СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имен существительных по числам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен существительных по числам»

Тема урока Изменение имён существительных по числам.

Цель урока - научиться различать имена существительные единственного и множественного числа.

Задачи:

узнать, какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;

научиться изменять имена существительные по числам

Ход урока

1) Организационный этап.

Приветствие. (слайд 1).

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

-Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд 2). Как вы понимаете её смысл?

Б) Психологический настрой на урок.

- А теперь настраиваемся на плодотворную работу и хороший результат. (Хором):

СЛАЙД № 3

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Минутка чистописания. Гимнастика для пальцев. Подготовка руки к письму.

- Я уверена, что с таким настроем вы успешно справитесь с любым заданием на уроке!

Сначала подготовьте свои пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика « Капель» СЛАЙД №4

Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе  по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После  этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.

С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап!
(В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап!
(Увеличивают темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек,

пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап – кап – кап -кап!!!

(повторяют движение капели в быстром темпе.)


- Теперь запишите в тетрадях число и «классная работа». СЛАЙД№5

На доске записаны слова: Снегирь,синица,сорока,Саша, снег. (слайд №7)

- Попробуйте отгадать, написание какой буквы мы будем отрабатывать сегодня на уроке. Почему так решили?

(Будем писать заглавную и строчную буквы С с. )

- Давайте вспомним, как каллиграфически правильно пишется эта буква (слайд №8)

Запишите буквы очень аккуратно на строке.

- Чему вы учились, выполняя данный вид работы? (красиво писать)

- Какое слово можно считать «лишним» и почему? (снег)

- Что вы можете рассказать про это слово? (Игра «Аукцион». Дети называют часть речи, количество слогов, букв и звуков в слове, орфограмму и т.д. Затем слово «снег» стирается с доски)

- Что еще вы можете сказать про эти слова? (слайд 9)

-Что такое имя существительное?

Что вы узнали о нем на прошлых уроках?

(собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные и т.д.).



2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Словарная работа. СЛАЙД 10

Орфографическая минутка.

-Посмотрите на эту запись. Какое бы задание вы предложили выполнить.

Ч..ща, сторо…ка, гл..за, кот …арсик, утю…

(Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы Проверка (слайд 11)

-Назовите буквы, пропущенные в словах:

а, ж, а, Б, г

-Посмотрите внимательно на буквы. Какое слово можно составить.

«БАГАЖ»

-Как вы понимаете смысл этого слова? СЛОВАРЬ

-Багаж –

1)Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу.

2) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета).

3) (перен.) Сведения, знания в какой-либо области, которыми кто-либо обладает.БАГАЖ

-Сегодня мы с вами на уроке постараемся пополнить «багаж» своих знаний.


-Посмотрите внимательно еще раз на эти слова. Что можете о них сказать? (слайд 13)

-Чем похожи эти слова? (Все слова - имена существительные)

-Что мы называем именем существительным?

2) Найдите «лишнее» слово

-«Глаза» - мн. число

- А еще какое бывает? (Ед. ч.)

-Назовите тему сегодняшнего урока. ( Число имен существительных) слайд14

Тему назвали. Определим цели урока, чему будем учиться

3) Актуализация знаний

Работа в парах. Слайд 17 18

2Правила работы в парах. Слайд 19

Жарить, дождь, летает, огурцы, весенний, мячи, лось, скучать, скала, тучи, море, веселая, блины.

-Выписать в два столбика. В первый – существительные в единственном числе, во второй - во множественном числе. Устно образовать обратные формы.

4) первичное усвоение новых знанийПроверка.СЛАЙД №21


- Как же мы сможем определить число имени существительного?

(Если имена существительные называют один (единственный) предмет, то они употребляются в единственном числе. Если называют несколько (много) предметов, то употребляются во множественном числе).


Физминутка Я буду называть имена существительные в единственном и множественном числе. Если будет названо существительное в единственном числе, все подпрыгивают и делают хлопок над головой. Если во множественном — приседают, хлопок перед собой.

5)Первичная проверка понимания

Работа по группам.

- Прочитайте слова, определите число имён существительных.

1 группа. Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа.

дом -

город -

молоко -

улица -

дружба -

дерево


2 группа. Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.

загадки -

горы-

ножницы –

страны –

каникулы

листья

- Что вы заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного, множественного числа)

- Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном, множественном числе.


6 ) Первичное закрепление

Сейчас Игра «Плюс и минус» слайд 26

1.Имя существительное – это часть речи?

2.Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

3.Дом – это существительное во множественном числе?

4.Машины – это существительные во множественном числе?

5.Кукла – это существительное в единственном числе?


- Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

Расскажите по схеме: Слайд 27

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….

Домашнее задание. Слайд 28

1.Упражнение №4,с.105

2.Выписать из орфографического словарика имена существительные на букву А и образовать от них форму множественного числа.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!