СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы в 8 классе предлагают ученикам продолжить постижение мира русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…

Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 2»

Из тайников искусства слова Теория литературы на уроках литературы в 8 классе Часть 1

Из тайников искусства слова

Теория литературы на уроках литературы в 8 классе

Часть 1

Дорогие ребята! Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман… Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем. Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…

Дорогие ребята!

  • Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
  • Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
  • Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
  • Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Ты ищешь знаний, мудрости земной, Ты ищешь смысла жизни во Вселенной? Найди на полке книгу и раскрой Источник мысли чистый, вдохновенный...  Алио Мирцхулава, грузинский поэт
  • Ты ищешь знаний, мудрости земной,
  • Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
  • Найди на полке книгу и раскрой
  • Источник мысли чистый, вдохновенный...

  • Алио Мирцхулава, грузинский поэт
Понятие о лирическом герое Лирический герой - это образ того героя, настроения, мысли и переживания которого отражены в лирическом произведении. Лирический герой — это своеобразное воображаемое лицо, которое существует в художественном мире. «Выхожу один я на дорогу…»

Понятие о лирическом герое

  • Лирический герой - это образ того героя, настроения, мысли и переживания которого отражены в лирическом произведении.
  • Лирический герой — это своеобразное воображаемое лицо, которое существует в художественном мире.

«Выхожу один я на дорогу…»

Развитие понятий о композиции лирического произведения Композиция лирического произведения - это ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;  стройность построения, его подчиненность выражению определенной мысли произведения;  лирическая ситуация (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.); основные части поэтического произведения, их связь (эмоциональный «рисунок»).  «Как часто, пестрою толпою окружен»…» «Пророк»

Развитие понятий о композиции лирического произведения

  • Композиция лирического произведения - это
  • ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
  • стройность построения, его подчиненность выражению определенной мысли произведения; 
  • лирическая ситуация (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.);
  • основные части поэтического произведения, их связь (эмоциональный «рисунок»). 

«Как часто, пестрою толпою окружен»…»

«Пророк»

Понятие о комедии, сатире и гротеске Смешное в жизни и искусстве называют комическим. М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал: « Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». Один из жанров драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех, называется комедия (от греч. - «весёлая толпа и песнь»).

Понятие о комедии, сатире и гротеске

  • Смешное в жизни и искусстве называют комическим.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал: « Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех».
  • Один из жанров драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех, называется комедия (от греч. - «весёлая толпа и песнь»).

Понятие о комедии, сатире и гротеске Смех в комедии достигается с помощью действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях, а также диалога, в котором важную роль играют остроумные реплики, произнесённые не к месту слова и выражения. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки - юмор, иронию, сатиру .

Понятие о комедии, сатире и гротеске

  • Смех в комедии достигается с помощью действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях, а также диалога, в котором важную роль играют остроумные реплики, произнесённые не к месту слова и выражения.
  • Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки - юмор, иронию, сатиру .

Понятие о комедии, сатире и гротеске Разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство мира, человеческие пороки, называется сатирой (от лат. - «смесь, всякая всячина»). Среди отличительных признаков сатиры — сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображении, направленность на общественно значимые явления. Сатира не оставляет надежды на исправление пороков, которые критикуются.

Понятие о комедии, сатире и гротеске

  • Разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство мира, человеческие пороки, называется сатирой (от лат. - «смесь, всякая всячина»).
  • Среди отличительных признаков сатиры — сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображении, направленность на общественно значимые явления.
  • Сатира не оставляет надежды на исправление пороков, которые критикуются.
Понятие о комедии, сатире и гротеске Разновидность комического, намеренно деформирующая, искажающая реальные пропорции изображаемого предмета, сочетающая в себе правдоподобие и фантастику, ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, называется гротеском (от франц. — «причудливый»). В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Понятие о комедии, сатире и гротеске

  • Разновидность комического, намеренно деформирующая, искажающая реальные пропорции изображаемого предмета, сочетающая в себе правдоподобие и фантастику, ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, называется гротеском (от франц. — «причудливый»).
  • В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре И. С. Тургенев вводит в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы: лирическое размышление или короткую историю (маленькую новеллу, анекдот с моральным выводом) — стихотворение в прозе. «Порог» Стихотворение в прозе — небольшое прозаическое произведение лирического характера.

Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре

  • И. С. Тургенев вводит в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы: лирическое размышление или короткую историю (маленькую новеллу, анекдот с моральным выводом) — стихотворение в прозе.

