1. Организационный момент | -Здравствуйте! Меня зовут Анна Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Приветствуют учителя. | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. |
2. Проверка домашнего задания. | – Из каких частей речи состоят второе и третье предложения? Назовите главные члены этих предложений. – Какая часть речи не является членом предложения? | | Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию и уметь его высказывать. |
3. Минутка чистописания. | На доске записаны слова: м..ря, п..ля, з..мля, цв..ты. – Прочитайте слова. Чем они похожи? – Какое слово лишнее? Почему? – Цепочка, которую мы будем писать сегодня на уроке, состоит из букв, которые обозначают мягкие согласные звуки в лишнем слове, и букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? зело лезо зело лозе … – Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца. | Это имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах безударные гласные, проверяемые ударением: моря – муре, поля – пуле, земля – земли, цветы – цвет. Лишнее слово – земля, стоит в единственном числе, остальные существительные употреблены во множественном числе. В слове земля буквы з, л обозначают мягкие согласные звуки, а орфограммами данных слов являются буквы о, е. Значит, мы составим цепочки из букв з, л, о, е. | Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность; высказываться и выражать свои мысли в устной форме; Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
4. Изучение нового материала. | 1. Слово учителя. – Прочитайте вопрос Почемучки и ответ на него Учитель показывает один предмет, ученики пишут его название. Затем учитель показывает несколько таких же предметов, а дети пишут их название: тетрадь – тетради, карандаш – карандаши. – Если существительное обозначает один предмет, то оно стоит в единственном числе. Если существительное обозначает несколько предметов, то оно стоит во множественном числе. Условно принято обозначать число предметов так: ед. ч., мн. ч. Приведите (устно) свои примеры, когда существительное стоит в единственном числе; во множественном числе. – Подберите к именам существительным, которые вы записали, подходящие по смыслу прилагательные. – Если прилагательное обозначает признак одного предмета, то оно стоит в единственном числе. Если прилагательное обозначает признак нескольких предметов, то оно стоит во множественном числе. Приведите устно свои примеры. Учитель вызывает к доске ученика и предлагает ему выполнить какое-либо действие. Учащиеся записывают. (Мальчик рисует.) То же действие выполняют два ученика. (Мальчики рисуют.) – Если глагол обозначает действие одного предмета, он стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие нескольких предметов, то он стоит во множественном числе. Приведите устно свои примеры. 2. Работа над правилом, с. 10–11. | Читают правило, с. 10. Слушают учителя. (Чистая тетрадь – чистые тетради. Простой карандаш – простые карандаши.) | |
5.Закрепление нового материала. | 1. Изменение существительных по числам. (Упр. 383.) 2. Письмо по памяти. На доске записаны словосочетания: яркое со..нце сильные чу..ства страшная опас..ность знакомая мес..ность большой праз..ник сахарный трос..ник – Внимательно прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1–2 минуты вторые слова словосочетаний стираются). Ориентируясь на первые слова, напишите словосочетания полностью. Вставьте нужные буквы. Какое словосочетание является лишним? | Лишнее словосочетание – сильные чувства, потому что и прилагательное, и существительное стоят во множественном числе. Слова остальных словосочетаний стоят в единственном числе. | Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |