СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изменения в культуре и быте в 1-й четверти XVIII века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Изменения в культуре и быте в 1-й четверти XVIII века»

1. Особенности культуры. Создание новой России было невозможно без серьезных изменений в области культуры, науки, образования. Необходимо было сломать старый, рутинный патриархальный быт и образ мышления и поведения русских людей, чтобы достичь цели обновления страны, приближения ее к уровню ведущих европейских держав.

Просмотр содержимого документа
««Изменения в культуре и быте в 1-й четверти XVIII века»»

Тема урока: «Изменения в культуре и быте в 1-й четверти XVIII века»

1. Особенности культуры. Создание новой России было невозможно без серьезных изменений в области культуры, науки, образования. Необходимо было сломать старый, рутинный патриархальный быт и образ мышления и поведения русских людей, чтобы достичь цели обновления страны, приближения ее к уровню ведущих европейских держав.

Давайте вспомним, что нового появилось в культуре 17 века. В 17 веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви, в ней активно развиваются светские элементы. При Петре этот процесс продолжается, и мы можем с уверенностью сказать, что происходит обмирщение культуры. Запишем. Это выразилось прежде всего в том, что русская православная церковь перестала господствовать в области образования, искусства, быта и нравов.

При Петре расширились связи с Европой, в т.ч. и культурные. Преодоление национальной замкнутости. Обмирщение культуры привело к усилению личностного начала в искусстве.

2. Образование. Новые экономические и политические реформы требовали хорошо образованных людей. Нужно было увеличить грамотность населения. Какие меры принимались?

Многих дворянских детей отправляли учиться за границу. Учились навигации, кораблестроению, медицине, архитектуре. К 1725 году за границей прошли обучение более 1000 молодых людей. Но в России многие из них не смогли выдержать экзамен, который принимал сам Петр1. Часто за границей они проматывали деньги, данные на обучение. Тех, кто не сдал экзамен, отдавали в солдаты или в матросы.

В начале XVIII века появилась целая сеть школ и других учебных заведений. Созданы 42 «цифирные школы» - для детей провинциальных дворян и чиновников. Дети дворян учились неохотно, и Петр издал указ, по которому священникам было запрещено венчать дворян, если они были безграмотными. Горные школы – при заводах, учили ремеслу. Гарнизонные школы – для солдатских детей. Епархиальные школы – для детей духовенства.

Для подготовки специалистов создавались специальные училища. Часть из них мы уже записывали: Навигацкая школа, Артиллерийская школа, Медицинская школа, инженерная школа и др. Появилась и школа переводчиков.

Были ли в России ВУЗы? Славяно-греко-латинская академия. В 1724 г. Петр утвердил проект Академии наук, открылась же она в 1725 г. — уже после смерти ее создателя. Первоначально среди ученых было много иностранцев (особо необходимо отметить деятельность гениального математика из Швейцарии Л. Эйлера). Однако Академия наук создавалась не только как научный центр, но и как центр подготовки русских ученых. Для этих целей при Академии были открыты университет и гимназия.

3. Просвещение. Расширение образования вызвало потребность в доступной системе информации. В 1703 году в России появляется первая газета – «Ведомости». В ней печатались указы царя, ход военных действий, события за рубежом.

Развитие образования вызвало появление новых учебников, справочников, словарей. За первую четверть 18 века было издано больше книг, чем за всю 150-летнюю историю русского книгопечатания.

В 1708 году был введен упрощенный гражданский шрифт. Петр собственноручно правил написание букв, теперь они были максимально приспособлены к типографскому способу печати, были убраны лишние буквы. Буквенные обозначения чисел были заменены арабскими цифрами. Реформа шрифта не затронула церковную книгу, это положило начало отчуждению церковного образования от светского.

Заметным явлением в литературе стала публицистика. Так, вице-президент Синода Феофан Прокопович, выходец с Украины, видный церковный деятель и писатель, в своем труде «Правда воли монаршей» прославлял петровские преобразования, абсолютную власть царя, обосновывал право царя передавать престол по своему усмотрению.

4. Наука. Для развития науки в России царь-реформатор приглашал ученых из Западной Европы. На расходы не скупились. Так, в России появились швейцарский математик и механик Д. Бернулли, французский астроном и картограф И. Делиль и некоторые другие. Царь помогал и талантливым русским самородкам. Многие из них при его поддержке проходили обучение за рубежом. Петр всячески способствовал развитию научно-технических знаний. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые искали уголь, железо, медь, серебро, серу. Стали разрабатываться месторождения нефти. Научные экспедиции изучали Среднюю Азию, Северный Кавказ, Каспийское море.

По инициативе Петра были открыты обсерватория (в Сухаревой башне в Москве), Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, создавались новые исторические труды. Сам Петр в свободные часы работал над «Историей Свейской (Шведской) войны». Но этот труд остался неоконченным. Начинаются регулярные метеорологические наблюдения. Развитие медицины. Первая подводная лодка.

В 1714 г. в Петербурге открылась Кунсткамера — первый русский музей. Там можно было увидеть скелеты умерших животных, древние рукописи, анатомическую коллекцию (из Голландии), заспиртованных «монстров» (двуглавый младенец, восьминогий барашек и др.), в музее имелась библиотека. Кунсткамера была открыта для свободного посещения, но сначала мало кто хотел ее посещать. Тогда посетителей стали заманивать – предлагали бесплатное угощение.

5. Архитектура. Русская архитектура 1-й четверти 18 века – это, прежде всего, архитектура строящегося Петербурга. Петру удалось построить город нового типа, на болоте, почти на границе с Европой, в условиях Северной войны. В 1711 году столица была перенесена в Петербург, и начался «петербургский период» русской истории.

Например, Москва росла несколько веков, этим обусловлена ее стихийная застройка. Петербург же построили за полвека, он строился по четко разработанному плану. Проспекты города были широкими, прямыми. Улицы новой столицы - прямые, пересекали проспекты под прямым углом. Дома строились по утвержденным проектам, были обращены фасадами на проезжую часть проспектов. Дома строились каменные, двух-трехэтажные. В эти годы был построены Адмиралтейство, Гостиный двор, здание Двенадцати колле­гий, Кунсткамера, Петропавловская крепость на Васильевском ост­рове (эти постройки становятся основой городской планировки).

В 1714 г. Петр I запретил каменные строительства в других городах России, так как все силы требовались Санкт-Петербургу - новой столице. Петр I не желал в стиле города на Неве ничего московского, к строительству Петербурга были приглашены архитекторы из Евро­пы или их последователи.

Первые здания города напоминали Голландию и Англию. Например, Летний дворец Петра I - архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер - построен в 1710-1714 гг. на левом берегу Финского залива. Это уютный двухэтажный особняк с «голландскими» окна­ми, с садом. Именно Д. Трезини построил первые здания Санкт-Петербурга: Петропавловский со­бор, крепость Кронштадт, здание Двенадцати коллегий. Первый архитектор Санкт-Петербурга.

В Петербурге сооружаются порт и набережные р. Невы. Примечательно, что Петр I запретил строить через р. Неву мосты, так как хотел, чтобы его подданные приучались к воде. Приходи­лось плавать на лодках, шлюпках. Яхты давались из государствен­ной казны.

Начинается строительство загородных резиденций вдоль всего Финского залива. Первая – Петергоф. Первые эскизы создал сам Петр I. С 1714 по 1716 гг. там работали архитекторы Д. М. Фонтана, Н. Микетти, Н. Т. Земцов и другие. Главной достопримечательностью Петергофа становятся фонтаны, водная симфония как гимн новой морской державе. Фонтаны Пе­тергофа поражают своей красотой, размерами, техническим реше­нием. Здесь нет насосов, а струи воды устремляются вверх, гони­мые тяжестью воды, которая подается на каскад из специальных прудов, расположенных выше фонтанов.

6. Живопись. Давайте вспомним, что нового появилось в живописи в 17 веке. В 18 веке в живописи совершился переход от иконы к картине. Первый светский жанр – портрет. Парсуна не является портретом в прямом смысле слова. В ней не столько передается образ человека, сколько показаны признаки его положения.

Начало развитию русского реалистического портретного искусства положило творчество Никитина и Матвеева. Исчезают характерные для парсуны черты.

Из Голландии пришел такой вид живописи как гравюра. Признанный мастер – Зубов. Гравюра наилучшим образом подходила для изображения городских пейзажей, кораблей, битв, для изготовления карт и планов. В условиях бурного развития образования и науки граверы были очень востребованы.

