СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в образовательном процессе начальной школы VIII в условиях реализации ФГОС ОВЗ (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в образовательном процессе начальной школы VIII вида в условиях реализации ФГОС ОВЗ (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Изменения в образовательном процессе начальной школы VIII в условиях реализации ФГОС ОВЗ (из опыта работы).»

Изменения в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС ОВЗ (из опыта работы).


С 1 сентября 2016 года ОСП №8 приступила к реализации на практике ФГОС НОО ОВЗ в 1 классе, главной целью которого является введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

До внедрения ФГОС НОО ОВЗ дети обучались по 2 программам:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой; ( для детей с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости).

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН РСФСР) М.:1984г. (для детей со сложными дефектами).

В прошедшем учебном году, мы начали работу с составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.

В нашей школе реализуются 3 варианта АООП: Слайд 2

Вариант 1 – предназначен для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Вариант 2 – для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Вариант 8.3 – для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью содержит:

Целевой раздел содержит: Слайд 3

  • пояснительная записка

  • планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.

Содержательный раздел включает: Слайд 4

  • программа формирования базовых учебных действий

  • программа внеурочной деятельности

  • программа коррекционной работы

  • программа работы с семьей

В организационный раздел входит: Слайд 5

  • учебный план

  • система специальных условий реализации основной образовательной программы




Слайд 6

Вариант 1 – для детей с лёгкой степенью умственной отсталостью.

Учебный план до внедрения ФГОС

Учебный план ФГОС НОО ОВЗ

Развитие речи

Речевая практика

Письмо

Русский язык

Чтение

Чтение

Математика

Математика

Музыка

Музыка

Изобразительная деятельность

Изобразительное искусство

Физическая культура

Физическая культура

-

Мир природы и человека

Ручной труд

Ручной труд


В процессе введения ФГОС произошли изменения в учебном плане: изменилось не только название предметов, но и их содержание. Некоторые предметы были удалены из учебного плана. Для наглядности на слайдах представлены таблицы предметов из учебного плана до и после внедрения ФГОС НОО ОВЗ.

Вариант 1. В учебном плане появился предмет «Мир природы и человека».

Слайд 7 8


Вариант 2 – для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.


Учебный план до внедрения ФГОС

Учебный план ФГОС НОО ОВЗ

Развитие речи

Речь и альтернативная коммуникация


Письмо

Чтение

Математика

Математические представления

Самообслуживание

Человек

Музыка

Музыка

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность

Ручной труд

Предметно-практическая деятельность

-

Ритмика

Двигательное развитие

Физическая культура

-

Окружающий природный мир

-

Коррекционно-развивающие занятия


Вариант 2. Предметы «развитие речи», «письмо», «чтение» были заменены на единый предмет «речь и альтернативная коммуникация», «ритмика» и «физическая культура» на «двигательное развитие», введены новые предметы «Окружающий природный мир», « коррекционно-развивающие занятия».

С внедрением ФГОС ОВЗ в учебном плане добавилась часть, формируемая участниками образовательных отношений. Она состоит из двух разделов:

- коррекционно-развивающая область

- внеурочная деятельность



Вариант 1

Вариант 2

Вариант 8.3

Коррекционно-развивающая область

-

Предметно-практическая деятельность

-

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие

Ритмика

Двигательное развитие

Ритмика

-

Альтернативная коммуникация

-

Логопедия

Логопедия

Логопедия

Внеурочная деятельность


Сотрудничество с семьей

Сотрудничество с семьей

Сотрудничество с семьей

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игровая деятельность

На таблице наглядно представлены коррекционно-развивающие занятия различной направленности с в соответствии с вариантами АООП, а также приоритетные направления внеурочной деятельности, которые определены нашим образовательным структурным подразделением с учётом мнения родителей.

В 1-м классе и в первом полугодии 2-го класса в соответствии с АООП 1 предусмотрено безотметочное обучение. В варианте 2 безотметочная система предусмотрена на протяжении всего обучения.

С целью мониторинга уровня усвоения программного материала и динамики учебных достижений школьников в течение учебного года, нами (педагогами, участвующими в процессе внедрения ФГОС ОВЗ) были разработаны таблицы мониторинга сформированности предметных результатов обучающихся. Их заполнение осуществлялось в начале учебного года и каждый последующий триместр.

Таблицы мониторинга сформированности предметных результатов позволяют конкретно фиксировать предметные умения и навыки школьника на момент его первичного обследования при поступлении в школу. Последующие систематические ежегодные обследования дают четкую линию динамики развития школьника с ОВЗ, что позволяет учителям и воспитателям индивидуализировать педагогическую работу и обращать пристальное внимание на те направления обучения и воспитания, которые дают отрицательный результат, тем самым осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход.

Таким образом, процесс внедрения ФГОС ОВЗ влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью.

Спасибо за внимание!



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!