СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изменение по падежам личных местоимений."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с особенностью склонения личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа, познакомить с правописанием местоимений.

Просмотр содержимого документа
««Изменение по падежам личных местоимений."»

Урок русского языка

в 4 классе

Дата проведения: 13.03.20г.

Тема урока: «Изменение по падежам личных местоимений. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с особенностью склонения личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа, познакомить с правописанием местоимений.

Планируемые результаты:

Предметные

- формировать умение верно указывать лицо и число личных местоимений, ставить местоимения в начальную форму

- учиться определять падеж личных местоимений

- формировать умение раздельно писать предлоги с местоимениями

- учиться заменять имена существительные личными местоимениями

Познавательные — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

коммуникативные — инициативное сотрудни­чество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценива­ние качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-эти­ческое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личност­ных ценностей.

Оборудование: учебник «Русский язык», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, презентация, индивидуальные карточки



Ход урока

1.Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь

А теперь садитесь!

- Проверим готовность к уроку

2.Актуализация опорных знаний .

1. Проверка домашнего задания

2. Минутка чистописания.

– Отгадайте загадки, и вы узнаете, написание каких букв мы повторим сегодня на уроке.

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван … (ежевика).

Е ее Е е Е ее Е е

ежевика

Есть терпенье – будет и уменье.


Словарная работа

Новые словарные слова с. 58 учебника

МЕТАЛЛ, ЖЕЛЕЗО

Запишите словарные слова, а рядом запишите местоимения, которые на них указывают.

Образуйте от первого словарного слова однокоренное имя прилагательное мужского рода, от второго словарного слова однокоренное имя прилагательное женского рода.

3. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и цели урока

  • Создание проблемной ситуации

— Послушайте стихотворение.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

— Они ползут, а он им — раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей - раз! Она им — раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла. А. Барто

— Почему девочка ничего не поняла? 

(Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

-Давайте, вспомним, что такое местоимение?

- Какова роль местоимений в речи? (Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его)

- Как они называются? (личные). Какие бывают личные местоимения ? (бывают 1,2,3 лица, бывают ед.ч. и мн. числа)

-Назовите местоимения 1лица, 2 лица, 3 лица.

- На что указывают местоимения 1лица, 2 лица, 3лица?

- Какие местоимения относятся к личным? ( я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Расскажите, какие местоимения относятся к ед. числу 1,2,3 лица, а какие к мн.числу 1,2,3 лица?

- Какие местоимения и в каком числе изменяются по родам?

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Как вы думаете, всё ли мы знаем о местоимениях? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ

Попробуем определить тему исследования, для этого выполните задание устно.


  • Постановка темы и цели урока

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Определите число

1) Ветер, ветер !… могуч!

1) Всех  ___ вас люблю сердечно (А.С.Пушкин)

2)Не оставь ___, кум милый.      

Дай___   ____ собраться с силой.  (И.А.Крылов)


  1. я

  2. меня, ты, мне

-Перечислите, какие слова вы вставили?

-Какие местоимения вы не встречали в таблице личных местоимений 1,2,3 лица?

-Подумайте и скажите, как слова «МНЕ», «МЕНЯ» могут быть связаны с темой личных местоимений?

- Можете ли вы определить тему урока? Какова же цель?

Тема урока: «Изменение по падежам личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»

Цель: формировать умения склонять личные местоимения 1 и 2 склонения по падежам.

-Для того, чтобы начать работу по данной теме, давайте вспомним падежи.


4.Первичное усвоение новых знаний

    1. Работа по учебнику. Упр №118 –с.56

-Ну, а теперь начнем работу по теме, начнем исследовать поставленную нами проблему.


Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары.4 Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.


1. Найдите местоимение 1-го лица единственного числа.

2. Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Что вы заметили? Определите падеж местоимения Я в каждом предложении.

3. Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.

Образец: Я (И.п), вокруг меня ( Р.П)….

Коллективная работа (цепочкой)

Обратите внимание! (Правила в учебнике с. 56-57)

- Как написано местоимение с предлогом?

Вывод: как пишутся местоимения с предлогами? (с. 59)

4.Разбор предложения по членам.


Я - подлежащее, выраженное местоимением 1 лица.
Сижу - сказуемое, выраженное глаголом.
Ловлю - сказуемое, выраженное глаголом.
На речке - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пескарей - дополнение, выраженное им. существительным. 

Характеристика предложения: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми. 

Посмотрите внимательно на выделенные местоимения? Какими членами предложения они являются?

-Поставьте к каждому местоимению падежный вопрос.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть личное местоимение в предложении?

Я- И.П- подлежащее

Вокруг меня- Р.П- дополнение

Ко мне- Д.П- дополнение

На меня- В.П- дополнение

Надо мной- Т.П- дополнение

На мне- П.П- дополнение

Вывод: личное местоимение, стоящее в И.П , являются в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

Скажите, изменяются ли личные местоимения по падежам? На какие вопросы они отвечают? Выведите правило. Для этого, сформулируйте это правило в паре.

