Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Г.И. Молодых Протокол № _1__ от «27» августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________Е.Г. Лихолит «27» августа 2016 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №11» ИМРСК ________Е.В.Стрелкова Приказ № 349 от 29. 08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативных занятий
по физике
«Измерение физических величин»
7 класс
1час в неделю, 34часа
Учителя: Апрельской
Валентины Ивановны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «29»августа 2016г.
П.Рыздвяный
2016- 2017 уч.год
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.
понимать принцип действия динамометра, весов, барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, рычага, блока, наклонной плоскости, встречающихся в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании.
пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
проводить наблюдения физических явлений;
измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны, температуру, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
понимать, что такое природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки
самостоятельно выполнять простые экспериментальные задания в домашних условиях
Обучающийся получит возможность научиться:
экспериментальным методам исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения, при определении размеров малых тел, при установлении зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
устанавливать соотношения между основными физическими величинами курса
наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни
умению самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
умению использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
умению использовать элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
проведения дополнительных, самостоятельных наблюдений и экспериментов, поиска и анализа дополнительной литературы, предварительной обработке результатов во внеурочное время;
возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.
способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание курса
1.Методы измерения физических величин. 9 часов
Основные и производные физические величины; единицы и эталоны величин, международная система единиц СИ; измерение физических величин; прямые и косвенные измерения, относительная и абсолютная погрешности измерений.
Лабораторные и практические работы:
Л/Р №1.«Измерение длины с помощью масштабной линейки, штангенциркуля, микрометра».
Л/Р №2. «Измерение физических величин, характеризующих параметры человеческого тела: длины окружности головы, охват груди, талии, бедёр, кровяного давления, объёма легких, пульса,
Практическое занятие №1. «Изготовление мензурок с различной ценой деления».
Определение цены деления мензурки, определение с её помощью объёма жидкости и объёма тел неправильной формы.
2.Обработка результатов измерений. 4 часа
Приближенные числа; оценка границ погрешности косвенных измерений, запись и обработка результатов измерений.
Лабораторные и практические работы:
Л/Р №3. «Определение плотности сливочного масла, хлеба, йогурта, стирального порошка, хозяйственного мыла, клея».
3. Построение графиков. 4 часа
Представление результатов измерений в виде таблиц, назначение графиков, построение приближенного графика, указание границ погрешностей на графике.
Лабораторные и практические работы:
Л/Р №4. «Исследование пути от времени движения».
Л/Р №5. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»
4. Методы измерения величин, характеризующих действие одного тела на другое. 7 часов
Семинар по теме
Лабораторные и практические работы:
Л/Р №6. «Определение силы тяжести, действующей на предложенные тела».
Л/Р №7. «Измерение силы упругости».
Л/Р №8.«Измерение силы Архимеда».
Л/Р №9. «Определение коэффициента трения ластика по различным поверхностям».
Практическое занятие № 3. «Изготовление бруска с заданным коэффициентом трения».
5. Измерение времени. 8 часов
Семинар. Обсуждение вопросов: что такое время; сутки -естественная единица времени; простейшие приборы для измерения времени - маятниковые часы, неравномерность вращения Земли, Электронные атомные эталоны времени.
Лабораторные и практические работы:
Л/Р №10. «Измерение времени протекания указанных физических процессов».
Л/Р №11. «Определение времени реакции человека».
Практическое занятие № 4. «Изготовление прибора для измерения времени»
Астрономические единицы длины и времени
6. Измерение давления. 2 часа
Семинар: «Типы манометров, назначение, принцип действия».
Л/Р.№12.Измерение давления атмосферы, разреженного и сжиженного газа, давления в указанных физических процессах
Календарно – тематическое планирование
№ № | Тема и основное содержание занятия | Дата занятия | Фактическая дата проведения |
1. | Методы измерения физических величин. | | |
2. | Основные и производные физические величины; единицы и эталоны величин, международная система единиц СИ | | |
3. | Тренировочная работа. Перевод внесистемных единиц длины, времени и пути в единицы системы СИ. Производные единицы. | | |
4. | Измерение физических величин; прямые и косвенные измерения. Правило определения цены деления измерительного прибора | | |
5 | Относительная и абсолютная погрешности измерений | | |
6 | Тренировочная работа: определение цены деления различных измерительных приборов | | |
7. | Л/Р №1. «Измерение длины с помощью масштабной линейки, штангенциркуля, микрометра». | | |
8. | Л/Р №2. «Измерение физических величин, характеризующих параметры человеческого тела | | |
9. | Практическое занятие №1. «Изготовление мензурок с различной ценой деления». | | |
10. | Обработка результатов измерений: приближенные числа; оценка границ погрешности косвенных измерений, | | |
11. | Запись и обработка результатов измерений. Практическая работа по теме. | | |
12 | Измерение масс и объёмов различных тел. Единицы измерения указанных величин, соотношения между ними | | |
13. | Л/Р№3. «Определение плотности сливочного масла, хлеба, йогурта, стирального порошка, хозяйственного мыла, клея». | | |
14. | Построение графиков. Представление результатов измерений в виде таблиц, назначение графиков | | |
15. | Построение приближенного графика, указание границ погрешностей на графике. | | |
16. | Л/Р №4. «Исследование пути при равномерном движении от времени движения». | | |
17. | Л/Р №5. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины» | | |
18. | Величины, характеризующие действие одного тела на другое. Единицы измерения | | |
19. | Семинар по теме: «Методы измерения величин, характеризующих действие одного тела на другое» | | |
20. | Л/Р №6. «Определение силы тяжести, действующей на предложенные тела». | | |
21. | Л/Р №7. «Измерение силы упругости». | | |
22. | Л/Р №8.«Измерение силы Архимеда». | | |
| Л/Р №9. «Определение коэффициента трения ластика по различным поверхностям». | | |
23. | Практическое занятие № 2. «Изготовление бруска с заданным коэффициентом трения». | | |
24. | Измерение времени: что такое время; сутки -естественная единица времени; эталоны времени | | |
25 | Простейшие приборы для измерения времени - маятниковые часы, неравномерность вращения Земли | | |
26 | Семинар. Измерение времени | | |
27. | Л/Р №10. «Измерение времени протекания указанных физических процессов». | | |
28. | Л/Р №11. «Определение времени реакции человека». | | |
29. | Практическое занятие № 3. «Изготовление прибора для измерения времени» | | |
30. | Практическое занятие № 3 . «Изготовление и применение прибора собственной конструкции для измерения времени» (продолжение) | | |
31. | Астрономические единицы длины и времени | | |
32. | Тренировочная работа по повторению: « Единицы длины, объёма, площади, скорости, массы, плотности, силы, мощности, энергии, давления; соотношения между ними. | | |
33. | Семинар: «Типы манометров, назначение, принцип действия». | | |
34. | Л/Р.№12.Измерение давления атмосферы, разреженного и сжиженного газа, давления в указанных физических процессах | | |