СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из цикла "В мастерской художника слова. И. А. Бунин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - еще один пример конспекта урока из задуманного мною когда-то цикла "В мастерской художника слова". Посвящен урок исследованию текста рассказа Бунина "Антоновские яблоки". Могу сказать с уверенностью, что этот урок нравится моим ученикам. Буду рада, если разработка пригодится моим коллегам!

Просмотр содержимого документа
«Из цикла "В мастерской художника слова. И. А. Бунин"»

Урок литературы в 11 классе

В мастерской художника слова

(из цикла «Литературные чтения»)

И. А. Бунин «Антоновские яблоки»

Уважение к минувшему – вот черта,

отличающая образованность от дикости.

И.А. Бунин.



Тип урока: урок-исследование, урок-прочтение – погружение в текст.

Цель урока: в ходе исследования и прочтения понять, в чем заключается загадка бунинского стиля и определить главную мысль рассказа.

Ничего заранее не объясняя, предлагаю к следующему уроку прочитать рассказ и принести каждому ученику по 2-3 яблока.

Выбираю 2-3 человека из отвечавших стихотворение и предлагаю повторить чтение наизусть на следующем уроке.

К уроку готовлю оформление: на доске – портрет Бунина на зелено-желтом полотне и украшенный желто-зелеными листьями; на столике – корзина с несколькими листиками, ваза с осенним букетом, вазочка с медом…

Ход урока.

Вступительное слово:

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - большой русский писатель и поэт. Он первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии.

В творчестве Бунина ярко отражены традиции русской литературы. Бунин - реалист, для которого свойственна образная память, прекрасное знание народного языка, неуловимая художественность и свобода, великолепная изобразительность, словесная чувствительность. Он внес в литературу новые, непривычные для своего времени темы и звучания, создал ни с чем несравнимый «бунинский» стиль, до сих пор поражающий нас своей яркой необычностью.

Творчество Бунина еще недостаточно полно исследовано нашими современниками; научные исследования языка Бунина, стиля Бунина еще впереди. Его влияние на русскую литературу XX века в полной мере еще не раскрыто, может быть, оттого, что Бунин, как и Пушкин, - уникален. Из этой ситуации есть выход: обращение снова и снова к текстам Бунина…

Но давайте всё по порядку…

Опрос – повторение.

Предлагаю ученикам почитать стихотворения Бунина, чтобы проникнуться настроениями писателя.

  1. Наизусть стихотворения И.А. Бунина (например, «Листопад», «Листья падают в саду…», «Рассвет», «Вечер»).

Можно не требовать чтения наизусть, а предложить просто почитать несколько стихотворений.

  1. Каким настроением проникнуты прослушанные стихотворения? (Настроением светлой грусти, умиротворения, легкой печали).



Подвожу промежуточный итог: Это сила искусства… Давайте сравним…



Межпредметные связи.

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 гг.)

Картины Левитана



Пояснения учителя: Очень точно зрительно передает красоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень» (иллюстрация) или картиной «Осень» (иллюстрация).

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

К. Паустовский. Исаак Левитан (фрагмент рассказа).



Петр Ильич Чайковский

(1840 – 1893 гг.)



Осенняя песня” («Октябрь») Чайковского из цикла “Времена года”



Пояснения учителя: В пьесе слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи на вздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне».

Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Как же сильно созвучно по своему настроению с музыкой Чайковского стихотворение Бунина «Листопад». Как похожи картины осени на полотнах Левитана и в пейзажных зарисовках поэта Бунина…



Словно один и тот же сюжет изображали «певцы» природы, рожденные с разницей в несколько десятков лет.



В работах трех этих мастеров, не только можно услышать трепетную тишину осеннего леса, увидеть щедрую осеннюю позолоту на всём, чего коснулось лёгкое и прозрачное дыхание “вдовы”, но и почувствовать светлую грусть и умиротворение.

I этап.

Общие впечатления.

- А теперь снова «Великий русский Иван» с необычайно поэтическим изображением родного пейзажа в прозе, которая, как мы уже знаем, неотделима у Бунина от поэзии.

