СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение "Ох уж эта бабушка!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение сведении о тексте;обогащение речевого этикета учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Изложение "Ох уж эта бабушка!"»

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках. 
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет вытолкнуть возражения. 
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе жизнь отдает. А потому что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе. Старость - довольно печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - её единственная забота, её последняя радость, ее постоянная тревога, её тайная надежда. 
У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит - это его возрастная особенность. 
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

Тема: Развитие речи.

Подготовка к изложению

по тексту И.Медведевой 

«Поговорим о бабушках».

Цель: - повторение сведений о тексте, стилях и типах речи;

формирование навыков работы с текстом, его комплексного 

анализа;


  • обогащение речевого опыта учащихся;


  • способствование воспитанию нравственных качеств.


Запись на доске: благотворительность, милосердие, нарушение душевной связи людей.

Строение текста, план, схема.

Оборудование: 1. Толковый словарь С.И.Ожегова. 2. Выставка книг писателей, в чьей судьбе большое участие приняли бабушки, или произведения о бабушках. 3. Стенгазета «Поговорим о бабушках» с фотографиями, сочинениями и стихами о бабушках. 4. Листы с текстом для комплексного анализа. 

Предварительная работа: написать сочинение «Моя бабушка».




  1. Организационная часть урока.


  2. Актуализация прежних знаний.


Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. Но в ней нужна и твоя забота и понимание. Ведь с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. 

А что такое благотворительность? Милосердие?
(Высказывания учащихся)

^ Благотворительность - творить благо на пользу окружающим; 

Милосердие - милый сердцем, отзывчивый, добродушный.


Подготовленный ученик читает объяснения слов
«благотворительность» и «милосердие» по словарю С.И.Ожегова:

Благотворительность - благотворительная деятельность. Благотворительный - 1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявлять милосердие, взывать к милосердию).


- Ребята, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и правильно, если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих близких, родных людей (маму, папу, брата, сестру, друга)?

Нет. Поэтому, перед тем, как говорить о милосердии в большом масштабе, надо начинать с милосердия к близким. Сегодня мы поговорим о нашем отношении к самым родным и близким людям, к нашим бабушкам.


  1. Работа по теме.


1.) Слово учителя.


  • В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.


  • А кто это - бабушка? (Мать отца или матери.)


В словаре С.И.Ожегова так и написано:

1.Мать отца или матери.

2.Вообще о старой женщине.

- Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было
бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже,
значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на казахском языке бабушку называют әже – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

-Любят вас бабушки? 

-А можете сказать, почему они очень любят своих внуков? ( Бабушки любят нас больше потому, что в своё время у них не было времени на своих детей, которые теперь уже выросли, на работу ходить не надо, сейчас бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам.) 

Существует народная мудрость: «Первый внук - первый ребёнок». Т.е. в жизни человека бабушка играет немаловажную роль.

По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. О ком вы можете сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Горький, В.П.Астафьев и др.)

(Обращаем внимание на выставку книг.)


  • Это рассказы о взрослении человека, о становлении личности. Писатель утверждает о необходимости добра, чувства ответственности, благородства, терпимости по отношению к окружающим, более слабым, уважения к себе и близким. В рассказах звучит протест против жестоких явлений жизни, предупреждение от последствий "нарушения душевной связи людей". В развитии и становлении личности писателей тоже большую роль сыграла бабушка.


  • Сейчас вы напишите сочинение о своей бабушке, прочитаем некоторые из них.(Чтение сочинений о бабушках.)


- Мы убедились, что для вас бабушка тоже является родным и
близким человеком, что в вашей жизни она тоже играет немаловажную
роль. 

- Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью,
преданностью, терпением?

Сегодня мы познакомимся с текстом И.Медведевой « Поговорим о бабушках». 

2.)Чтение текста.

^ Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе « жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни .Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

^ Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.


3.) Анализ текста.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.)

Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? ( О нашем отношении к ним.) 

Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.

^ Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)

В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели?( Воздействовать на читателя, убедить его.)

Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст?( Публицистический.)

^ Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.


