Тема урока: «Мельница».
Изделие: мельница.
Цель урока: научить детей изготавливать изделие «мельница».
Ход урока:
1.Организационный момент.
У:Всё лишнее убираем. Проверяем глазками ножницы, картон, клей, бумагу. Садитесь.
2.Вступительная беседа.
У: Давайте для начала отгадаем загадку:
Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась.
Д: Самолёт.
У: Верно, еще давайте с вами отгадаем одну загадку:
Чудо – Юдо - Стрекоза
Застеклённые глаза.
Если крыльями вращает,
Каждый ветер ощущает.
Д: Вентилятор, мельница, вертолёт, цепочка.
У: Хорошо, еще одна загадка, до этого у нас были отгадки самолёт и вертолёт, да?
Крыльями машет, а улететь не может.
Что это такое?
Д: Вентилятор.
У: Ага, смотрите мы с вами называем отгадки : вентилятор, спиннер, мельница. Ну давайте с вами подумаем что общего между вентилятором, мельницей, самолётом, вертолет. Что общего?
Д: Лопасти.
У: А лопасти у чего? Посмотрите у нас общее между вертолетами, самолётами, пропеллерами – лопасти, которые находятся?
Д: В кругу.
У: Хорошо, а вот этот круг у нас есть еще у одного сказочного героя.
Д: У Карлсона.
У: У него что?
Д: Пропеллер.
У: А что заставляет крутиться пропеллер?
Д: Кнопка.
У: А у мельницы кнопка есть?
Д: Нет, она крутится с помощью ветра.
У: Да, прекрасно, ветер заставляет мельницу крутиться. Так, мы сегодня с вами сделаем вот такую мельницу. Кто у нас главный, кто выйдет и подует на мельницу? Дуть потихонечку, очень сильно не надо. Ну что, ветер заставляет крутиться мельницу?
Д: Да.
У: Ну а спиннер подходит сюда?
Д: Нет.
У: А цепочка подходит сюда?
Д: Нет.
У: Не подходит. А значит цепочка может быть ответом на нашу загадку?
Д: Нет.
У: А спиннер?
Д: Нет.
У: Правильно, потому что это не пропеллер. Там совсем другой принцип рботы.
3. Основная часть урока.
У: Давайте посмотрим из какого материала выполнена наша мельница.
Д: Из картона.
У: Да основа из картона. А наш пропеллер?
Д: Из бумаги.
У: Скажите, пожалуйста, как называется форма мельница самой?
Д: Шапочка, треугольник, пирамида, конус.
У: Да, ребят, это конус, а пирамида это когда грани есть, есть одна сторона и другая, мы точно знаем ,здесь она началась, а здесь закончилась. А на этом изделии есть такая сторона, где она началась и , где закончилась?
Д: Нет.
4.Актуальность знаний.
У: Похожа на треугольник. Если мы не видим сторон, конкретных начала и конца, но при этом в проекции у нас треугольник – это конус. А если у нас есть стороны, то это пирамида. Это объёмная фигура. А треугольник это объемная фигура или плоская?
Д: Плоская.
У: А конус и пирамида у нас объемные. Мы можем ручками пощупать. Так, основа в виде конуса сделана. И винт сделан из каких деталей?
Д: три.
У: Абсолютно верно, три детали, которые будут переплетаться между собой. Скажите, пожалуйста, из какого материала можно выполнить это конус?
Д: Из картона, из толстой бумаги.
У: А из тонкой бумаги?
Д: Нет.
У: Почему?
Д: Потому что может порваться.
У: Еще один вопрос: мы всегда урок начинаем с каких-либо технологических операций. Первая технологическая операция какая?
Д: Разметка.
У: Верно. Мы с вами можем выполнить разметку каким образом? Какие инструменты будем использовать?
Д: Шаблон, карандаш, линейка.
У: А ножницы в какой у нас будут технологической операции?
Д:Выделение.
У: Да, выделение части от целого. И в этой технологической операции мы будем использовать такой инструмент , как?
Д: Ножницы.
У: Скажите, пожалуйста, мне правила пользования ножниц.
Д: Кладём их на край парты, если не нужны. Передаем кольцами вперёд.
У: С открытыми ножницами не поворачиваемся. Так мы с вами разметили наш конус будущий с помощью шаблона. Потом что мы сделаем?
Д: Потом вырезаем.
У: Потом?
Д: Склеиваем.
У: Конус у нас готов, что дальше делаем. Нам нужно сделать вертушку. А чтобы сделать вертушку, нам нужно разметить?
Д: Бумагу.
У: Детали. Сколько деталей?
Д: Три.
У: После того, как разметили детали, мы что делаем?
Д: Вырезаем.
У: И вставляем друг в друга. И у нас мельница будет готова. Что нам останется с ней сделать?
Д: Украсить.
У: Да, это последняя наша технологическая операция. Сейчас мы все вместе будем выполнять работу. Приготовили лист цветного картона для конуса. Как мы с вами начинаем разметку?
Д: Нужно чертить на изнаночной стороне и шаблон нужно класть на краешек картона.
У:Да, на изнаночной стороне, как можно ближе к краю размещаем шаблон. Кто разметил, вырезают.
Так, заготовки для конуса у нас вырезаны . Что нам нужно сделать дальше?
Д: Склеить.
У: Чтобы нам правильно сложить, нам нужно картон немного приучить к форме. Картон у нас прямой, чтобы картон хорошо согнулся, мы можем взять и картон о край стола немного потереть. Сгибаем и скручиваем. Смотрим, всё ли у нас правильно. Нам нужно наметить и намазать с изнанки клеем и , когда мы будем соединять вот эту изнанку на верх проводим и конус склеиваем. Постарайтесь сделать без дырки.
Откладываем на край стола наш конус. Теперь берём с вами бумагу двустороннюю или одностороннюю, какая есть. Кладём ее перед собой горизонтально. На какой стороне выполняем разметку?
Д: На изнаночной.
Физминутка.
У: И так, все встаём. Ручки подняли высоко, высоко, пальчиками потянулись, на мыски встали, тянемся и бросили ручки. И еще раз. Садимся. Если бумага двусторонняя имеет значение на какой стороне делать разметки?
Д: Нет. На любой.
У: Положили перед собой бумагу горизонтально изнаночной стороной вверх, взяли линеечку. Нолик совмещаем с началом листа и отмеряем 2 см, еще раз 2 см и ещё раз 2 см. Что нам нужно сделать, чтобы линии у нас с вами были ровные?
Д: Нужно соединить.
У: С чем? Чтобы что-то с чем-то соединить, нам нужно это разметить. Нам нужно сделать заметки снизу. То же самое, нолик совмещаем с начало листа и отмеряем три раза по 2 см. Теперь мы соединяем и вырезаем три полоски. И так у нас с вами получается три полоски, мы должны их сложить пополам, соединяем кончики и складываем. Теперь сверху на нашу мельницу кладём пропеллер готовый и попробуем подуть. Вращается у всех?
Д: Да.
У: Теперь ваша задача украсить мельницу.
5.Оценивание изделия.
У: Вам нравится ваше выполненное изделие?
Д: Да\нет.
У: Удачно ли вы подобрали материалы? Удачно ли цветосочетание в вашем изделии?
Д: Да/нет.
У: Прочное ли у вас получилось изделие?
Д: Да/нет.
У: Точно ли у вас изготовлены отдельные детали?
Д: Да/нет.
У: Аккуратно ли у вас выполнена сборка изделия?
Д: Да/нет.
У: Интересно ли у вас оформлено изделие?
Д: Да/нет.
У: Возникали ли у вас трудности или проблемы при работе? Удачно или неудачно у вас получилось их решить?
Д: Удачно\неудачно.
Итог:
Что нового мы с вами узнали?
Чему новому научились?
6.Уборка рабочих мест.
У: У всех получились замечательные мельницы. Все молодцы, мне было приятно с вами работать.