Пейзажные зарисовки в прозе (примеры)

- Мы продолжаем с вами чудесное прикосновение к творчеству И.А. Бунина: мы будем говорить об удивительном по своей красоте рассказе «Антоновские яблоки».

3. Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, читая этот рассказ? (…)

- А вот мнение Твардовского: «Когда он (Бунин) вводит нас в раннее весеннее легкое морозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…, – все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания».

4. Каким же образом Бунину удается так воздействовать на читателя? В чем загадка его стиля и какова главная мысль рассказа? На эти вопросы мы постараемся ответить, перечитывая и анализируя рассказ.

- Разговор начнём с наиболее очевидного — с яблок… Собираем урожай! (Учитель или ученик проходит с корзинкой по рядам и собирает принесенные яблоки)

Ставя корзину с яблоками к портрету писателя, цитирую: «…Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…»

В аудиозаписи звучит отрывок из первой главки рассказа.



II этап.

Работа с текстом рассказа.

Как вы думаете, с каким периодом жизни связаны воспоминания, описанные в 1 главе? (С детством). Посмотрите, как обращается к герою мещанин Николай (барчук). Так можно назвать только ребенка. Кроме того, передано ощущение детского восторга перед красотой природы (почитать последнее предложение 1 главы), посмотрите, какой восторг от жизни. На такой ноте заканчивается первая глава, а вторая начинается с приметы… Но!

Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава – это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. А что же яблоки?

- В первой главке яблоки в изобилии: огромный сад, множество гружённых яблоками подвод, и есть их можно без ограничений.

Слушаем аудиокнигу: 2 глава. Обязательно следим по тексту, отмечая те места, где речь идет о яблоках.

5. Сколько пометок вы сделали? (Четыре). Прочитайте.

6. На что еще, кроме яблок, обращает внимание писатель? (На место действия: если в первой главе - родная усадьба героя, “дом” и Выселки, то во второй - усадьба тётушки Анны Герасимовны, словно оставшаяся в другом, уже прошедшем времени).

- Во второй главе яблоки подают как угощение в усадьбе тётушки Анны Герасимовны, а запах антоновки — главный запах старинного дома…

Предлагаю детям по кусочку разрезанного заранее яблока.

А теперь вспомните, как точно передаёт писатель те ощущения, что возникают у него. И мы с вами словно тоже проснулись ранним утром и умылись ледяной водой у пруда, ощутив свежесть и бодрую радость. А потом нам с вами подали как угощение яблоки… Именно во взаимодействии различных оттенков восприятия и кроется загадка бунинского стиля. Запомним это!

Пока вы угощаетесь, давайте двигаться дальше, все глубже погружаясь в текст этого необычного рассказа.

Слушаем внимательно 3 главу.

7. О чем идет речь в этой главе? (В основном об охоте). Как вы думаете, случайно ли Бунин включил в главу об умирающем дворянстве сцену охоты? (В этой сцене писатель даёт проявить русскому помещику свой характер).

8. А что же яблоки?

- В третьей главе всего лишь одно (“случайно забытое мокрое холодное”) яблоко удаётся найти в облетевшем саду…

Читаю 4 главу сама или вместе с несколькими учащимися. Особое ударение делаем на фразе

Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб”.

- Не только яблоки, но даже их запах исчезает… Предложение это усиливает постепенно нарастающий мотив грусти.

9. Значит ли это, что к началу века антоновские яблоки на самом деле перевелись в русских садах?

- Нет… Исчезало то, что для автора накрепко связано с антоновкой цепью ассоциаций. Что именно? Дворянские усадьбы, патриархальный уклад жизни.

III этап.

Постижение особенностей стиля Бунина.

Вот мы и подошли к одной из самых значительных особенностей бунинской прозы – через символ (а на нашем уроке сегодня все символично) воздействовать на чувства читателя: Обратим внимание на лирическую дерзость Бунина: запах — самое неуловимое из ощущений, но все знают, как властно он “включает” память. На ускользающем яблочном аромате основана вся композиция рассказа, одновременно чёткая и прихотливая (тема и вариации, ясная схема и прихотливые узоры ассоциаций). Автор откровенно субъективен, но мы верим ему и безоговорочно принимаем его очень личное образное соответствие: запах антоновки и дворянская усадьба.

