СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в ГИА-2023 по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  с вебинара

Просмотр содержимого документа
«Изменения в ГИА-2023 по русскому языку»

ГИА-2023 по русскому языку в 11 классе: анализируем изменения, предупреждаем ошибки

ГИА-2023 по русскому языку в 11 классе: анализируем изменения, предупреждаем ошибки

Государственная итоговая аттестация

по русскому языку– 2023:

основные нормативные и методические документы

(по состоянию на 21.09.2022)

  • Проведение ГИА в форме ЕГЭ регламентируется следующими документами:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952).

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ:

  • Федеральный государственный образовательноый стандарт среднего общего образования (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712)
  • С учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16з)).
Государственная итоговая аттестация по русскому языку– 2023: основные нормативные и методические документы (по состоянию на 21.09.2022)

Государственная итоговая аттестация

по русскому языку– 2023:

основные нормативные и методические документы

(по состоянию на 21.09.2022)

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2022-2023 учебном году Все основные характеристики экзаменационной работы в КИМ ЕГЭ 2023 г. предполагается сохранить. Концептуальные подходы ( НЕ структура, форма и содержание)  к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку: компетентностный, интегрированный, коммуникативно-деятельностный, когнитивный, личностный и др. Направления развития (изменения) КИМ ЕГЭ:  учет относительной однозначности понимания того или иного языкового явления в лингвистической науке; учет относительной однозначности трактовки тех или иных языковых фактов общеизвестными словарями, справочниками, иными официальными источниками; учет достаточности (полноты и всесторонности) представления выносимых на контроль тем в учебниках по русскому языку, входящих в Федеральный перечень.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2022-2023 учебном году

Все основные характеристики экзаменационной работы в КИМ ЕГЭ 2023 г. предполагается сохранить.

Концептуальные подходы ( НЕ структура, форма и содержание) к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку:

компетентностный, интегрированный, коммуникативно-деятельностный, когнитивный, личностный и др.

Направления развития (изменения) КИМ ЕГЭ:

  • учет относительной однозначности понимания того или иного языкового явления в лингвистической науке;
  • учет относительной однозначности трактовки тех или иных языковых фактов общеизвестными словарями, справочниками, иными официальными источниками;
  • учет достаточности (полноты и всесторонности) представления выносимых на контроль тем в учебниках по русскому языку, входящих в Федеральный перечень.
ФИПИ: Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению данных материалов. Вопросы и предложения можно направлять на адрес fipi@fipi.ru до 30 сентября 2022 г.

ФИПИ: Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению данных материалов. Вопросы и предложения можно направлять на адрес [email protected] до 30 сентября 2022 г.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года В части 1 экзаменационной работы изменен порядок следования заданий на основе микротекста (задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных заданий.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

В части 1 экзаменационной работы изменен порядок следования заданий на основе микротекста (задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных заданий.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года  В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточненным перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства русского языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку. Задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста ( см. требования ФГОС СОО).

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях.

Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточненным перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства русского языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку.

Задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста ( см. требования ФГОС СОО).

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–12, 15–23 порядок записи символов значения не имеет.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается

1 баллом.

Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той

форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

В ответах на задания 2–4, 9–12, 15–23 порядок записи символов значения не имеет.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов ( множественный выбор ), расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Орфоэпический словник»). водопровОд газопровОд лОктя, род. п. ед. ч. сущ. лОкоть; локтЕй, род. п. мн. ч. нефтепровОд Отзыв (о книге), «отклик, мнение, рецензия» отзЫв (посла из страны), действие по глаг. отозвАть – «потребовать возвращения назад» партЕр сосредотОчение тУфля запломбировАть защемИт, 3-е л. ед. ч. глаг. защемИть кАшлянуть кровоточИть пломбировАть совралА, прош. вр. ж. р. глаг. соврАть облегчЁнный углублЁнный Расширен языковой материал

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов ( множественный выбор ), расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Орфоэпический словник»).

водопровОд

газопровОд

лОктя, род. п. ед. ч. сущ. лОкоть; локтЕй, род. п. мн. ч.

нефтепровОд

Отзыв (о книге), «отклик, мнение, рецензия»

отзЫв (посла из страны), действие по глаг. отозвАть – «потребовать возвращения назад»

партЕр

сосредотОчение

тУфля

запломбировАть

защемИт, 3-е л. ед. ч. глаг. защемИть

кАшлянуть

кровоточИть

пломбировАть

совралА, прош. вр. ж. р. глаг. соврАть

облегчЁнный

углублЁнный

Расширен языковой материал

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Словарик паронимов»).

Корректировка «Словарика паронимов» осуществлялась в соответствии со школьными учебниками и общеизвестными современными словарями паронимов. Следует обратить внимание на то, что внесенные в «Словарик паронимов» изменения в 2023 г. не повлекут изменения формата самого задания 5.

Авторитарный – авторитетный

Адресант – адресат

Будний – будничный

Бывалый – бывший – былой

Ванна – ванная

Великий – величавый – величественный

Величие – величина

Возбуждать – побуждать

Единичный – единственный – единый – одиночный

Землистый – земляной – земной

Лакированный – лакировочный – лаковый

Обсудить – осудить

Опасливый – опасный

Понятливый – понятный

Поступок – проступок

Праздничный – праздный

Подделка – поделка – проделка

Расчётливый – расчётный

Складной – складской

Стеклянный – стекольный

Сытный – сытый

Человечный – человеческий

Экономика – экономия

Яблочный – яблоневый

Расширен языковой материал

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

В заданиях 8 и 26 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5/4 соответственно до 3 баллов ).

