Открытый урок на тему: Изменение глаголов по временам.
Цели: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями для работы на уроке.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивирование к учебной деятельности (орг. момент) | - Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех! Поприветствуем гостей… С ними нам вдвойне теплей. Пожелаем всем удачи и успешности в придачу! | Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
2.Чистописание | - Откроем тетради. Запишем число. Классная работа. - Внимательно посмотрите на данную запись: большой - маленький сухой - ? (мокрый) твердый - ? (мягкий) глубокий - ? (мелкий) война - ? (мир) - Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания. Сегодня для чистописания я взяла следующие слова: я ты он она оно они вы мы Что вы заметили? Это местоимения. Что вы о них знаете? Это личные местоимения, они указывают на предмет, но не называют их. Задание. Спишите, выполняя правильно соединения букв. Но сначала спишите местоимения 1 лица, затем 2 л. и 3 л. | Выполняют работу по образцу. Подбирают антонимы. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу(антонимы), начинающиеся на букву м. Значит, мы будем писать букву м.) Отвечают на вопросы. Записывают местоимения по лицам. |
3.Актуализация знаний | Я, ты, он, она – вместе целая страна. Все мы россияне, и каждый из нас гордится своей страной. Образ России немыслим без образа Русской березки. Русская березка – символ Родины моей (объяснить значение слова символ по словарю Ожегова). Вот она стройная и статная, напоминает девичью красу. Милая березка воспета в поэзии, прозе, в музыке. Запишите предложение. На стройн__ м_л_дой б_рё_к_ п_ вились з_ лёные листочки. 2) Задание по вариантам: 1-й в. разобрать предложение по членам. 2-й в. сделать морф. разбор слова: на стройной. 3) Разбор по составу слов (индивид., работа по карточкам). | Выполняют самостоятельно задания . |
4.Словарная работа | На доске записаны слова в столбик, Д _ журный , м _ роз , _хотник, р _ бота , …бед,_б_рона. Задание: Спишите слова, вставьте пропущенные буквы , выделите орфограммы. - Ребята, для чего мы учим словарные слова?. - Кто выполнил задание без ошибок? - На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются эти слова? -А теперь измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? дежурный – дежурить мороз – морозить охотник– охотиться работа – работать обед- обедать оборона - оборонять - Какой частью речи являются образованные слова? - Что общего у всех этих глаголов? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? А что еще вы знаете о глаголе? | Проверка: вызванный к доске ученик, вставляет пропущенные буквы и образует глаголы неопределенной формы. Глаголами. Они стоят в неопределенной форме. Что делать? Что сделать? |
5.Постановка учебной задачи | - Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова. - Чем различаются эти предложения? - В каких формах употреблён глагол в каждом из этих предложений? - Сформулируйте задачи урока. - Сформулируйте тему урока. | Формой глагола. Узнать, как образуются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени, научиться образовывать временные формы глаголов. Изменение глаголов по временам. |
6.Применение знаний и способов действий | Откройте учебник на странице 9. Запишите тему урока. Запишите упражнение 1. Прочитайте задание. | Работа по учебнику. Выполнение заданий по вариантам. |
7.Физкультминутка | - А теперь немного отдохнём. Если я называю глаголы в прошедшем времени, то ученики первого ряда – хлопают в ладоши, ели глаголы в настоящем времени, то ученики второго ряда – топают ногами, а если глаголы в будущем времени, тот ученики третьего ряда – встают. Рассуждают, объяснил, прослушает, запишет, рисует, смотрит, списал, заглянули, думает, подумает, придумал, будет наблюдать, наблюдает, наблюдал. | |
| Запишите упражнение 2. Прочитайте задание. Выпишите только те глаголы, которые не имеют форм глагола Поменяйтесь тетрадями. Проверим. | Выполняют взаимопроверку. |
8.Закрепление знаний и способов действий | Работа в группах. - Рассмотрите иллюстрации. - Какие времена года изображены? - Что вы можете о них сказать? - Ваша задача составить небольшой рассказ о временах года. - 1 и 4 группа составляют рассказ об осени, используя глаголы прошедшего времени. - 2 и 5 группа составляют рассказ о зиме, используя глаголы настоящего времени. - 3 и 6 группа составляют рассказ о весне, используя глаголы будущего времени. - Проверим, что у вас получилось. | Осень, зима, весна. Работают в группах, совместно выполняя задание. Представитель каждой группы читает получившийся рассказ. |
9.Итог | – Вспомните наши цели, поставленные в начале урока. Выполнили мы их? - Как изменяются глаголы? - Как определить время глагола? - Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? - Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? - Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? | По временам и числам По вопросу. Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает? Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал? Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? |
10.Рефлексия | - Закончи предложения: Было трудно… Я выполнил задание… Я понял, что… Я научился… У меня получилось… - Ребята, а теперь оцените свою работу на полях тетради. ! – у меня всё получилось, я смогу самостоятельно выполнить задания !? – остались вопросы ? – сложно, ничего не понял Выставление оценок. - Спасибо за урок! | Ответы детей. Оценивают собственную деятельность. |