Изменения в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС ОВЗ (из опыта работы).
С 1 сентября 2016 года ОСП №8 приступила к реализации на практике ФГОС НОО ОВЗ в 1 классе, главной целью которого является введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.
Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
До внедрения ФГОС НОО ОВЗ дети обучались по 2 программам:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой; ( для детей с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости).
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН РСФСР) М.:1984г. (для детей со сложными дефектами).
В прошедшем учебном году, мы начали работу с составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.
В нашей школе реализуются 3 варианта АООП: Слайд 2
Вариант 1 – предназначен для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
Вариант 2 – для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Вариант 8.3 – для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью содержит:
Целевой раздел содержит: Слайд 3
Содержательный раздел включает: Слайд 4
программа формирования базовых учебных действий
программа внеурочной деятельности
программа коррекционной работы
программа работы с семьей
В организационный раздел входит: Слайд 5
Слайд 6
Вариант 1 – для детей с лёгкой степенью умственной отсталостью.
Учебный план до внедрения ФГОС | Учебный план ФГОС НОО ОВЗ |
Развитие речи | Речевая практика |
Письмо | Русский язык |
Чтение | Чтение |
Математика | Математика |
Музыка | Музыка |
Изобразительная деятельность | Изобразительное искусство |
Физическая культура | Физическая культура |
- | Мир природы и человека |
Ручной труд | Ручной труд |
В процессе введения ФГОС произошли изменения в учебном плане: изменилось не только название предметов, но и их содержание. Некоторые предметы были удалены из учебного плана. Для наглядности на слайдах представлены таблицы предметов из учебного плана до и после внедрения ФГОС НОО ОВЗ.
Вариант 1. В учебном плане появился предмет «Мир природы и человека».
Слайд 7 8
Вариант 2 – для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Учебный план до внедрения ФГОС | Учебный план ФГОС НОО ОВЗ |
Развитие речи | Речь и альтернативная коммуникация |
Письмо |
Чтение |
Математика | Математические представления |
Самообслуживание | Человек |
Музыка | Музыка |
Изобразительная деятельность | Изобразительная деятельность |
Ручной труд |
Предметно-практическая деятельность | - |
Ритмика | Двигательное развитие |
Физическая культура |
- | Окружающий природный мир |
- | Коррекционно-развивающие занятия |
Вариант 2. Предметы «развитие речи», «письмо», «чтение» были заменены на единый предмет «речь и альтернативная коммуникация», «ритмика» и «физическая культура» на «двигательное развитие», введены новые предметы «Окружающий природный мир», « коррекционно-развивающие занятия».
С внедрением ФГОС ОВЗ в учебном плане добавилась часть, формируемая участниками образовательных отношений. Она состоит из двух разделов:
- коррекционно-развивающая область
- внеурочная деятельность
| Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 8.3 |
Коррекционно-развивающая область | - | Предметно-практическая деятельность | - |
Сенсорное развитие | Сенсорное развитие | Сенсорное развитие |
Ритмика | Двигательное развитие | Ритмика |
- | Альтернативная коммуникация | - |
Логопедия | Логопедия | Логопедия |
Внеурочная деятельность | Сотрудничество с семьей | Сотрудничество с семьей | Сотрудничество с семьей |
Игровая деятельность | Игровая деятельность | Игровая деятельность |
На таблице наглядно представлены коррекционно-развивающие занятия различной направленности с в соответствии с вариантами АООП, а также приоритетные направления внеурочной деятельности, которые определены нашим образовательным структурным подразделением с учётом мнения родителей.
В 1-м классе и в первом полугодии 2-го класса в соответствии с АООП 1 предусмотрено безотметочное обучение. В варианте 2 безотметочная система предусмотрена на протяжении всего обучения.
С целью мониторинга уровня усвоения программного материала и динамики учебных достижений школьников в течение учебного года, нами (педагогами, участвующими в процессе внедрения ФГОС ОВЗ) были разработаны таблицы мониторинга сформированности предметных результатов обучающихся. Их заполнение осуществлялось в начале учебного года и каждый последующий триместр.
Таблицы мониторинга сформированности предметных результатов позволяют конкретно фиксировать предметные умения и навыки школьника на момент его первичного обследования при поступлении в школу. Последующие систематические ежегодные обследования дают четкую линию динамики развития школьника с ОВЗ, что позволяет учителям и воспитателям индивидуализировать педагогическую работу и обращать пристальное внимание на те направления обучения и воспитания, которые дают отрицательный результат, тем самым осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход.
Таким образом, процесс внедрения ФГОС ОВЗ влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью.
Спасибо за внимание!