А вот теперь о самом загадочном – о временных потоках в рассказе (элементы лекции):

• “Личное” время рассказчика — это разные пласты его воспоминаний; первая глава, например, соответствует его ранней юности (его называют “барчук”, и жизнь он воспринимает с молодой обострённостью чувств и с молодым восторгом). Соотнести по времени события II и III главок вряд ли получится, но в IV главке явно показаны более поздние времена, когда охота почти выродилась, а охотники обнищали. Да и восторга уже нет — есть грусть и дымный чад…



• Время природное — самое простое и “понятное” время в рассказе. Его течение — сюжет, на котором в рассказе держится всё. Как и в поэме «Листопад», Бунин рассказывает здесь историю осени — от первых “золотых” дней бабьего лета до наступления зимы. И хотя охотники рады первому снегу, финал рассказа ясно говорит о смерти. Герои ещё погружены в лихой разгул, в табачный дым и звон гитары, а вокруг их избушки уже лежит саван снегов да воет ветер… Как соотносится этот природный “сюжет” с главным сюжетом рассказа — судьбой дворянских усадеб, дворянской культуры? По принципу лирического параллелизма (напомним, если кто-то забыл значение термина: так построена «Лучинушка» — это самый простой и наглядный пример). Такой параллелизм — излюбленный приём народной лирики. В этом рассказе он особенно уместен, потому что для Бунина дворянская жизнь тесно связана с крестьянской: усадьба и деревня искони, с допетровских времён, составляли одно целое.



• И, наконец, самое сложное: историческое время в рассказе. Этот поток (можно даже сказать “подводное течение”) идёт, как ни странно, в направлении, противоположном общему ходу вещей и рассудочной (нехудожественной) логике. Поэтому “подсказывать” начнём с конца рассказа. Есть ли в IV главке исторические отступления? Нет. Есть только “настоящее” обнищавших дворян. Примет ХХ века тоже нет. Охотники словно выброшены из истории, поглощены зимой, снегами, ветром… Что в III главке? Здесь книги, с помощью которых мы производим самое глубокое “погружение” в историю: книги и альманахи XVIII — начала XIX века, портреты красавиц былых времён, молельня старого крепостника (от Пушкина — к Мельникову-Печерскому…). Во II главке усадьба Анны Герасимовны, где чувствуется ещё крепостное право (которого рассказчик уже не застал) — середина XIX века. Но здесь присутствуют и телеграфные провода — примета современности (эту деталь можно и “не заметить”, но Бунин таким образом помогает читателю почувствовать временную перспективу и, может быть, некоторую “связь времён”). В I главке контраст современности и старины заметнее, ярче, но не производит впечатление трагического. Ночной поезд, молодая крестьянка в традиционном уборе и столетняя старуха в таком же традиционном наряде — всё это вместе создаёт удивительно отрадную картину, своего рода утопию. Вот если бы можно было соединить то, что обычно противопоставляется: древнюю (но свою, исконную) народную культуру и достижения цивилизации; старость и молодость, крестьянство и дворянство. И всё это в России, на родной земле…

IV этап.

Подведение итогов.

Вот и прочитан рассказ Ивана Бунина… Традиционно принято считать, что с «Антоновских яблок» начинается зрелая проза Бунина. Это первый его прозаический шедевр. С более ранними и чуть более поздними рассказами «Антоновские яблоки» связывает общая тема: русская “сельская” цивилизация, её красота и постепенное вырождение.

Мы так почти ничего и не узнаем о судьбе главного героя — только об его ощущениях. Они настолько обаятельны и в то же время достоверны, что мы охотно разделяем с ним эту редкостную полноту переживания. У него поразительное чувство жизни — слияния с жизнью. Это главное свойство данного героя. Ему словно бы и не нужно других качеств: он свидетель жизни, которая обречена исчезнуть. И тут Бунин предвосхищает свой дальнейший путь: ему суждено было покинуть родину, чтобы никогда больше не окинуть взглядом ширь ее полей…

Великий Русский Иван покоится во французской земле, на кладбище СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА ПОД ПАРИЖЕМ…



Песня Александра Малинина «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа»


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!