«Порог»

  • Стихотворение в прозе — небольшое прозаическое произведение лирического характера.
Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре Стихотворение в прозе обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания. «Голуби» «Воробей» В нём могут быть использованы ритмические и звуковые повторы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.

Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре

  • Стихотворение в прозе обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

«Голуби»

«Воробей»

  • В нём могут быть использованы ритмические и звуковые повторы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.
Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя Повесть — художественное произведение, по объему текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ. При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни. В XIX веке повестью называли рассказ о каком-то происшествии, эпизоде из жизни героев.

Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя

  • Повесть — художественное произведение, по объему текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ.
  • При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.
  • В XIX веке повестью называли рассказ о каком-то происшествии, эпизоде из жизни героев.
Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя Художественная деталь — средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.

Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя

  • Художественная деталь — средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.
 Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке» Фантастика (от др.-греч. — искусство воображения, фантазия)  — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, в котором используются фантастические допущения, «элементы необычайного», нарушение границ реальности, принятые условности. Современная фантастика включает в себя такие жанры как  научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»

  • Фантастика (от др.-греч. — искусство воображения, фантазия)  — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, в котором используются фантастические допущения, «элементы необычайного», нарушение границ реальности, принятые условности.
  • Современная фантастика включает в себя такие жанры как  научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке» Аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе. Эзопов язык - вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) обозначает целую систему приёмов, с помощью которых писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.

Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»

  • Аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
  • Эзопов язык - вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
  • Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) обозначает целую систему приёмов, с помощью которых писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.

Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции Рассказ — небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей). Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан.

Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции

  • Рассказ — небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).
  • Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой.
  • Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан.

Контраст и антитеза Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Антитеза (от греческого — противоположение) — художественный  приём, основанный на контрасте (противопоставлении) отдельных элементов произведения.

Контраст и антитеза

  • Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
  • Антитеза (от греческого — противоположение) художественный приём, основанный на контрасте (противопоставлении) отдельных элементов произведения.
Развитие понятий о пейзаже и портрете Пейзаж  в литературе  – это изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора. Портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Развитие понятий о пейзаже и портрете

  • Пейзаж  в литературе  – это изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
  • Портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Понятия о сказке-притче, подтексте Притча — небольшое повествовательное произведение назидательного характера, представленное в иносказательной (аллегорической) форме. Притча схожа с басней, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче смысл всегда более глубокий, она иллюстрирует какую-либо идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов. Притча часто используется с целью прямого наставления.

Понятия о сказке-притче, подтексте

  • Притча — небольшое повествовательное произведение назидательного характера, представленное в иносказательной (аллегорической) форме.
  • Притча схожа с басней, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи.
  • В притче смысл всегда более глубокий, она иллюстрирует какую-либо идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов.
  • Притча часто используется с целью прямого наставления.

Понятия о сказке-притче, подтексте Подтекст — невысказанное прямо в тексте, но своеобразно вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям. Подтекст готовит читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета. Это скрытый смысл высказывания.

Понятия о сказке-притче, подтексте

  • Подтекст — невысказанное прямо в тексте, но своеобразно вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
  • Подтекст готовит читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета. Это скрытый смысл высказывания.
Развитие понятия о символе Символ — это определённый условный знак (предметный или словесный), выражающий суть какого-либо явления. Символ — от греческого знак, опознавательная примета. В художественном произведении символ — вид иносказания, определённое обобщение.

Развитие понятия о символе

  • Символ — это определённый условный знак (предметный или словесный), выражающий суть какого-либо явления.
  • Символ — от греческого знак, опознавательная примета.
  • В художественном произведении символ — вид иносказания, определённое обобщение.
Развитие понятия о научно-фантастической литературе Научная фантастика – отдельная область художественной литературы, в которой исследуются и прогнозируются последствия достижений научно-технической мысли для человеческой цивилизации. При этом в создаваемых писателями-фантастами картинах, как правило, обнажаются реальные проблемы современного общества.

Развитие понятия о научно-фантастической литературе

  • Научная фантастика – отдельная область художественной литературы, в которой исследуются и прогнозируются последствия достижений научно-технической мысли для человеческой цивилизации. При этом в создаваемых писателями-фантастами картинах, как правило, обнажаются реальные проблемы современного общества.
Развитие понятия о романе  Роман  - литературный жанр, самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Это развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя(героев). Роман отличается объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.

Развитие понятия о романе

  • Роман  - литературный жанр, самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.
  • Это развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя(героев).
  • Роман отличается объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.  Дени Дидро ( 1713-1784), французский писатель, философ
  • Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.

Дени Дидро ( 1713-1784), французский писатель, философ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!