СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в качестве химической подготовки учащихся классов экономического профиля

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменения в качестве химической подготовки учащихся классов экономического профиля»

Изменения в качестве химической подготовки учащихся

классов экономического профиля.

С.В. Каширина

В классах экономического профиля проблема интереса к химии стоит достаточно остро. И основная задача учителя химии состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся-гуманитариев при обучении своему предмету и при этом дать полный объем химических знаний. Это может быть решено через осуществление межпредметных связей между химией и экономикой, которая является для них личностно-значимым предметом.

Чтобы выявить изменения у учащихся экономических классов, которые будут происходить при введении личностно-значимого материала (экономического) в курс химии, был проведен эксперимент на базе общеобразовательных школ (классы экономического профиля) и средних специальных учебных заведений (специальность «Экономика и бухучет») г. Нижнего Новгорода и области.

Анализ анкетирования учащихся профильных 10-х классов выявил четкую познавательную направленность на предметы гуманитарного цикла. Как видим из результатов анкетирования, представленных в таблице 1 учащиеся более всего ориентированы на изучение именно дисциплин Экономика и Право.

Таблица 1.

Результаты анкетирования учащихся 10-х классов на констатирующем этапе исследования.


Естественные

науки

% учащихся, проявляющих интерес к предмету (в %)

Гуманитарные

науки

% учащихся, проявляющих интерес к

предмету (в %)

Физика

Математика

Химия

Медицина

Биология

15

21

10

17

23

Филология

Педагогика

Экономика

Право

История

42

31

76

60

33

Среднее значение

17

Среднее значение

48


Среди учащихся средних специальных учебных заведений была проведена анкета с целью выявления и подтверждения предпочтений, учащихся тем или иным видам деятельности и связанными с ними профессиями, а также их корректировке в условиях средних специальных учебных заведений. Анкетирование, проведенное среди учащихся средних специальных учебных заведений, показало, что учащиеся четко ориентированы на предстоящие виды деятельности, согласно выбранной профессии.

В результате наблюдений, анализа анкетных данных преподавателей химии средних школ и средних специальных учебных заведений г. Н. Новгорода и области, мы выяснили, что основная часть опрошенных преподавателей практически не реализует возможности межпредметных связей при обучении химии. Основные причины – это недостаток методических разработок.

Небольшая часть преподавателей химии (7 %) изучают такие понятия как: "себестоимость", "рентабельность", "сырье", "экономическая эффективность", но, не привлекая знаний учащихся из экономики.

Среди источников приобретения экономических знаний на первое место выдвигались:

- передачи по телевидению (90 %) и журналы и газеты (65 %);

- радио (32 %) и школьные уроки (21 %) (в основном назывались уроки экономики).

На вопрос "Связана ли химия с экономикой?" 100 % учащихся ответили утвердительно. Однако на вопрос «Перечислите общие для химии и экономики понятия» учащиеся затруднились ответить.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено:

- отсутствие конкретных методических рекомендаций для учителей по использованию экономических знаний учащихся на уроках химии.

Исследование, проведенное нами, показывает возрастающую потребность преподавателей в освоении методики по осуществлению межпредметной интеграции двух областей знаний: химии и экономики.

В связи с сокращением числа учебных часов встает вопрос о перегрузке учащихся, поэтому нами был проведен анализ программ и учебников по химии и экономики с целью выявления понятий изучаемых в курсе этих двух дисциплин и выявлены условия их формирования как интегрированных: химико-экономических.

На констатирующем этапе эксперимента анкетным опросом мы установили уровень подготовленности учащихся к восприятию интегрированных химико-экономических понятий. Для внедрения в практику обучения химии предлагаемой нами методики интеграции химических и экономических знаний, существует определенная понятийная база, основанная на межпредметных связях.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено комплексное исследование с учащимися 10-х классов и учащимися первых курсов средних специальных учебных заведений, которое включало в себя:

- изучение документации средних школ и средних специальных учебных заведений;

- беседы с групповыми и классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в данных группах;

- выявление наиболее предпочитаемых видов учебной деятельности;

- выявление уровня усвоения знаний, умений, навыков по химии учащихся 10-х классов средних школ и средних специальных учебных заведений.

В выбранных для исследования средних школах и средних специальных учебных заведениях был определен уровень знаний и умений учащихся по химии, путем тестирования. Анализ результатов тестирования учащихся позволил рассчитать коэффициент усвоения по методике А.В. Усовой. Результаты тестирования учащихся на констатирующем этапе исследования представлены ниже:

В 10-х классах коэффициент усвоения составил 0,70, у учащихся ССУЗ – 0,66.

Значения КУСВ. лежат в интервале 0,65 УСВ. УСВ. позволяет утверждать, что учащиеся готовы к продолжению экспериментальной работы по формированию интегрированных химико-экономических понятий при обучении химии.

В ходе экспериментального исследования был выполнен качественный и количественный анализ контрольных тестов с целью выявления степени овладения учащимися основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями школьной программы по химии и образовательным стандартом для средних специальных учебных заведений (ССУЗ) [1]. Задания в контрольных тестах составлялись для наиболее полного выявления уровня знаний учащихся по основным понятиям, теориям, законам изучаемых тем.

Для определения уровня информированности учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений при изучении органической химии после основных тем курса проводился срезовый контроль знаний, в который были включены вопросы, при ответе на которые предполагалось использование учащимися межпредметных знаний. Уровень общей информированности подсчитывался по следующей формуле (по методике Г.Ф. Карповой и Е.А. Михайлычева) [2]. Например, в контрольный срез было включено 2 вопроса, в котором учащиеся должны были использовать межпредметные знания. В основе анализа использована следующая система оценок (в баллах):

  1. – не использовали межпредметные знания ни в одном вопросе,

  2. – использовали межпредметные знания при ответе на один вопрос,

  3. – использовали межпредметные знания при ответе на два вопроса.

Из 25 ответов учащихся CCУЗ №1 на контрольный срез по теме: «Природные источники углеводородов» 0 баллов получили – 10 человек, 1 балл - 13 человек, 2 балла – 2 человека. I общ = 0, 68.

Из 30 ответов учащихся 10-х классов школы № 185 на контрольный срез по теме: «Природные источники углеводородов» 0 баллов получили 13 человек, 1 балл – 14 человек, 2 балла – 3 человека. I общ = 0,67.

Общая информированность предполагает умение учащихся применять сообщенные знания по химии на занятиях по экономике, и наоборот, т. е. осуществлять перенос знаний из одной области в другую. Перенос знаний может выражаться в виде: приведенного примера из области химии или экономики; определения понятия как химико-экономического, химических или экономических фактов, цифр. Уровень общей информированности учащихся отслеживался с начала обучения химии и до конца изучения предмета в средних специальных учебных заведениях и средних школах.

Вопросы контрольных срезов по химии составлялись таким образом, чтобы дать учащимся возможность применить знания, сообщенные на уроках химии в экономике и, наоборот. Например, при ответе на вопрос «Перечислите природные источники углеводородов. Какое значение и применение находят в современном экономическом производстве попутные и природные газы?» контрольного среза по теме «Природные источники углеводородов», учащиеся отвечают следующее: 1. Перечисляют природные источники углеводородов. 2. Перечисляют применение и значение природного газа, с экономической характеристикой. Например, применение природного газа основано на том, что он состоит из метана на 98 – 99 %. Основной путь применения природного газа как: - топлива, так как теплотворная способность газа самая высокая:

Древесина – 19 кДж; Уголь – 35 кДж; Нефть – 44 кДж; Газ – 50 кДж.

