СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗО " Художники-скульпторы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИЗО " Художники-скульпторы"»

Урок 8

ИДЕМ В МУЗЕЙ. ХУДОЖНИК-СКУЛЬПТОР.

СКУЛЬПТУРА В МУЗЕЕ И ВОКРУГ НАС

Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с деятельностью художника-скульптора, овладению элементарными приемами работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа, рельефа.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Скульптура. Объем – основа языка скульптуры.

Азбука искусства. Значение слова «художник-скульптор». Художник, создавший эти фигурки, работает в объеме. Глина – природный материал, из которого лепят скульпторы. Особенности пластилина, правила лепки. Интерес к объекту изображения животному: внешний вид, повадки, образ жизни, привычки (привлечение поговорок, пословиц, загадок о нем). Выразительность объемных композиций. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе», «ниже», «дальше», «выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

• познавательные: общеучебные – извлечение информации из дополнительной литературы, рисунков; выполнение работы на основе алгоритма; логические – сравнение продукта труда и изображения на рисунке; осуществление анализа скульптуры; постановка и решение проблемы – поиск ответов на вопросы, как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче;

• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь управлять своими эмоциями и учебными действиями;

• коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности, полно и точно выражать свои мысли, строить понятные для собеседника высказывания, договариваться и приходить к общему мнению.

Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Опустите руки ладошками вниз, параллельно полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!». Вытяните руки перед собой ладошками вперед: «Я приветствую тебя, Вода!». Согните руки в локтях и, подняв их ладонями к плечам, обратите к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!». Поднимите руки вверх ладошками вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!». Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

II. Изучение нового материала.

– Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин, скульптуры Ф. Каменского, В. А. Ватагина. (Мультимедийная презентация.)

– Природа, которая нас окружает, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, пластичны звери и птицы! Художники любят изображать животных. Их рисуют не только красками, мелками, тушью, но и лепят из пластилина, глины.

– А чем рисунок на бумаге отличается от фигурки из пластилина или глины? (Высказывают предположения.)

– Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а изображение из пластилина «живет» в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется скульптурой (лат. sculptura от sculpo – «вырезаю», «высекаю»). Скульптура – это ваяние, пластика, вид изобразительного искусства. То, что изображает скульптор, имеет объем, его произведение можно рассмотреть со всех сторон (в отличие от картины, иллюстрации), даже ощупать. Оно имеет форму, рельеф. Скульптур вырезает, отпиливает, высекает, свое произведение из твердого материала или ваяет из более мягкого или податливого. Произведение скульптора создается путем удаления лишней массы, или, наоборот, путем прибавления, наращивания массы, или способом отливки (металл). Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.

– Какие материалы может использовать скульптор? (Камень, дерево, глина, пластмасса, металл, бетон, стекло, гипс, пластилин и пр.)

– Мы с вами сегодня лепим зверей из пластилина. Можно ли отнести лепку из пластилина к скульптуре – одному из видов изобразительного искусства? (Да.)

– Интерес к изображению животных проявляли еще первобытные люди, они изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты (показ рисунков). Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Физкультминутка

ЗАЙКИ

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

III. Творческая работа учащихся.

– Изобразите животных по впечатлению и памяти (лепка).

Учитель демонстрирует, как разминается «палочка» пластилина, как нужно лепить форму пальцами, как работать стекой. Ученики рассматривают на таблицах, фотографиях, как лепят животных художники, каковы формы, пропорции, движения выбранных для работы животных. Из небольших игрушек, принесенных детьми, отбираются для лепки наиболее выразительные и подходящие по форме и цвету.

– У кого из вас есть домашние животные?

– Что общего у разных животных, птиц? (Наличие частей тела: головы, туловища, конечностей, шеи; тело покрыто шерстью, перьями, чешуей и т. д.)

– Как передвигаются звери? Где живут? Чем питаются?

Лепка собаки:

1) Скатать «колбаску» из цельного куска пластилина черного цвета.

2) Разделить на 3 части:

• из первой слепить голову и шею способом скатывания, вытягивания, придавливания;

• из второй – туловище – вытягивание и прогибание посередине;

• из третьей – сделать ноги и хвост (тоже разделив на три части).

3) Можно украсить собаку: процарапать ноздри, рот, глаза.

4) Закрепить на дощечке.

Лепка лисы:

1) Скатать и разделить «колбаску» на 3 части (из коричневого, желтого, оранжевого пластилина).

2) Голову и шею вытянуть (мордочка острее).

3) Туловище расположить вертикально (лиса стоит или сидит).

4) Верхние лапы прикрепить с боков, задние – сбоку, горизонтально вытянуть их ступни.

5) Хвост на кончике и у основания заострить; можно отделать белым хвостик, лапы, уши.

6) Закрепить на дощечке.

– Способы лепки собаки и лисы похожи, но разница в деталях.

Учитель обращает внимание, как работает художник-ани-малист над изображением животного, птицы.

Этапы работы:

1) Анализ основных форм, частей тела.

2) Уточнение характера движений.

3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).

5) Изучение среды.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ.

– Что нового узнали?

– Чему научились?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!