Перевод системы оценивания в новую шкалу баллов «0–1–2–3» неодинаков для заданий 8 и 26 ввиду того обстоятельства, что задание 8 считается заданием базового уровня сложности, а задание 26 – заданием повышенного уровня сложности.

За выполнение задания 8 экзаменуемый получит:

  • 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
  • 2 балла, если допущены одна – две ошибки;
  • 1 балл, если допущены три – четыре ошибки;
  • 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.

За выполнение задания 26 экзаменуемый получит:

  • 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
  • 2 балла, если допущена одна ошибка;
  • 1 балл, если допущены две – три ошибки;
  • 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12). Спектр: «Правописание гласных (безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) и согласных (проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие, непроизносимые; удвоенные) в корне слова (из «Кодификатора…)

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12).

Спектр: «Правописание гласных (безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) и согласных (проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие, непроизносимые; удвоенные) в корне слова (из «Кодификатора…)

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка». Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.

Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку

в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года

Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».

Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.

Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их ) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12 .

В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика «Указание(-я) к оцениванию».

К1. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.

К2. Указания к оцениванию.

1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).

К3. Указание к оцениванию.

Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов.

К6. Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.

В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения, а также уточнены количественные показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов.

Уменьшен с 58 до 54 первичный балл за выполнение работы.

Итоговое сочинение - 2022/2023 От текста – к теме сочинения

Итоговое сочинение - 2022/2023

От текста –

к теме сочинения

Рабочие программы учебных предметов, курсов, учебных модулей

ФГОС ООО, п. 32.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:

  • содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
  • тематическое планирование с указанием количества академических часов , отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов , являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании;
  • рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Серии  пособий  для  подготовки  к  ЕГЭ  и  ОГЭ: «ЕГЭ  и  ОГЭ.  Типовые  варианты  экзаменационных  заданий» «ЕГЭ  и  ОГЭ.  Типовые  тестовые  задания» «ОГЭ.  Итоговое  собеседование» «#ЕГЭНАОТЛИЧНО  и  #ОГЭНАОТЛИЧНО» «#СДАМЕГЭ  и  #СДАМОГЭ» «ЕГЭ  и  ОГЭ.  Экзаменационный тренажёр» «ЕГЭ  и  ОГЭ.  Тренажёр» «ОГЭ.  Тематический  тренажёр» «ЕГЭ  и  ОГЭ. Супертренинг» «ЕГЭ.  Задачник» «ЕГЭ  и  ОГЭ. Практикум» «ЕГЭ.  Банк  заданий» «ЕГЭ  и  ОГЭ. Репетитор»

Серии пособий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ:

  • «ЕГЭ и ОГЭ. Типовые варианты экзаменационных заданий»
  • «ЕГЭ и ОГЭ. Типовые тестовые задания»
  • «ОГЭ. Итоговое собеседование»
  • «#ЕГЭНАОТЛИЧНО и #ОГЭНАОТЛИЧНО»
  • «#СДАМЕГЭ и #СДАМОГЭ»
  • «ЕГЭ и ОГЭ. Экзаменационный тренажёр»
  • «ЕГЭ и ОГЭ. Тренажёр»
  • «ОГЭ. Тематический тренажёр»
  • «ЕГЭ и ОГЭ. Супертренинг»
  • «ЕГЭ. Задачник»
  • «ЕГЭ и ОГЭ. Практикум»
  • «ЕГЭ. Банк заданий»
  • «ЕГЭ и ОГЭ. Репетитор»
содержат  все  темы  учебного курса  «Русский  язык»  для  5,  6,  7,  8,  9  классов. В  каждую  тему  включены  тестовые  контрольные  задания, интерактивные  упражнения  на  усвоение  теоретического  материала и  на  отработку  практических  навыков,  более  750  экранов  с  учебным материалом. В  пособиях использованы  медиаобъекты:  аудиосопровождение изложений,  фонетический  разбор,  диктанты,  разбор  слова  по  составу, графическое  выделение  членов  предложения,  интерактивные  схемы с  текстовыми  наполнениями,  упражнения  на  реконструкцию  текста, заполнение  пропусков,  установление  соответствия  (соединение), последовательности,  обобщение,  нахождение ошибок, множественный  выбор.

содержат все темы учебного курса «Русский язык» для 5, 6, 7, 8, 9 классов.

В каждую тему включены тестовые контрольные задания, интерактивные упражнения на усвоение теоретического материала и на отработку практических навыков, более 750 экранов с учебным материалом.

В пособиях использованы медиаобъекты: аудиосопровождение изложений, фонетический разбор, диктанты, разбор слова по составу, графическое выделение членов предложения, интерактивные схемы с текстовыми наполнениями, упражнения на реконструкцию текста, заполнение пропусков, установление соответствия (соединение), последовательности, обобщение, нахождение ошибок,

множественный выбор.

При подготовке презентации были использованы следующие материалы: 1. Примерная основная образовательная программа НОО, ООО и СОО; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями); 3. Открытый банк заданий ЕГЭ; 4. Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru); 5. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; 6. Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2020, 2021, 2022 гг.); 7. Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru); 8. Журнал «Педагогические измерения»; 9. Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2021, 2022 гг.).

При подготовке презентации были использованы следующие материалы:

1. Примерная основная образовательная программа НОО, ООО и СОО;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями);

3. Открытый банк заданий ЕГЭ;

4. Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);

5. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

6. Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2020, 2021, 2022 гг.);

7. Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);

8. Журнал «Педагогические измерения»;

9. Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2021, 2022 гг.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!