Также газ легко транспортируется на дальние расстояния с минимальными затратами (трубопровод). Сгорает без отходов. Сжигание газа легко регулировать. Используется в промышленных печах, котельных установках, стекловаренных, доменных, мартеновских печах. Природный газ – удобное, дешевое и высококалорийное топливо.

- ценное экономически выгодное сырье для органического синтеза, богатый источник углеводородов. На основе переработки метана можно получить ряд продуктов: ацетилен, водород, углерод, метанол, производные метана, синтез-газ, альдегиды, алканы и др. Новый путь получения метанола горением метана на 20 % экономичнее старого из синтез-газа.

3. Попутные нефтяные газы – это тоже ценное сырье, источник углеводородов для химической промышленности.

Уровень общей информированности (кругозора), т. е. свободное владение учащимися химическими и экономическими понятиями и применение межпредметных знаний, отслеживался с начала обучения химии и до конца изучения предмета в средних специальных учебных заведениях и у учащихся средних школ. На конец эксперимента уровень общей информированности выше по сравнению с началом изучения химии в среднем специальном учебном заведении (Диаграмма 1). На основании этого можно сделать вывод о том, что предлагаемые методические подходы по формированию интегрированных химико-экономических понятий, способствуют расширению общего кругозора учащихся. Результаты по уровню общей информированности приведены в таблице 2. Список средних специальных учебных заведений и средних школ, участвующих в контрольном срезе приведены ниже:

Таблица 2.

Анализ контрольных срезов (по химии) учащихся


Тема

Кол-во

вопросов с межпредметным содержанием

ССУЗ (см. список) и средн. школы

Уровень общей информированности

Среднее

значение

1.

Природные источники углеводородов.


2




1

0,68


0,71

2

0,74

3

0,67


0,625

4

0,58

2.

Кислородсодержащие органические соединения.


2

1

0,71


0,74

2

0,77

3

0,69


0,70

4

0,70

3.

Ароматические углеводороды.


2

1

0,74


0,77

2

0,80

3

0,71


0,72

4

0,73

4.

Высокомолекулярные соединения.


2

1

0,79


0,81

2

0,83

3

0,77


0,80

4

0,82


Диаграмма 1. Уровень общей информированности учащихся на

формирующем этапе эксперимента.

В качестве критерия определения эффективности внедрения методических подходов по формированию у учащихся интегрированных умений мы использовали коэффициент успешности, по методике А.В. Усовой. Значение коэффициента успешности больше единицы, что позволяет считать методическую систему эффективной.

На формирующем этапе эксперимента для оценки качества усвоения интегрированных химико-экономических понятий учащимися и эффективности применяемой методики их формирования выделен критерий усвоения понятий и, соответственно, количественный показатель усвоения [148]. Для этого учащимся были предложены контрольные задания в которые были включены вопросы с интегрированным содержанием (приложение 12), где они должны дать ответ с использованием межпредметных знаний из области экономики и по возможности привести пример с межпредметным содержанием. Контрольные задания проводились после изучения каждой темы.

Расчет коэффициента полноты усвоения содержания интегрированного химико-экономического понятия проводился по методике А.В. Усовой на основе поэлементного анализа содержания контрольных заданий. Примерные образцы правильных ответов, включающих необходимые элементы содержания, были разработаны нами заранее.

Ответ, в котором учащиеся отмечают все, выделенные, элементы содержания, рассматривается как правильный полный (ПП). Если использовано 85% выделенных элементов содержания, то ответ считается правильным неполным (ПН). К неправильным ответам (НП) относятся те, в котором учащиеся указывают элементы содержания не характерные для данного понятия, или отмечают несущественные признаки его. Нет ответа (НО). Например, ответы на вопрос «Какое отличие в свойствах ПЭНД и ПЭВД? Как это влияет на экономический эффект от применения данных полимеров в хозяйственной деятельности человека?» контрольного задания по теме «Полимеры» включали следующие элементы содержания:

  1. Знать определение понятия «экономический эффект».

