Уроки литературы в 8 классе предлагают ученикам продолжить постижение мира русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 2»
Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 8 классе
Часть 1
Дорогие ребята!
- Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
- Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
- Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
- Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
- Ты ищешь знаний, мудрости земной,
- Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
- Найди на полке книгу и раскрой
- Источник мысли чистый, вдохновенный...
- Алио Мирцхулава, грузинский поэт
Понятие о лирическом герое
- Лирический герой - это образ того героя, настроения, мысли и переживания которого отражены в лирическом произведении.
- Лирический герой — это своеобразное воображаемое лицо, которое существует в художественном мире.
«Выхожу один я на дорогу…»
Развитие понятий о композиции лирического произведения
- Композиция лирического произведения - это
- ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- стройность построения, его подчиненность выражению определенной мысли произведения;
- лирическая ситуация (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.);
- основные части поэтического произведения, их связь (эмоциональный «рисунок»).
«Как часто, пестрою толпою окружен»…»
«Пророк»
Понятие о комедии, сатире и гротеске
- Смешное в жизни и искусстве называют комическим.
- М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал: « Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех».
- Один из жанров драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех, называется комедия (от греч. - «весёлая толпа и песнь»).
Понятие о комедии, сатире и гротеске
- Смех в комедии достигается с помощью действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях, а также диалога, в котором важную роль играют остроумные реплики, произнесённые не к месту слова и выражения.
- Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки - юмор, иронию, сатиру .
Понятие о комедии, сатире и гротеске
- Разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство мира, человеческие пороки, называется сатирой (от лат. - «смесь, всякая всячина»).
- Среди отличительных признаков сатиры — сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображении, направленность на общественно значимые явления.
- Сатира не оставляет надежды на исправление пороков, которые критикуются.
Понятие о комедии, сатире и гротеске
- Разновидность комического, намеренно деформирующая, искажающая реальные пропорции изображаемого предмета, сочетающая в себе правдоподобие и фантастику, ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, называется гротеском (от франц. — «причудливый»).
- В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
- И. С. Тургенев вводит в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы: лирическое размышление или короткую историю (маленькую новеллу, анекдот с моральным выводом) — стихотворение в прозе.
«Порог»
- Стихотворение в прозе — небольшое прозаическое произведение лирического характера.
Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
- Стихотворение в прозе обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания.
«Голуби»
«Воробей»
- В нём могут быть использованы ритмические и звуковые повторы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.
Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя
- Повесть — художественное произведение, по объему текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ.
- При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.
- В XIX веке повестью называли рассказ о каком-то происшествии, эпизоде из жизни героев.
Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя
- Художественная деталь — средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.
Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
- Фантастика (от др.-греч. — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, в котором используются фантастические допущения, «элементы необычайного», нарушение границ реальности, принятые условности.
- Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
- Аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
- Эзопов язык - вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
- Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) обозначает целую систему приёмов, с помощью которых писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.
Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции
- Рассказ — небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).
- Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой.
- Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан.
Контраст и антитеза
- Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
- Антитеза (от греческого — противоположение) — художественный приём, основанный на контрасте (противопоставлении) отдельных элементов произведения.
Развитие понятий о пейзаже и портрете
- Пейзаж в литературе – это изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
- Портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Понятия о сказке-притче, подтексте
- Притча — небольшое повествовательное произведение назидательного характера, представленное в иносказательной (аллегорической) форме.
- Притча схожа с басней, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи.
- В притче смысл всегда более глубокий, она иллюстрирует какую-либо идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов.
- Притча часто используется с целью прямого наставления.
Понятия о сказке-притче, подтексте
- Подтекст — невысказанное прямо в тексте, но своеобразно вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
- Подтекст готовит читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета. Это скрытый смысл высказывания.
Развитие понятия о символе
- Символ — это определённый условный знак (предметный или словесный), выражающий суть какого-либо явления.
- Символ — от греческого знак, опознавательная примета.
- В художественном произведении символ — вид иносказания, определённое обобщение.
Развитие понятия о научно-фантастической литературе
- Научная фантастика – отдельная область художественной литературы, в которой исследуются и прогнозируются последствия достижений научно-технической мысли для человеческой цивилизации. При этом в создаваемых писателями-фантастами картинах, как правило, обнажаются реальные проблемы современного общества.
Развитие понятия о романе
- Роман - литературный жанр, самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.
- Это развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя(героев).
- Роман отличается объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
- Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро ( 1713-1784), французский писатель, философ