СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из цикла "В мастерской художника слова. М. Ю. Лермонтов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько лет назад, обдумывая очередной конспект открытого урока, я решила, что будет интересно создать целый цикл уроков, имеющих не только творческую направленность, но и исследовательский характер. "Погружение в текст" - так называют такой тип уроков. Я же назвала свой цикл "В мастерской художника слова". 

М. Ю. Лермонтов - один из самых загадочных мастеров русского поэтического слова. Его произведения, действительно, требуют "погружения в текст". Именно поэтому я решила, что предложенную жюри конкурса, который проводился в Донецке впервые, тему урока стоит внести в мой цикл, тем более, что читать и перечитывать некоторые произведения поэта очень интересно - каждый раз открываешь что-то новое...

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) «Песня про… удалого купца Калашникова» и устное   народное творчество -  такой была предложенная тема урока. 

Урок был разработан и проведен на региональном этапе конкурса педагогического мастерства "45 минут славы" в декабре 2014 года.

Просмотр содержимого документа
«Из цикла "В мастерской художника слова. М. Ю. Лермонтов"»

Урок литературы в 8 классе

из цикла «В мастерской художника слова»



Тема: М. Ю. Лермонтов (1814-1841) «Песня про… удалого купца Калашникова» и устное народное творчество.



Цели и задачи:

1. Показать близость поэмы Лермонтова к русскому фольклору.

2. Помочь увидеть мастерство поэта.

3. Развить внимание к поэтическому слову, умение анализировать поэтическое произведение, погружаться в текст и т. д.



Ход урока

__________________________________________________________________

Блок 1 (повторение)



Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, перелистаем некоторые страницы из творческого наследия одного из самых загадочных поэтов русской литературы 19 века, повторим его стихи и еще раз убедимся, что «Нить истории прекрасна златом добрых славных дел…» (В. Тушнова).



Слайд 1. («Нить истории прекрасна златом добрых славных дел…»

(В. Тушнова).

Литературоведческая справка: Верони́ка Миха́йловна Тушно́ва (14 (27) марта 1911, Казань — 7 июля 1965, Москва) — русская советская поэтесса, писавшая в жанре любовной лирики. Переводчица. Член Союза писателей СССР (1946). На её стихи были написаны популярные песни: «Не отрекаются, любя», «А знаешь, всё ещё будет!..», «Сто часов счастья» и другие.

Учитель: Но вернемся к нашему разговору…

Тот, о ком пойдет речь, часть истории великой русской культуры и литературы.



Звучание музыки (А. Даргомыжский «Мне грустно» (минус)) и проявляющийся на экране портрет Лермонтова.

Слайд 2. (Портрет Лермонтова).

Сейчас вы слышите музыку композитора Даргомыжского к романсу на стихи Лермонтова «Мне грустно».

Искусствоведческая справка: Алекса́ндр Серге́евич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.



Мелодия стихает до еле уловимого фона



Учитель: Вы, конечно, догадались, что говорить мы будем о Михаиле Лермонтове. Вспомним еще раз его стихи, чтобы погрустить вместе с поэтом и задуматься над быстротечностью человеческой жизни.

  1. Какие же стихи Лермонтова мы с вами можем вспомнить?

(«Тучи», «Утес», «Парус», «На севере диком…», «Кавказ»)

  1. Вспомним несколько отрывков из названных стихотворений.

  2. Какое же настроение прослеживается в процитированных строчках?

( Тоска, одиночество, грусть)

Учитель: Мы знаем из биографии поэта причины такого настроения. Может быть, кто-то из вас поможет вспомнить эти причины? Мать М. Ю. Лермонтова умерла, когда мальчику не было еще и трех лет; бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, богатая помещица Пензенской губернии, отказала отцу в воспитании сына, ссылаясь на его бедность. Она окружила своего внука заботой и лаской и не жалела средств для развития способностей мальчика, дала внуку прекрасное образование. Но семейная распря между бабушкой и отцом повлияла на формирование характера Лермонтова: он любил одиночество, был часто задумчив, не имел настоящих друзей. До 13-ти лет воспитывался в родовом имении Тарханы.

Но Лермонтов был бы не Лермонтовым, если бы в его творчестве нельзя было бы найти другие настроения и темы. Вот послушайте:

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…


Слайд 3. (вид старой Москвы)


  1. Как же можно назвать человека, который так любит родину?

(Патриот)

Учитель: А еще патриотом можно назвать человека, который интересуется прошлым своей страны, изучает ее историю. Лермонтова всегда интересовала история родной страны, вот он и обратился в одном из своих произведений к эпохе XVI века, ко времени царствования Ивана Грозного.

Так и появилась поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Расскажите, что вы знаете о героях поэмы?



Слайд 4. (Иллюстрация к поэме).

