ГИА-2023 по русскому языку в 11 классе: анализируем изменения, предупреждаем ошибки
Государственная итоговая аттестация
по русскому языку– 2023:
основные нормативные и методические документы
(по состоянию на 21.09.2022)
- Проведение ГИА в форме ЕГЭ регламентируется следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952).
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ:
- Федеральный государственный образовательноый стандарт среднего общего образования (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712)
- С учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16з)).
Государственная итоговая аттестация
по русскому языку– 2023:
основные нормативные и методические документы
(по состоянию на 21.09.2022)
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2022-2023 учебном году
Все основные характеристики экзаменационной работы в КИМ ЕГЭ 2023 г. предполагается сохранить.
Концептуальные подходы ( НЕ структура, форма и содержание) к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку:
компетентностный, интегрированный, коммуникативно-деятельностный, когнитивный, личностный и др.
Направления развития (изменения) КИМ ЕГЭ:
- учет относительной однозначности понимания того или иного языкового явления в лингвистической науке;
- учет относительной однозначности трактовки тех или иных языковых фактов общеизвестными словарями, справочниками, иными официальными источниками;
- учет достаточности (полноты и всесторонности) представления выносимых на контроль тем в учебниках по русскому языку, входящих в Федеральный перечень.
ФИПИ: Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению данных материалов. Вопросы и предложения можно направлять на адрес [email protected] до 30 сентября 2022 г.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В части 1 экзаменационной работы изменен порядок следования заданий на основе микротекста (задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных заданий.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях.
Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточненным перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства русского языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку.
Задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста ( см. требования ФГОС СОО).
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается
1 баллом.
Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той
форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
В ответах на задания 2–4, 9–12, 15–23 порядок записи символов значения не имеет.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов ( множественный выбор ), расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Орфоэпический словник»).
водопровОд
газопровОд
лОктя, род. п. ед. ч. сущ. лОкоть; локтЕй, род. п. мн. ч.
нефтепровОд
Отзыв (о книге), «отклик, мнение, рецензия»
отзЫв (посла из страны), действие по глаг. отозвАть – «потребовать возвращения назад»
партЕр
сосредотОчение
тУфля
запломбировАть
защемИт, 3-е л. ед. ч. глаг. защемИть
кАшлянуть
кровоточИть
пломбировАть
совралА, прош. вр. ж. р. глаг. соврАть
облегчЁнный
углублЁнный
Расширен языковой материал
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Словарик паронимов»).
Корректировка «Словарика паронимов» осуществлялась в соответствии со школьными учебниками и общеизвестными современными словарями паронимов. Следует обратить внимание на то, что внесенные в «Словарик паронимов» изменения в 2023 г. не повлекут изменения формата самого задания 5.
Авторитарный – авторитетный
Адресант – адресат
Будний – будничный
Бывалый – бывший – былой
Ванна – ванная
Великий – величавый – величественный
Величие – величина
Возбуждать – побуждать
Единичный – единственный – единый – одиночный
Землистый – земляной – земной
Лакированный – лакировочный – лаковый
Обсудить – осудить
Опасливый – опасный
Понятливый – понятный
Поступок – проступок
Праздничный – праздный
Подделка – поделка – проделка
Расчётливый – расчётный
Складной – складской
Стеклянный – стекольный
Сытный – сытый
Человечный – человеческий
Экономика – экономия
Яблочный – яблоневый
Расширен языковой материал
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В заданиях 8 и 26 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5/4 соответственно до 3 баллов ).
Перевод системы оценивания в новую шкалу баллов «0–1–2–3» неодинаков для заданий 8 и 26 ввиду того обстоятельства, что задание 8 считается заданием базового уровня сложности, а задание 26 – заданием повышенного уровня сложности.
За выполнение задания 8 экзаменуемый получит:
- 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
- 2 балла, если допущены одна – две ошибки;
- 1 балл, если допущены три – четыре ошибки;
- 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
За выполнение задания 26 экзаменуемый получит:
- 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
- 2 балла, если допущена одна ошибка;
- 1 балл, если допущены две – три ошибки;
- 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12).
Спектр: «Правописание гласных (безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) и согласных (проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие, непроизносимые; удвоенные) в корне слова (из «Кодификатора…)
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».
Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их ) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12 .
В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика «Указание(-я) к оцениванию».
К1. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.
К2. Указания к оцениванию.
1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.
2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,
связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,
не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).
К3. Указание к оцениванию.
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов.
К6. Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.
В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения, а также уточнены количественные показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов.
Уменьшен с 58 до 54 первичный балл за выполнение работы.
Итоговое сочинение - 2022/2023
От текста –
к теме сочинения
Рабочие программы учебных предметов, курсов, учебных модулей
ФГОС ООО, п. 32.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов , отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов , являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании;
- рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Серии пособий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ:
- «ЕГЭ и ОГЭ. Типовые варианты экзаменационных заданий»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Типовые тестовые задания»
- «ОГЭ. Итоговое собеседование»
- «#ЕГЭНАОТЛИЧНО и #ОГЭНАОТЛИЧНО»
- «#СДАМЕГЭ и #СДАМОГЭ»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Экзаменационный тренажёр»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Тренажёр»
- «ОГЭ. Тематический тренажёр»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Супертренинг»
- «ЕГЭ. Задачник»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Практикум»
- «ЕГЭ. Банк заданий»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Репетитор»
содержат все темы учебного курса «Русский язык» для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
В каждую тему включены тестовые контрольные задания, интерактивные упражнения на усвоение теоретического материала и на отработку практических навыков, более 750 экранов с учебным материалом.
В пособиях использованы медиаобъекты: аудиосопровождение изложений, фонетический разбор, диктанты, разбор слова по составу, графическое выделение членов предложения, интерактивные схемы с текстовыми наполнениями, упражнения на реконструкцию текста, заполнение пропусков, установление соответствия (соединение), последовательности, обобщение, нахождение ошибок,
множественный выбор.
При подготовке презентации были использованы следующие материалы:
1. Примерная основная образовательная программа НОО, ООО и СОО;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями);
3. Открытый банк заданий ЕГЭ;
4. Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
5. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
6. Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2020, 2021, 2022 гг.);
7. Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);
8. Журнал «Педагогические измерения»;
9. Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2021, 2022 гг.).