СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из цикла "В мастерской художника слова. Ф. И. Тютчев"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Два урока, объединенных одной темой, - " Философская глубина и гуманистическая основа лирики поэта", раскрывают особенности лирики Тютчева и продолжают цикл "В мастерской художника слова". Каждый урок имеет свою тематику и композиционно работа учителя объединена с работой учащихся, которые получили опережающее задание. Разработка насыщена видео материалом, аудио файлами, используется демонстрационный материал в виде презентаций.

 

  

 

Просмотр содержимого документа
«Из цикла "В мастерской художника слова. Ф. И. Тютчев"»

Урок литературы в 10 классе

В мастерской художника слова

(из цикла «Литературные чтения»)

Ф. И. Тютчев.

Философская глубина и

гуманистическая основа лирики поэта.



для Тютчева жить – значит мыслить.

И. С. Аксаков.

Урок 1. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей.

Тип урока: урок-презентация.

Вид урока: лекция, беседа, чтение стихов.

Цель урока: дать сведения о Тютчеве-человеке, Тютчеве-поэте; воспитывать интерес к поэзии; развивать внимание, умение записывать важные сведения в ходе лекции.

Заранее прошу вспомнить, какие стихотворения Тютчева известны, повторить их и быть готовыми к выразительному чтению с листа или наизусть (по выбору самого обучающегося)

К уроку готовлю оформление: на доске – портрет поэта, эпиграф, экран, на котором будет идти презентация и видеоматериал; на столике – небольшая выставка книг.

Ход урока.

Актерское чтение с видео приложением:

«Люблю грозу в начале мая…» (1. 13)

(видеофрагмент 1)

Вступительное слово:

Вы, конечно, хотя бы раз слышали эти чудесные строки о майской грозе!? Большинство из вас сразу назовут автора прозвучавшего стихотворения и без подсказки на экране…

(Презентация 1)

Наверное, никто из вас уже не удивляется, когда слышит утверждение о том, что А. С. Пушкин «входит в нашу жизнь с раннего детства»… А ведь поэзия Федора Ивановича Тютчева тоже входит в нашу жизнь с детства. Давайте вспомним…

Беседа:

- Какие стихи читали, учили?

1. «Есть в осени первоначальной…» (1.11), 2. «Чародейкою зимою…» (1.07),

3. «Зима недаром злится…» (1.00), 4. «Весенние воды» (0.45),

(ответы подготовившихся учеников)

- О чем этот поэт писал? (о природе)

Учитель: Да, о природе… В творческом наследии Тютчева мы найдем и все времена года, и смену дня и ночи, и стихию морскую, и тишину полей… Поэты одной эпохи часто влияют друг на друга. Забегая вперед, хочу сказать вам, ребята, что еще одним певцом русской природы был А. Фет. Для Фета Тютчев – «один из величайших лириков, существовавших на земле». Может быть, поэтому стихи поэтов так похожи… Вслушайтесь, пожалуйста!

5. А. Фет «Печальная береза»(0.32)

Учитель: Вернемся в мир Тютчева… Некоторых из вас я попросила почитать стихи поэта по выбору. Ваше первое впечатление от стихов?

Учитель: Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Правильнее назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании… Тютчев – поэт-мыслитель.

Обратите внимание на эпиграф. Эту краткую, но точную характеристику дал поэту в своей книге-биографии Иван Сергеевич Аксаков.

Литературоведческая справка: Аксаков Иван Сергеевич (1823 – 1886) – русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения. Младший сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.  
      В конце 1860-х годов Аксаков женился на фрейлине А.Ф.Тютчевой, дочери известного поэта Ф.И.Тютчева.  В 1874 году вышел  в свет написанный И.С.Аксаковым биографический очерк "Ф.И.Тютчев", второе издание  –  в 1886 году

Учитель: Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами… Убедитесь в этом. Вслушайтесь…

Видео со стихотворением «Как хорошо ты о море ночное…» (1. 41)

(видеофрагмент 2)

Учитель: Слышите, какое пиршество звуков и красок!? Вся пейзажная лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.

Искусствоведческая справка: Каспар Давид Фридрихнемецкий художник- пейзажист, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии. По его словам, его пейзажи

« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».

Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. 

Учитель: Картины природы… Их можно писать красками на полотне, а можно создавать словами. Какой пейзаж получится ярче трудно сказать. Если соревноваться с художником будет поэт Тютчев, то, наверное, он победит…

Видео со стихотворением «Как неожиданно и ярко…» (0. 59)

(видеофрагмент 3)

Учитель: В пейзажной лирике поэта все не так просто, как кажется на первый взгляд. Это не просто картины природы… У каждой зарисовки глубокий философский смысл, который заставляет мыслить и переживать – таким образом, хотим мы этого или не хотим, мы чувствуем себя частичкой той природы, о которой писал Тютчев.

6. «О чем ты воешь, ветр ночной»(2.00), 7. «О, вещая душа моя…»(0.57),

8. «Как океан объемлет шар земной»(0.35),

9. «Не то, что мните вы природа…»(2.30),

«Последний катаклизм» (0.20)

Учитель: Определим некоторый признаки прочитанной нами лирики Тютчева.

Кто же он, автор этих удивительных и глубоких строк?

Видео-лекция из серии «Отражение»(13.51)

(видеофрагмент 4)

Учитель: Вот он новый для вас Тютчев… С этим новым Тютчевым мы с вами и знакомимся сегодня, углубляя представление о поэте, о содержательно-многозначительном смысле его стихов, о разнообразии, красоте и богатстве созданных им поэтических образов… Да, он, прежде всего, художник слова, но какой!? Глубокая философская мысль прослеживается в каждом его стихотворении при внимательном и вдумчивом прочтении. Поэт-пророк, мыслитель и ясновидец… Это все о Тютчеве!

Видео со стихотворением «Славянам»(4.17)

(видеофрагмент 5)



Урок 2. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

Тип урока: урок-презентация.

Вид урока: лекция, беседа, слушание стихов.

Цель урока: обратить особое внимание на некоторые страницы биографии, познакомить десятиклассников с любовной лирикой Тютчева; воспитывать эстетический вкус и внимание к чувствам; развивать умение размышлять над содержанием услышанного и прочитанного.

Ход урока.

Учитель: Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

Надо заметить, что на страдание и одиночество были обречены все, кого он любил… Но… так уж устроен поэт, что самые высокие шедевры его поэзии рождались именно в моменты жизненных трагедий.

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Видео с романсом «Я встретил Вас…»(4.01)

(видеофрагмент 6)

Учитель: Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (а это был пожар на пароходе, на котором Элеонора возвращалась с тремя дочерями из России в Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Но надо было жить… Позднее Тютчев обвенчается с Эрнестиной Дернберг…

Любовь для поэта – «и блаженство», «и безнадежность», и напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец.

Аудио запись стихотворения «О, как убийственно мы любим…» (1.52)

(фрагмент 7)

Учитель: Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал так называемый «денисьевский цикл», в который входят стихи, написанные с 1850 по 1864 годы, и поздние стихи, посвященные Елене Денисьевой. Это вершина поэтического признания в любви, которая раскрывается с особым драматизмом.

В этом цикле вполне возможно найти и восстановить ход основных событий: встреча героев – в 1850 году сорокасемилетний поэт познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. С этого события в поэзии Тютчева появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Естественно, этим образом оказалась женщина. Поэт стремится осмыслить женскую натуру, понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу.

10. «Я очи знал, - о, эти очи!»

Учитель: Они полюбили друг друга… Высший свет осудил их, вся тяжесть отвержения пала на плечи Денисьевой… Стихи поэта пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием…

11. «Чему молилась ты с любовью…»

Учитель: Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил свою вторую жену Эрнестину и семью… Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился этот роман… Четырнадцать лет две женщины будут вести молчаливую борьбу за сердце поэта с переменным успехом, а он… он любил их обеих: в Лёле он видел воплощение своих несбывшихся юношеских надежд; в Эрнестине находил понимание и опору.

Аудио запись романса «Она сидела на полу…» (1.37)

(фрагмент 8)

Учитель: Помните, я говорила о ходе основных событий!? Была встреча, была любовь, рождение детей… Она прощала ему все: и долгие отсутствия, и жизнь на две семьи… Ее душевное состояние было ее трагедией. Он же мог излить свою душу в стихах, в этих «осколках» жизненной драмы, которая, по мнению литературоведов, сложилась в неподражаемый «роман в стихах». Каждое стихотворение – это фрагмент, мгновение любовных отношений.

Аудио запись «Не раз ты слышала признанье…»(0.43)

(фрагмент 9)

Учитель: Болезнь и смерть… Смерть от чахотки милой Лёли вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах второй половины «денисьевского цикла».  Тематически цикл делится именно на две части: до и после смерти героини…

12. «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»

13. «Как не бесилося злоречье…»

Фрагмент видео-проекта «Последняя любовь Тютчева»(1.58)

(фрагмент 10)

Итог уроков.

Учитель: Разговор наш получился очень непростым. Думаю, вы почувствовали и всю глубину лирики Тютчева, ее нежность и грусть, печаль и одиночество…

14. «В небе тают облака…»

Фрагмент видео-проекта «Последняя любовь Тютчева»(1.26)

(фрагмент 11)

Учитель: Когда после смерти поэта вышло, очень небольшое по объему, издание его стихов, А. А. Фет приветствовал его стихотворным посвящением, заканчивавшимся строками, которые можно было бы поставить эпиграфом ко всем последующим изданиям тютчевских стихов:

Но муза правду соблюдая,

Глядит – а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая,

Томов премногих тяжелей.



Время подтвердило справедливость этих строк…



Домашнее задание.

Я не знаю, каким может быть задание после столь содержательного разговора!? Наверное, я посоветую вам прочитать все, что вы захотите о Тютчеве и выучить одно стихотворение (по вашему выбору)…



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Урок разработан учителем ДОШ №44

Кияницей Натальей Анатольевной

и проведен 07.12.15 г.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!