Технологическая карта урока Учитель: Жукова Е.В. Предмет: физика Класс: 7 Тип урока: урок закрепления и практического применения; Технология урока: практическая работа Тема урока: Определение цены деления прибора и измерение объема жидкости с помощью мензурки. Цель урока: развитие умения определять цену деления приборов и с помощью мензурки определять объем налитой жидкости. Основные термины и понятия: физические приборы, шкала, цена деления, техника безопасности проведения лабораторного эксперимента. Средства обучения: лабораторное оборудование (мензурки, стаканы с водой), карточки для индивидуального задания, термометры, инструкции по ТБ, УМК С.В.Громов «Физика 7 класс» - М:, «Просвещение» - 2009 г. |
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1 | Организация начала урока | Создать эмоциональный настрой Повторить правила техники безопасности | Приветствует учащихся. Проводит инструктаж по технике безопасности. Проводит беседу с учащимися о мерах безопасности при при работе со стеклом и с водой. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Читают текст инструкции по Т.Б. и в процессе осмысления информации осуществляют выбор необходимых на данном уроке способов действий по Т.Б. | Л-воспитание ответственности за сохранение своего здоровья М – смысловое чтение инструкции |
2 | Мотивация учебной деятельности | Стимулировать познавательный интерес Развивать способность целеполагания. | Предлагает ученикам вспомнить различные приборы и виды шкал, которые на них присутствуют, показывает фотографии или рисунки приборов со шкалой, Учащиеся вспоминают, как определить цену деления прибора? Как называется прибор для измерения объема жидкости? | Вспоминают приборы со шкалой, которые используют в быту и на уроках математики, природоведения, технологии, формулируют ответ на предложенные учителем вопросы. Выполняя задание учителя, формулируют цель и задачи своей деятельности на уроке. | М- умение общаться со сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; умение владеть устной монологической речью. умение находить решение поставленной учителем проблемы М – умение формулировать и аргументировать свое мнение М- умение обобщать и осуществлять логические операции; умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
3 | Актуализация опорных знаний | Планирование выполнения лабораторной работы. | Предлагает изучить инструкцию по выполнению лабораторной работы и вслух рассказать основные этапы выполнения. | Читают инструкцию по проведению практической работы. Обсуждают план действий: расчет цены деления, как правильно расположить мензурку относительно глаз наблюдателя, как определить объем налитой жидкости. | М-умение проводить эксперимент самостоятельно и под руководством учителя П- умение рассчитать цену деления о объем налитой жидкости М- умение делать вывод на основе логических операций и приводить аргументы М- умение планировать пути достижения учебно-познавательных целей; |
4 | Пробное применение знаний | Выполнение лабораторной работы (используются различные мензурки). | Напоминает о Т.Б. при работе со стеклом и с жидкостями. Просит проанализировать назначение предлагаемого для выполнения работы оборудования. Определяет последовательность действий во время проведения учебного эксперимента Наблюдает за выполнением работы, за выполнением правил техники безопасности, при необходимости помогает или консультирует. Напоминает, что все рисунки, расчеты и выводы следует записать в тетради для лабораторных работ. | 1. Размышляют над назначением предложенного оборудования. 2. Приступают к выполнению лабораторной работы: вычисляют цену деления мензурки, наливают воду в мензурку, определяют объем налитой в мензурку воды. Делают рисунок в тетради. Оформляют записи в тетради для лабораторных работ | М-умение формулировать учебные задачи; осуществлять логические мыслительные операции; устанавливать причинно-следственные связи между условием эксперимента и его результатом; умение фиксировать ход эксперимента и его результат в тетради умение выбирать средства, необходимые для реализации цели и решения учебных задач П - знание алгоритмов вычисления цены деления и показания приборов Л-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование ценности безопасного образа жизни, |
5 | Упражнения по образцу | Определить алгоритм действий для решения проблемы | Просит выполнить те же действия с другими приборами. Определяет верность алгоритма действий учащихся (последовательность действий во время проведения лабораторной работы) | .Формулируют проблему и причину ее возникновения, размышляют о подобных ситуациях в жизни: измерение объема жидкости с помощью различных измерительных стаканов и мензурок в быту | М- умение решать учебные задачи; осуществлять логические мыслительные операции; П- понимание важности соблюдения ТБ в любой ситуации и знание правил оказания первой помощи при порезах. Л – умение оценивать последствия производственной и бытовой деятельности человека. |
| Упражнения с переносом знаний в новые условия | Определить температуру воды с помощью термометра. | Предлагает определить температуру воды с помощью термометра и формулирует проблему: можно ли сразу после того, как поместили термометр в воду, снимать показания термометра? | Обсуждают возникшую ситуацию и в диалоге друг с другом предлагают изменение действий: термометр надо привести в соприкосновение с водой, для измерения температуры нужно время, и только после того, как температура перестанет меняться, снимать показания термометра. | М- умение извлекать необходимую информацию из разных источников и структурировать ее; умение выстраивать логическую цепь рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи П- знание простейших манипуляций с лабораторным оборудованием; научное осмысление эксперимента; Л - развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей |
| Подведение итогов урока, рефлексия | Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами. Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности | Предлагает обучающимся ответить на вопрос, решены ли поставленные в начале урока учебные задачи и на все ли вопросы они нашли ответ. Предлагает ученикам оценить свою учебную деятельность на уроке. | Вспоминают последовательность своей учебной деятельности, соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами. Делают вывод. Оценивают собственную учебную деятельность и учебную деятельность одноклассников. Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке | Рефлексия способов и условий учебной деятельности М- умение адекватно самостоятельно оценивать результативность своей учебной деятельности на уроке; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности |
| Информация о домашнем задании | Дифференцировать домашнее задание. Провести инструктаж по его выполнению | Предлагает дифференцированное домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению Сделать несколько рисунков приборов с различными шкалами или подготовить небольшую презентацию с фотографиями или рисунками приборов со шкалами. | Определяют для себя уровень дифференциации домашнего задания | Л – умение находить ценностно- значимые для себя виды и способы деятельности |