Тема урока Изменение имён существительных по числам.
Цель урока - научиться различать имена существительные единственного и множественного числа.
Задачи:
узнать, какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;
научиться изменять имена существительные по числам
Ход урока
1) Организационный этап.
Приветствие. (слайд 1).
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
-Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд 2). Как вы понимаете её смысл?
Б) Психологический настрой на урок.
- А теперь настраиваемся на плодотворную работу и хороший результат. (Хором):
СЛАЙД № 3
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Минутка чистописания. Гимнастика для пальцев. Подготовка руки к письму.
- Я уверена, что с таким настроем вы успешно справитесь с любым заданием на уроке!
Сначала подготовьте свои пальчики к письму.
Пальчиковая гимнастика « Капель» СЛАЙД №4
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличивают темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек,
пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап – кап – кап -кап!!!
(повторяют движение капели в быстром темпе.)
- Теперь запишите в тетрадях число и «классная работа». СЛАЙД№5
На доске записаны слова: Снегирь,синица,сорока,Саша, снег. (слайд №7)
- Попробуйте отгадать, написание какой буквы мы будем отрабатывать сегодня на уроке. Почему так решили?
(Будем писать заглавную и строчную буквы С с. )
- Давайте вспомним, как каллиграфически правильно пишется эта буква (слайд №8)
Запишите буквы очень аккуратно на строке.
- Чему вы учились, выполняя данный вид работы? (красиво писать)
- Какое слово можно считать «лишним» и почему? (снег)
- Что вы можете рассказать про это слово? (Игра «Аукцион». Дети называют часть речи, количество слогов, букв и звуков в слове, орфограмму и т.д. Затем слово «снег» стирается с доски)
- Что еще вы можете сказать про эти слова? (слайд 9)
-Что такое имя существительное?
Что вы узнали о нем на прошлых уроках?
(собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные и т.д.).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Словарная работа. СЛАЙД 10
Орфографическая минутка.
-Посмотрите на эту запись. Какое бы задание вы предложили выполнить.
Ч..ща, сторо…ка, гл..за, кот …арсик, утю…
(Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы Проверка (слайд 11)
-Назовите буквы, пропущенные в словах:
а, ж, а, Б, г
-Посмотрите внимательно на буквы. Какое слово можно составить.
«БАГАЖ»
-Как вы понимаете смысл этого слова? СЛОВАРЬ
-Багаж –
1)Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу.
2) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета).
3) (перен.) Сведения, знания в какой-либо области, которыми кто-либо обладает.БАГАЖ
-Сегодня мы с вами на уроке постараемся пополнить «багаж» своих знаний.
-Посмотрите внимательно еще раз на эти слова. Что можете о них сказать? (слайд 13)
-Чем похожи эти слова? (Все слова - имена существительные)
-Что мы называем именем существительным?
2) Найдите «лишнее» слово
-«Глаза» - мн. число
- А еще какое бывает? (Ед. ч.)
-Назовите тему сегодняшнего урока. ( Число имен существительных) слайд14
Тему назвали. Определим цели урока, чему будем учиться
3) Актуализация знаний
Работа в парах. Слайд 17 18
2Правила работы в парах. Слайд 19
Жарить, дождь, летает, огурцы, весенний, мячи, лось, скучать, скала, тучи, море, веселая, блины.
-Выписать в два столбика. В первый – существительные в единственном числе, во второй - во множественном числе. Устно образовать обратные формы.
4) первичное усвоение новых знанийПроверка.СЛАЙД №21
- Как же мы сможем определить число имени существительного?
(Если имена существительные называют один (единственный) предмет, то они употребляются в единственном числе. Если называют несколько (много) предметов, то употребляются во множественном числе).
Физминутка Я буду называть имена существительные в единственном и множественном числе. Если будет названо существительное в единственном числе, все подпрыгивают и делают хлопок над головой. Если во множественном — приседают, хлопок перед собой.
5)Первичная проверка понимания
Работа по группам.
- Прочитайте слова, определите число имён существительных.
1 группа. Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа.
дом -
город -
молоко -
улица -
дружба -
дерево
2 группа. Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.
загадки -
горы-
ножницы –
страны –
каникулы
листья
- Что вы заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного, множественного числа)
- Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном, множественном числе.
6 ) Первичное закрепление
Сейчас Игра «Плюс и минус» слайд 26
1.Имя существительное – это часть речи?
2.Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
3.Дом – это существительное во множественном числе?
4.Машины – это существительные во множественном числе?
5.Кукла – это существительное в единственном числе?
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Достигли ли мы целей?
Расскажите по схеме: Слайд 27
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание. Слайд 28
1.Упражнение №4,с.105
2.Выписать из орфографического словарика имена существительные на букву А и образовать от них форму множественного числа.
6