Д.з. § 18-19, п. 1,2,3. Повторить § 12-17.

7. Изменения в дворянском быту. Проводимые Петром I преобразования конца XVII - первой четверти XVIII в. распространились на бытовой уклад русского общества.    

Возвратившись из «Великого посольства», Петр самолично укорачивал длиннополые кафтаны и обрезал бороды. Поначалу это было воспринято как сумасбродство молодого монарха. Но уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик подданных.

В жизнь дворян и горожан вошла не только одежда и обувь западноевропейских образцов, но и парики. Хотя верхушка общества и подчинилась требованиям царя, приспособить европейские костюмы к отечественному климату оказалось для нее делом не простым. Однако пришлось смириться и с этим, так как новый облик, помимо прочего, подчеркивал принадлежность к верхам общества. царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. А дворянские жены и до­чери также сменили русские душегрейки на европейское платье с глубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством.

Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам в деревнях, если крестьянин приезжал в город с бородой, он должен был заплатить налог.

Портным было запрещено шить русскую одежду. А продавцам длиннополого платья и сапог и тем, кто осмеливался носить бороду, угрожала ссылка на каторгу и конфискация всего имущества. На пирах Петр I сам обрезал длиннополые платья у дворян и стриг бороды знатным гостям.

К нововведениям этого времени относилось следующее: под­данные обязаны были пить чай, кофе, курить табак.

Петр ввел так называемые ассамблеи (собрания). Они устраивались для дворян и служили местом встреч, общения, развлечений. Начинались ассамблеи с 16-17 часов вечера и продолжалась до 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить с женами и дочерьми. Петр 1 покончил с изоляцией русских дворянских женщин. Что происходило на ассамблеях? Танцевали, беседовали, ве­селились, играли в шашки, шахматы. Сам Петр I хорошо играл в шахматы.

Организация ассамблей положила начало формированию в дворянской среде «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе». В моду стало входить знание иностранного языка и умение общаться на нем. Ассамблеи были школами светского воспитания, молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, ис­кусству общения. По распоряжению Петра была даже издана специальная книга — «Юности честное зерцало», содержащая основные правила этикета того времени. О манерах русского дворянства той эпохи косвенно свидетельствуют, например, следующие советы по поведению за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное (от слова «уха»), чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей» и т. п.

Жизнь страны засияла чередой новых праздников и увеселений. Первым новым праздником стал западноевропейский Новый год. До конца XVII века летоисчисление на Руси велось от сотворения мира, год начинался с марта, а позднее — с сентября. По указу Петра 7208 год от сотворения мира стал самым коротким в русской истории; продлившись 4 месяца, он закончился 31 декабря. За ним наступило 1 января 1700 г. от Рождества Христова. Этот день считался всеобщим праздником. Друг друга надо было поздравлять, украшать дома елями или со­снами, веселиться.Позднее появились ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам при Гангуте и Гренгаме (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадтского мира (30 августа). Обязательной частью всех этих торжеств были церковные службы, а также застолья, балы, фейерверки, гулянья в садах и парках, прогулки на лодках по Неве.

Но это все изменения дворянского быта. В жиз­ни крестьян, простых горожан изменений не произошло. «Европеизация» Петра I положила начало глубокому раз­рыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Дворянин питал­ся, одевался, красиво проводил время. Был напудрен, лицо было гладко выбрито, говорил на иностранном языке. Русскому, необра­зованному, полуголодному, полуголому мужику, крестьянину он подчас казался иностранцем, а не русским барином.

8. Значение культурного наследия петровской эпохи. Главные черты – усиление светских начал и активное проникновение и насаждение западноевропейских образцов. Осваивая европейскую культуру, Россия превращалась в мировую империю. Несмотря на насильственность перемен и подчас ожесточенное сопротивление им, они все же оказались необратимыми. Так, даже консерваторы после смерти Петра I уже не помышляли о полном возврате к старине.

Именно с этого периода ведется отсчет истории отечественной науки, живописи, скульптуры, архитектуры. Однако необходимо отметить, что перемены затронули прежде всего верхушку общества и постепенно начали приводить к превращению дворян в своего рода «иноземцев», непонятных простому народу и даже говорящих с ним на разных языках.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!