, чистое поле, сладкие речи, богатырский конь и т. п.
Постоянный эпитет — образное устойчивое определение предмета или явления с точки зрения воплощения в нём высшего качества или совершенства.
Сегодня на уроке я узнал(а)...
Сказка меня научила …
Я понял(а), что в жизни надо …
Сегодня дома я расскажу о ...
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 3. Тема. Народная мысль в характере и поступках героев.
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
▼ Подберите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Добро - ____________________________________________________
___________________________________________________________
Зло - _______________________________________________________
! Устаревшие слова.
Яства - мн. устар. Еда, кушанья. Синонимы: пища, кушанье, снедь, еда, брашно, яства (множ. ч.), стол, харчи (харч), хлеб, хлеба, продовольствие, провизия, провиант, съедобное, съестные припасы, пищевое вещество, продукт потребления; лакомство, сласть, амброзия.
Амброзия - в греческой мифологии: пища богов.
Литературный герой, персонаж — (от лат. Persona — личность, лицо ) - действующее лицо художественного произведения.
Литературный герой — действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности.
Персонаж может быть отличим от литературного героя по значению участия в происходящем действии.
Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).
Типичный - обладающий особенностями, свойственными какому-н. типу, характерный.
Типичные герои - воплощающие в себе характерные, часто встречающиеся, особенности какого-либо типа лиц, явлений, предметов.
В сказках всегда есть «хорошие» и «плохие» персонажи, их можно разделить на:
Мир света, правды, добра | Мир тьмы, лжи, зла, иномирие |
ГЕРОЙ | ТЁМНЫЕ СИЛЫ |
Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Никита Кожемяка... | Змей-горыныч, Кощей Бессмертный, баба Яга, Лихо одноглазое... |
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
Мужественные, верные, самоотверженно преодолевающие препятствия, побеждающие тём-ную силу, завоёвывающие счастье... | Беспощадные, злые, коварные, жестокие, хитрые, кровожадные, глупые... |
Вывод: в характерах и поступках сказочных героев отражены народные мечты, надежды, представления о положительном герое, каким должен быть человек, т. е. Идеалом.
Идеал — 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2. Совершенное воплощение чего-н. книжн.
Мы сегодня на уроке говорили о …
Мы пришли к выводу, что …
Мой любимый герой - ______________, потому что...
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 4. Тема. В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» - литературная сказка.
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
▼ В чем отличие народной сказки от литературной?
СКАЗКА
НАРОДНАЯ | ЛИТЕРАТУРНАЯ |
1. Автор — коллектив (талантливые представители из народа) | 1. Творец — конкретное лицо, личное авторство. |
2. Существует в устной форме. Народные сказки записаны собирателями позднее создания. | 2. Создаётся в письменной форме. |
3. Текст имеет варианты. Сказитель может вносить изменения | 3. вариантов нет. Текст не может быть изменён. |
4. Герой — тип, схема. Главное в нём — его функция в сказке: герой, злодей, девица-красавица. | 4. Образ героя индивидуален, имеет черты, присущие только ему. |
5. Передаетсч от сказителя к сказителю, адресована слушателю. | 5. Создаётся писателем, адресована читателю. |
6. Сказитель — творец и исполнитель эпических произведений, чаще стремится не создать, а передать услышанное от кого-то. Использует традиционнщ-выразительные средства. | 6. Писатель — создатель литературного произведения, отличается собственным авторским видением мира и воплощает это видение в художественных образах. |
Литературная сказка — авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.
Литературоведческие термины.
Философия — (фило — люблю + софия — мудрость) — наука о наиболее общих законах развития природы, человечекского общества и мышления.
Контраст - (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 5. Тема. И.А.Крылов. Басня «Квартет».
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
Басня — краткий рассказ, чаще в стихах, сатирического характера. Цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими героями являются чаще условные басенные звери.
Родоначальником басни является Эзоп, его басни были написаны в прозе.
Какова роль басни?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Общечеловеческий - 1) Общий, единый для всех людей; присущий всем людям. 2) Такой, в котором участвуют все люди, охватывающий всех людей. 3) Принадлежащий всем людям.
Актуальный [лат. actualis деятельный] - 1) важный, существенный для настоящего времени; 2) существующий, проявляющийся в действительности; противоп. Потенциальный.
Квартет
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
▼ Выпишите слова, значение которых вы не знаете.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок развития речи 6. Тема. Выразительное чтение басни.
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Средства выразительности речи:
Интонация - это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.;
- это мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы.
Логическое ударение — выделение при произнесении одного или нескольких слов, наиболее важных в сообщении.
Пауза (от греч. pausis - прекращение) — перерыв в звучании речи, остановка голоса во время чтения. Паузы бывают длительными, средними и короткими.
Логические паузы — смысловые и не зависят от знаков препинания: они могут совпадать и не совпадать.
Жанровых особенности басни:
1) особенность характера, которым каждый герой ее отличается от другого, аллегорическое рисование этих героев ;
2) сравнение вымышленного с существующим, т.е. мир героев басни отражает оределенные ситуации мира людей ;
3) басня - нравственный урок для читателей;
4) в басне скрыта ''прелесть чудесного" , как писал В.А. Жуковский, то есть когда вместо людей в басне оживают предметы или животные, начинается некое волшебство, которое заставляет задуматься: человек - венец природы лучшее из существующего на земле, поэтому он не смеет позволять себе оказаться хуже "Скотов" или "Вещей неодушевленных".
Басня обладает ясным слогом и краткостью, может быть в стихотворной форме и прозаической.
Как вы охарактеризуете своё эмоциональное состояние:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Что бы вам хотелось ещё узнать? __________________________
_______________________________________________________
Нарисуйте своё состояние на данный момент.