  • Риторические вопросы («Ну что дальше?»);


- восклицательные и побудительные предложения («Давайте поговорим…»);


  • обращения к собеседнику («Знаешь, что делать с бабушкой?», «Давай поговорим...»);


  • ряд однородных членов;


  • обратный порядок слов;


  • предложения связаны между собой параллельной связью;


  • много союзов.


Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

( Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.


Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.
Строение текста План Схема


  1. Вводная часть. 1. Начало разговора. Описание предмета,


  2. Основная часть. 2. «Ох уж, эта бабушка!» состояние человека.


«Что делать с бабушкой?» Рассуждение. Возрастные особенности. 

3.Концовка. 3. Концовка. Повествование.


  • 1 абзац. Вступление.


  • 2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?


(« Ох уж, эта бабушка!»). 

-Как вы думаете, почему? ( Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией, которая угадывается за конструкцией Ох уж,..- разговорная речь.)

Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета. 

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?

( Используются глаголы, показывают на действия.) Настоящее время глаголов показывает, что бабушка такая всегда.

^ Конкретная ли бабушка здесь описана, есть лицо? 

(Нет. Это образ типичной бабушки, такие черты имеют многие бабушки.)

- А автор выступает от своего лица? ( Нет, от лица внуков, выражая их мысли и чувства.) «Бабушка надоедает, кутает, считает маленьким...» 

-Согласны? « Позорит...» 

-Кто позорит? - Бабушка. 

-Кого позорит? - Внука. 

-Что начинается с этих слов в тексте? Описание внутреннего состояния человека. « Стыдно, трудно сдержаться, хочется вытолкнуть возражения ...» 

-Осознаёт он свои действия, понимает, что грубо обходится с бабушкой? Только ли автору стыдно? (Каждому.) 

3абзац. 

-О чём говорится в третьем абзаце? «Что делать с бабушкой?»

( Записываем в план.)

Прощать, терпеть, опекать, беречь. 

-^ Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать. 

-Какой это тип речи? ( Рассуждение.) 

-Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?


  • 4 абзац. Возрастные особенности.


( После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

- Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)

4.) Повторное чтение текста и запись изложения.

^ 4. Домашнее задание.

Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, действительно, трудно представить себя старыми, а всё-таки попытайтесь.

Напишите, каким вы представляете себя в старости, как будете вести себя, как относиться к внукам.

5. Итог урока.

Скажите, что запомнилось вам из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.)






















































































Тема: Подготовка к изложению «Поговорим о бабушках» с элементами беседы о пожилых людях и о нашем к ним отношении.



Цели урока: углубить знания учащихся по анализу текста при подготовке к изложению; формировать умения учащихся по составлению плана текста изложения.



Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к процессу подготовки написания изложения, урок построен по технологии развития аналитического мышления через чтение и письмо изложения с использованием методики погружения в тему.



Задачи урока:

Образовательные:

  • повторение сведений о тексте, стилях и типах речи;

  • учить правильному и последовательному построению предложений;

  • развитие навыков определения основной мысли, выделения микротемы и ключевых слов;

  • развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов изложения текста;

  • 5 – 6 классы – изложение может быть сжатое, в 7 – 8 классах – подробное изложение, в 9 классе изложение краткое (в рамках требований к написанию изложения в ГИА).



Развивающие:

  • развивать связную устную речь учащихся;

  • развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;

  • развивать связную письменную речь учащихся;



Воспитательные:

  • прививать учащимся интерес к русскому языку, к работе с текстом;

  • формировать у учащихся личного отношения к происходящим событиям и поведению

действующих лиц;

  • показать важность таких жизненных понятий, как терпение, любовь, уважение, прощение в отношениях с пожилыми людьми (бабушками и дедушками).

  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах;

  • понимать возрастные особенности пожилых людей;



Оборудование:

  • Текст изложения для каждого ученика отдельно;

  • Записи на доске;

  • Орфографические словари на партах;

  • Толковый словарь С.И.Ожегова у учителя на столе.



«Поговорим о стариках».

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. / Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. / Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. / Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе жизнь отдаёт. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжёлое и печальное время жизни. / Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. / А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. / Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся. (По И. Медведевой)

Задание к изложению:

1. Определить тему и основную мысль текста;

2. Определи стиль текста;

3. К чему призывает автор? Какова идея текста?

4. Разбей текст на абзацы;

5. Определи ключевые слова в каждом из них;

6. Запиши микротемы;

7. Определи, что в каждом абзаце главное, а что – второстепенное;

8. Напиши изложение.



Ход урока:

1) Слово учителя.

- В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.

- А кто это - бабушка? (Мать отца или матери)

В словаре С.И.Ожегова так и написано:

1.Мать отца или матери.

2.Вообще о старой женщине.

- Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже, значит, бабушка является и вашей матерью. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

- Любят вас бабушки? А можете сказать, почему они очень любят своих внуков? (Бабушки любят нас больше потому, что в своё время у них не было времени на своих детей, которые теперь уже выросли, на работу ходить не надо, сейчас бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам). Существует народная мудрость: “Первый внук - первый ребёнок”. Т.е. в жизни человека бабушка играет немаловажную роль.

- Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью, преданностью, терпением?

Сегодня мы познакомимся с текстом И.Медведевой “ Поговорим о бабушках”.



2) Чтение текста.



3) Анализ текста.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.) Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? (О нашем отношении к ним.) Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.

Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)

В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели? (Воздействовать на читателя, убедить его.)

Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст?

(Публицистический.)

Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.



  • Риторические вопросы (“Ну что дальше?”);

  • восклицательные и побудительные предложения (“Давайте поговорим…”);

  • обращения к собеседнику (“Знаешь, что делать с бабушкой?”, “Давай поговорим...”);

  • ряд однородных членов;

  • обратный порядок слов;

  • предложения связаны между собой параллельной связью;

  • много союзов.



Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

(Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.

Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.



Строение текста. План. Схема.

1. Вводная часть.

2.Основная часть.

3. Концовка. 1. Начало разговора.

2.“Ох уж, эта бабушка!”, “Что делать с бабушкой?”

3. Концовка. Описание предмета, состояния человека.

Рассуждение. Возрастные особенности.

Повествование.



1 абзац. Вступление.



2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?

(“ Ох уж, эта бабушка!”). Как вы думаете, почему? (Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией, которая угадывается за конструкцией Ох уж,..- разговорная речь.)

Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета.

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?

(Используются глаголы, показывают на действия.) Настоящее время глаголов показывает, что бабушка такая всегда. Конкретная ли бабушка здесь описана, есть лицо? (Нет. Это образ типичной бабушки, такие черты имеют многие бабушки.) А автор выступает от своего лица? (Нет, от лица внуков, выражая их мысли и чувства.)

“Бабушка надоедает, кутает, считает маленьким...”

Согласны?

“Позорит...” Кто позорит? - Бабушка.

Кого позорит? - Внука.

Что начинается с этих слов в тексте? Описание внутреннего состояния человека. “ Стыдно, трудно сдержаться, хочется вытолкнуть возражения ...” Осознаёт он свои действия, понимает, что грубо обходится с бабушкой? Только ли автору стыдно? (Каждому.)



3 абзац. О чём говорится в третьем абзаце? “Что делать с бабушкой?” (Записываем в план)

Прощать, терпеть, опекать, беречь. Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать. Какой это тип речи? (Рассуждение.) Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?



4 абзац. Возрастные особенности. (После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

- Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)

4) Выписываем ключевые слова и составляем план текста для дальнейшего изложения (ключевые слова выделены в тексте конспекта учителя)

5) Устный пересказ текста учениками.



4) Письменная работа с текстом изложения.

6) Работа над изложением текста в черновике.

5 – 6 классы – изложение может быть сжатым, в 7 – 8 классах – подробное изложение, в 9 классе изложение краткое (в рамках требований к написанию изложения в ГИА)

7) Проверка грамотности (каждый ученик самостоятельно или в трудных случаях после консультации с учителем проверяет свою работу).

8) Переписывают в тетрадь и сдают работы учителю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!