  2. Уметь выделять основные составляющие (химические и экономические) понятия «экономический эффект».

  3. Знать строение полимеров: полиэтилена высокого и низкого давления.

  4. Знать свойства полиэтилена высокого давления (ПЭВД) и полиэтилена низкого давления (ПЭНД).

  5. Знать зависимость свойств от строения вещества.

  6. Знать области применения полиэтилена высокого и низкого давления.

  7. Уметь дать оценку экономической эффективности от применения ПЭВН и ПЭНД, исходя из областей его применения.

Таблица 3.

Результаты ответов учащихся 10-х классов на вопросы с химико-экономическим содержанием.

Вопросы интегрированного химико-экономического

содержания

Характеристика ответов (%)

К

УСВ. СОД.


ПП

ПН

НП

НО

Начало

обучения

Тема 1,

Вопрос № 1

6

23

65

6

0,44

Тема 2,

Вопрос № 2

9

54

30

7

0,40

Конец

обучения

Тема 3,

Вопрос № 3

70

26

4

0

0,80

Тема 4,

Вопрос № 4

62

35

2

1

0,75

В таблице 3 приведены данные по некоторым вопросам химико-экономического содержания, взятых из разных тем на начало и конец обучения, отслеживается количество элементов содержания, выделенных учащимися средних школ.

Из таблицы 3 видим, что коэффициент полноты усвоения содержания увеличивается к концу обучения, что говорит об эффективности применяемой методики формирования интегрированных химико-экономических понятий.

Результаты анкетирования, отражающие отношение учащихся к предмету химии на формирующем этапе эксперимента показаны на диаграмме 2.

На вопрос «Какими факторами, на ваш взгляд, обусловлено повышение интереса к изучению предмета химии?» учащиеся ответили следующее:

- 54 % учащихся отметили фактор – введение в курс обучения химии интегрированных химико-экономических понятий;

- 32 % учащихся отметили фактор – решение задач химико-экономического содержания;

- 14 % - отметили фактор – проведение деловых игр с использованием химико-экономических знаний.


Представленные данные подтверждают наши выводы о наличии у учащихся устойчивой смысловой позиции в отношении ценности химического знания и развития на этой основе познавательного интереса к предмету.

Задача формирования прочных, осознанных знаний по предмету, по прежнему остается важной и приоритетной. Все учащиеся, независимо от своих склонностей, должны овладеть обязательным минимумом химических знаний и умений в пределах образовательного стандарта. Покажем, что предлагаемые методические подходы к введению интегрированных химико-экономических понятий в курс химии, способствуют формированию у них качественных химических знаний базового уровня.

Сравнительный анализ контрольных работ, тестирования у учащихся 10-х профильных классов на начало и конец обучения позволил выявить динамику уровня усвоения программного материала.

Таблица 4.

Значения коэффициента усвоения учебного материала на формирующем этапе эксперимента.

Тема контрольного среза

Значение коэффициента усвоения

10 классы

Учащиеся

1. Природные источники углеводородов

0,73

0,71

2. Кислородсодержащие органические соединения

0,75

0,77

3. Ароматические углеводороды

0,81

0,78

4. Высокомолекулярные соединения

0,80

0,81

5. Итоговое тестирование

0,79

0,75


Значение коэффициента усвоения знаний на начало и коней обучения, представлено на диаграмме 3.

Диаграмма 3.

Значения коэффициента усвоения знаний на начало и конец обучения.

Результаты экспериментального исследования показывают, что включение интегрированных химико-экономических понятий в курсе химии способствует формированию более глубоких системных знаний, создает потребность к познанию. Преимущество разработанной методической системы состоит в том, что она, способствуя активизации познавательной деятельности учащихся, выработке у них ценностного отношения к изучаемому, повышает качество базовых знаний по химии и экономике, развивает кругозор.

Список литературы:

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет.- М., 2002.

  2. Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ.- М.: Высшая школа, 1989.-126 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!