- Начинаем решать поставленные задачи. Какая задача первая? (Научиться определять число прилагательных.) - Какие у вас предложения? - Поможет разобраться упражнение 136. (выполняют с комментированием). - Прочитать, списать, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Найти сходство и различие каждой пары словосочетаний. синий василёк – синие васильки, дальняя прогулка – дальние прогулки, белая фиалка – белые фиалки, лёгкое облако – лёгкие облака. (в первом словосочетании существительное и прилагательное в единственном числе, а во втором – во множественном, в каком) -Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам? (Окончание) -Укажите число имён прилагательных и имён существительных. - Что заметили? (В каком числе существительное, в таком и прилагательное, которое с ним связано) - Выделите окончание. - Что заметили? (При изменении числа прилагательного изменяется окончание) - Сделайте вывод о том, как можно определить число прилагательных. (Число прилагательного можно определить по числу существительного, которое с ним связано. При изменении числа прилагательного, изменяется его окончание, так же, как и существительного.) - Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом. (Правило и вывод совпадают) - Значит, вы сами составили правило и, значит, решили первую задачу. Молодцы. Физминутка. - Назовите вторую задачу. (Узнать на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют). - Продолжаем исследовать имена прилагательные. Упражнение 137(у доски). - Составьте словосочетания из прилагательно и существительных в единственном числе, запишите. Ближний лес, роща, село: ближний лес, ближняя роща, ближнее село. -Выделите окончания прилагательных. - Что заметили? (Окончания разные) - Почему они разные? (Прилагательные отвечают на разные вопросы: какой?, какая?, какое? Эта информация нам известна) - Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания. Ближние леса, ближние рощи, ближние сёла. - Что заметили? (Окончания одинаковые). - Почему? (Одинаковый вопрос: какие?) - Какой вывод вытекает из исследования? (Прилагательные во множественном числе отвечают только на один вопрос: какие? и имеют окончание –ие) - Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом. (есть ещё окончание –ые) - Снова сами составили правило. Молодцы! - Осталась последняя задача. Какая? (Действительно ли прилагательные во множественном числе не изменяются по родам) - Предлагаю продолжить исследование прилагательных из этого упражнения. Вернёмся к прилагательным в единственном числе: определите род этих прилагательных. (ближний – м.р., ближняя – ж.р., ближнее – с.р.) - Как определили? (1.по вопросу и окончанию,2. по существительному) - Можно ли определить род прилагательных во множественном числе? (Нет, они не изменяются) - Вывод? (Прилагательные во множественном числе не изменяются по родам) - Сравните с правилом в учебнике. (…) Молодцы, сделали правильный вывод. - Значит, чтобы определить род прилагательных, сначала нужно узнать… (его число) |