1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | 1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Снежана Анатольевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед началом урока я предлагаю вам настроить своё внимание. Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы должны внимательно прослушать его и назвать слова, которые обозначают то, какими мы должны быть на уроке. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - И так, какие слова говорят нам о том, какими нужно быть на уроке? (Трудиться, не лениться, старательно, внимательно) - Значит, какими мы должны быть на уроке? (Трудолюбивыми, старательными, внимательными). - А почему? - Хорошо, давайте запомним эти качества и будем им соответствовать. | Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (осознанно строить речевое высказывание в устной форме.), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе, высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи). |
2. Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания по теме «Глагол». | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) | 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. - Перед началом новой темы я предлагаю вам поговорить об одной из частей речи. Чтобы узнать, что это за часть речи, посмотрите на слайд. Тут вразброс представлены буквы, а вам нужно собрать из них слово – название этой части речи. - Верно, ребята, это глагол. Кто хочет сказать, что такое глагол? - Верно, глагол, это часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечают на вопросы «что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?» и другие. - Теперь, когда мы вспомнили, что такое глагол, давайте потренируемся находить его в тексте. - Обратите внимание на слайд. Кто хочет прочитать это предложение? (Бабочка приподнимает пару верхних крыльев – и на серой коре вдруг вспыхивают алые полосы нижней пары крыльев) - Спасибо. Кто хочет прочитать задание? (Выпишите все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении) - Выпишите, пожалуйста, глаголы. Работаем самостоятельно. Кто закончит, ручку на локоток. - Кто хочет прочитать глаголы, которые выписал? - Докажите, что это глаголы. (они обозначают действия предмета и отвечают на вопросы «что делает?» и «что делают?») | Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы), познавательные УУД (осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; строить несложные рассуждения.), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе, строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи). Предметные: обучающиеся умеют распознавать глаголы среди других частей речи |
3. Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: создать проблемную ситуацию, поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования Методы развития познавательного интереса Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | 3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. - Спасибо. А теперь попробуйте определить число этих глаголов. - Получилось ли это у вас? - Кто хочет прочитать, что у вас получилось? - Как вы это поняли? - А кто может сказать, по каким признакам можно определить число? - Всем ли удалось определить число? - Ребята, я вижу, что у некоторых появились затруднения в выполнении этого задания, как думаете почему? - Мы ведь ещё не умеем определять число глаголов. - Ребята, кто уже догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? - Верно, тема нашего урока – «Изменение глагола по числам» - Давайте попробуем поставить задачи к нашему уроку. - Для этого я предлагаю вам посмотреть на слайд. - На нём представлены слова, с которых будут начинаться задачи. Подумайте, как они будут звучать? (На слайде: «Узнаем,…..», «Потренируемся употреблять….» - Верно, задачи нашего урока это 1. «Узнаем, как глаголы изменяются по числам» 2. «Потренируемся употреблять глаголы в нужном числе». | Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;), познавательные УУД (осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; строить несложные рассуждения), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи). |
4. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) | 4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - Для того, чтобы узнать, как глаголы изменяются по числам, я предлагаю вам поработать в таблице. Глагол | Обозначает действия…. | Вопрос | Число | | | | | - Кто хочет прочитать, как называются колонки? Спасибо. - В первую колонку мы будем записывать пример глагола, во втором – сколько предметов совершают действие. Один или несколько. В третьей – вопрос, на который глагол отвечает, и в четвёртой колонке попробуем определить число. - На слайде у меня представлены пары слов. - Прочитайте первую пару. В чем их отличие? Верно, в окончании. - Попробуйте придумать словосочетание с первым словом. - Спасибо, давайте запишем первое слово «напишет» в таблицу. - В какую колонку? Верно, в первую. - Во вторую нужно записать, сколько предметов совершают действие. Сколько предметов совершает действие «напишет»? ОДИН или НЕСКОЛЬКО? - Верно, один. Запишем, ОДИН ПРЕДМЕТ. - Давайте попробуем задать вопрос к этому глаголу. Верно, «Что сделает?» Запишите этот вопрос в таблицу. - Давайте сделаем вывод. Если речь идёт о действии одного предмета, то какое это число? Верно, единственное! -Запишем: ед.ч. - Выделим окончание. Какое окончание у этого слова? (ет) - Давайте разберем второе слово. Сразу запишем его в первую колонку -Придумайте словосочетание с ним. - Действие скольких предметов обозначает это слово? - Верно, нескольких. Запишите это в таблицы. НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДМЕТОВ. - Какой вопрос мы можем задать этому глаголу? Верно «Что сделают»? Запишем этот вопрос. - И так, раз это действие совершают несколько предметов, то какое это число. Верно, множественное! Записываем. - Выделим окончание. Какое окончание у этого слова? (ут) - Вторую пару слов я предлагаю вам попробовать объяснить самим. И так, слово «дружит». Какое предложение можно составить? (Примерный ответ детей: Слово «дружит» обозначает действие одного предмета, можно задать вопрос «что делает», так как действие совершает один предмет, это единственное число окончание –ит-) Слово «дружат» обозначает действие нескольких предметов, можно задать вопрос «что делают?», так как действие совершает несколько предметов, это множественное число, окончание –ат-) - Запишите, пожалуйста, это в таблицы. - Третью пару слов я предлагаю записать самостоятельно в тетрадях. - Кто хочет объяснить, как он заполнил таблицу? (Примерный ответ детей: Слово «обидит» обозначает действие одного предмета, можно задать вопрос «что сделает», так как действие совершает один предмет, это единственное число, имеет окончание –ит-. Слово «обидят» обозначает действие нескольких предметов, можно задать вопрос «что сделают?», так как действие совершает несколько предметов, это множественное число, имеет окончание –ят-) - Спасибо. - Давайте проверим, правильно ли мы заполнили таблицу. У кого не было ошибок, поднимите руку. - Давайте сделаем вывод. Можем ли мы сказать, что глагол может изменяться по числам? (да) - Что обозначает глагол в единственном числе? (действие одного предмета) - В множественном? (действие нескольких) - На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе? - В множественном числе? - А что ещё указывает на изменение глагола? (окончание) - Какие окончания у глагола в ед.ч? (ет, ит) - Какие во мн. ч.? (ат, ят, ут) - Для того, чтобы понять, правильно ли мы с вами сделали вывод, прочитаем правило. Откройте страницу 109. Кто хочет прочитать? - Какие слова выделены? Верно, термины и вопросы. - Как думаете, почему? (Несут самую важную информацию) - А какое слово можно выделить ещё? - Я бы выделила слово «изменяются». - А какие части речи ещё изменяются по числам? Верно, существительные и прилагательные. - Как думаете, решили мы с вами первую задачу? - Как мы это сделали? Верно, поработали с правилом и таблицей. | Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями), познавательные УУД (осознанно строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символические средства (таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать таблицы для решения лингвистических задач; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи). Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол и распознают их в тексте; умеют распознавать число глагола; изменять глаголы по числам. |
5. Первичное закрепление. Задача: организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы обучения: Словесные (рассказ, беседа) Практические (упражнения) Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | 5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. - Сейчас, что должны делать? - Для того, что решить вторую задачу, я предлагаю вам обратиться к упражнению 197. - Нужно определить, сколько предложений в упражнении. Посовещайтесь в парах и попробуйте разделить текст на предложения. - Кто хочет прочитать предложения, которые у вас получились? - Спасибо. - Нужно будет списать получившиеся предложения и вставить пропущенные буквы в окончании глаголов, а также указать число глаголов. - Кто желает выйти к доске? - Объясняй, пожалуйста, всё, что ты записываешь и почему. (Примерный ответ: трещАт – вставляем букву А потому что этот глагол употребляется во множественном числе, потому что действе совершает несколько предметов – кузнечики) - Один пишет у доски, остальные работают в тетрадях. - Давайте посмотрим на вторую часть здания. Какие глаголы передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми? (трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит) - А что нам помогло вставить нужную букву в окончание? (Существительное) (Наводящие вопросы: с чем в предложении тесно связан глагол? Что стоит рядом с глаголом?) - Какой мы можем сделать вывод, от чего зависит окончание глагола? - От числа, верно. - С помощью чего мы можем определить окончание у глаголов? - Как думаете, решили мы вторую задачу? С помощью чего? Верно, с помощью наблюдения связи глагола с сущ. - Хорошо, я вижу, что многие из вас уже справляются с определением числа глаголов. - Для того чтобы закрепить знания по определению числа у глаголов, давайте выполним упражнение 192. - Кто желает прочитать текст? Спасибо. - Нужно списать и объяснить написание орфограмм. А что для этого можно сделать? Верно, подобрать проверочное слово. - Какое проверочное слово у слова алеет? Верно, алый. (так по аналогии остальные) - А какие глаголы передают цвета предметов? (Алеет, светлеет, яснеет, зеленеют, посинел, потемнели) - Я предлагаю вам самостоятельно записать упражнение в тетради и подписать сверху над глаголами число. После этого мы проверим. - Я вижу, что у нас с вами остаётся ещё немного времени, поэтому я предлагаю вам поработать с ещё одной карточкой. - Тут, уже знакомая вам таблица, но некоторые её части уже заполнены. Нужно восстановить таблицу в соответствие с теми данными, которые уже есть там. Глагол | Обозначает действия…. | Вопрос | Число | Помнил | | | | | Одного предмета | | Ед. ч. | Плавали | | | | | Нескольких предметов | Что делали? | | Выросло | | | Ед. ч. | | | Что делают? | | - Давайте посмотрим, что у вас получилось. | Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы), познавательные УУД (осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символические средства (таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать таблицы для решения лингвистических задач; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их.), коммуникативные УУД (ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи). Предметные: обучающиеся знают, как распознавать глаголы среди других частей речи; умеют распознавать число глагола; изменять глаголы по числам; знают о согласовании глагола с существительным; умеют писать окончания глаголов в зависимости от числа. |
Рефлексия. Задача: оценить результаты деятельности. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования создание ситуации успеха поощрение и порицание Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы интерактивного обучения: Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Методы рефлексивной деятельности | РЕФЛЕКСИЯ. - Ребята, скажите, решили мы с вами задачи? С помощью чего? - Верно, с помощью таблицы и упражнений. - Я приготовила для вас таблицы-помощницы. Посмотрите, что в них надо будет отразить? - Верно, вопросы у глаголов единственного и множественного числа и их окончания. Число | Вопрос | Окончание | Ед. ч. | | | Мн. ч | | | - Сейчас я дам вам время на заполнение. Вам нужно вписать вопросы к глаголам в нужном времени, которые вы запомнили в течение урока, а также написать окончания. - Кто хочет рассказать, что он записал? - Спасибо за ваши ответы. Вы можете потом вклеить эти таблицы в тетради и обращаться к ним. - Ребята, вот наш урок подходит к концу. А кто помнит, какими мы решили быть сегодня на уроке, в самом начале? (трудолюбивыми, старательными, внимательными) - Поднимите руку те, кто считает, что был сегодня на уроке трудолюбивым. - Кто старательным? - Кто внимательным? - Я вижу, что сегодня было очень много ребят, которые проявили все качества на уроке. И я, конечно же, это заметила. - Спасибо вам за урок, до свидания! | Личностные: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы), познавательные УУД (осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно; создавать и преобразовывать таблицы для решения лингвистических задач; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков) коммуникативные УУД (участвовать в диалоге, общей беседе; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи). |