__________________________________________________________________

Блок 2 (работа по теме урока)

Учитель: Вот теперь настал момент конкретизировать тему нашего урока.



Слайд 5. (тема урока и эпиграф «Минувшее проходит предо мною» (М.Ю. Лермонтов))



Учитель: Внимательно прочитаем тему урока. Союз «И» в русском языке соединительный. Одна из функций этого союза объединять однородные члены, которые дополняют друг друга. Сегодня мы поговорим о художественных особенностях поэмы Лермонтова, прослеживая, как же она связана с устным народным творчеством. Вы должны помнить, что талантливый писатель хорошо знает жизнь, честен, правдив в её изображении. Он отражает в своих произведениях национальный характер народа – его духовное богатство, культуру, особенности характера, склада ума и речи.

Русские гусли. Сказочный фрагмент.

Учитель: Обратим внимание на начало «Песни…»:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твого любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова,

Мы сложили её на старинный лад,

Мы певали её под гуслярный звон

И причитывали да присказывали,

Православный народ её тешился…



Уже с первых сток мы понимаем, что перед нами не просто поэма. И строй языка, и употребляемые слова, и упоминание о гуслях позволяют нам поднять из глубин памяти то, что мы знаем о песенном народном творчестве.



Слайд 6. (Определение исторической песни (повторение)



Учитель: Да и сам автор уже в названии убеждает нас, что перед нами «Песня…». Хотелось бы отметить, что в 1840 г., когда вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, он начинался именно «Песней…». Так захотел сам поэт.



Слайд 7. (Издание, сборник, книга).

  1. Так почему же Лермонтов выбирает форму исторической песни?

( Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, потому что рассказывает о реальных или легендарных событиях. С помощью такой формы у поэта появляется возможность создать иллюзия объективного отношения к героям, так как герои показаны как бы глазами народа)

  1. В чем заключается главная тема поэмы?

(Тема чести и человеческого достоинства.

Поединок правды и неправды, чести и бесчестия, подлости и чувства собственного достоинств).

  1. Какие жизненные ценности защищает в ней поэт?

(Правду, честь, человеческое достоинство).


  1. С какой точки зрения решает эту проблему Лермонтов?

(С точки зрения представлений народа о добре и зле)


Учитель: Читая «Песню» Лермонтова мы слышим чудесную музыку, звук гуслей, под аккомпанемент которых пелись народные песни.


( отрывок из фильма «Садко»)


Учитель: Перед вами только что был герой былины Садко. Не кажется ли вам, что похож купец Калашников на былинных героев? И пусть он не сражается с чудищами, но стоит за «правду-матушку». Сделаем еще одно уточнение: перед нами не просто поэма, а «Песня…», близкая к былине. Поищем еще доказательства.


  1. Прочитайте портретную характеристику Алены Дмитриевны.

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно - будто лебёдушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поёт;

Горят щеки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются…


Учитель: Ну, чем не песня? Чем не былина? И даже, вы согласитесь со мной, немножко напоминает сказку.

Если погрузиться в текст, то вы найдете немало доказательств близости поэмы Лермонтова к устному народному творчеству. Это и образы, которые использует автор для характеристики героев (Ястреб, орёл, голубь, лебёдушка), и композиция произведения (зачин, концовка), и художественные средства выразительности (их вы найдете и выпишите дома), и морфологические особенности, характерные для народной речи (глаголы на –ся, деепричастия на –учи, -ючи).


Вывод: Итак, мы убедительно доказали, что поэма Лермонтова очень близка к устному народному творчеству.


Учитель: Да, и иллюстрации к поэме еще одно доказательство того, что мы с вами не ошиблись, а пришли к абсолютно правильному выводу.

Слайд 8. (иллюстрация к поэме).

Учитель: На этом этапе стоит вновь вернуться к гуслярам…


  1. Прочитайте «обращение» гусляров, которое то и дело повторяется в тексте.

Ай, ребята, пейте —дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

Учитель: Эти слова своего рода припев «Песни...». С помощью такого приема Лермонтов передает «певцам» право выразить народное мнение, что собственно и делали на Руси гусляры.

Именно они в поэме поют славу герою. «Удалой купец» ради высшей ценности, которой он считает справедливость, не пожалел собственной жизни. Таковыми были истинно народные герои, которые всегда стояли «за правду-матушку». Вероятно, потому, что Степан Калашников старался жить по совести и умер за правое дело, русские люди вспоминают о нем, проходя мимо его могилы на перекрестке трех дорог:

Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Учитель: Я благодарю вас за продуктивную работу, которую можно оценить только высоким баллом. Нам осталось с вами записать домашнее задание и попрощаться.

Слайд 9. (домашнее задание: 1. Выписать художественные средства выразительности, соответствующие унт.

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы: «Восход зари» в начале III части).

Слайд 10. ( СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!