Правило: Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.


Склонение личных местоимений 1, 2 лица по падежам

- Выполните задание . Просклонять местоимения 1,2 лица единственного и множественного числа (упр.119)


Физминутка



2)Комментированная работа

Прочитайте текст. Найдите в тексте местоимения. Перечислите их. Определите лицо и число местоимений. Выборочное комментирование.

МЫ- 2 л, мн.ч

ТЕБЕ- 1л, ед.ч

Я- 1 л, ед.ч

ТЫ- 1л, ед.ч

С ВАМИ- 2л, мн.ч

У МЕНЯ- 1л, ед.ч

Так как на уроке, вы исследователи, попробуйте самостоятельно выполнить задание

 Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи их лицо и число.


  1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку. 2. Я позвоню тебе вечером. 3. Я долго ничего не слышала в разговоре. 4. Ты закрыла лицо руками и плакала. 5. Вася поедет с вами за город. 5. У меня нет вопросов по заданию.

Какой вывод из правила, вы можете сделать?

Вывод: Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.

Что же является начальной формой местоимения? (Начальная форма местоимения - это форма именительного падежа)

Встретили ли вы предлоги, стоящие рядом с местоимениями? Как вы их написали? ( раздельно)

5.Первичная проверка понимания


  • Самостоятельная работа по вариантам

Вариант №1

Выписать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.


  1. Я играть не стала! 2)"Кто вы?" - "Мы лисички, дружные сестрички". (А. Шибаев). 3) Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, когда выросла? 4) Как у тебя получилось выйти из этой ситуации? 5) Когда мы сделали ремонт, нас похвалили. 5) Нами были все довольны.

Вариант №2

Выписать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.


 1) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?. 2)Тебя, мой куманек, век слушать я готова! 3) И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!" 4) Вами земля славиться! 5) Тобой мне никогда не стать.


6. Закрепление изученного

-Предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке.   
1. Найди лишнее: 
а) я 
б) ты 
в) как 
г) она 
2. Найди признак личного местоимения:
а) Называет предмет 
б) Указывает на предмет, не называя его 
в) Указывает на действие предмета 
г) Служит для связи слов в предложении 

3. Местоимение отвечает на вопросы:

А) существительных

Б) глаголов

В) нельзя задать вопрос
4. Каким членом предложения является местоимение в предложении?
Он долго ходил около школы. 
а) Сказуемым 
б) Подлежащим 
в) Определением 
г) Дополнением 
5. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
а) 4 
б) 5 
в) 6 
г) 7 
  

Индивидуальные карточки


1.Вставь нужное по смыслу личное местоимение, определи его лицо, число, падеж.


1.… нарисую ёлочку. 2. А … что будешь рисовать? 3. Завтра … пойдем на речку. 4. Кого … ждете? 5. Вечером … читают сказки.

2.  Вставьте местоимение Я в различных формах, чтоб получился связный рассказ. Определи падеж у местоимений.

На каникулах (кто?) … жила в деревне.

Там (у кого?) … было много подруг.

(Кому?) … жилось очень хорошо.

Подруги (кого?) … любили.

Только один раз (с кем?) … поссорилась Таня Иванова.


7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание.

-Что сегодня узнали на уроке?

- Как изменяются личные местоимения?

-Как пишутся предлоги с местоимениями?

-Как определить лицо и число личных местоимений?

-Чем является в предложении личное местоимение?

Продолжи предложение:

- Сегодня на уроке я научился …

- У меня хорошо получилось…

- … задание вызвало затруднение, потому что…

- Мне ещё надо поработать…


8. Задание на дом

Упр. 124 – с 59, выучить правила с.56,57,59



















  • Самостоятельная работа по вариантам

Вариант №1

Подчеркнуть местоимения, определить их лицо, падеж в косвенных формах.


  1. Я играть не стала! 2)"Кто вы?" - "Мы лисички, дружные сестрички". (А. Шибаев). 3) Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, когда выросла? 4) Как у тебя получилось выйти из этой ситуации? 5) Когда мы сделали ремонт, нас похвалили. 5) Нами были все довольны.

Вариант №2

Подчеркнуть местоимения, определить их лицо, падеж в косвенных формах.


 1) Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?. 2)Тебя, мой куманек, век слушать я готова! 3) И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!" 4) Вами земля славиться! 5) Тобой мне никогда не стать.





1.Вставь нужное по смыслу личное местоимение, определи его лицо, число, падеж.


1.… нарисую ёлочку. 2. А … что будешь рисовать? 3. Завтра … пойдем на речку. 4. Кого … ждете? 5. Вечером … читают сказки.

2.  Вставьте местоимение Я в различных формах, чтоб получился связный рассказ. Определи падеж у местоимений.

На каникулах (кто?) … жила в деревне.

Там (у кого?) … было много подруг.

(Кому?) … жилось очень хорошо.

Подруги (кого?) … любили.

Только один раз (с кем?) … поссорилась Таня Иванова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя