Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор МБОУ СШ № 6
педагогического совета ____________О.А.Семина
Протокол № 7 Приказ № 116
от «29» августа 2018 г от «29» августа 2018 г.
Рабочая программа
Наименование курса: Изобразительное искусство
Класс: 2 Г
Уровень общего образования: начальное общее
Учитель начальных классов: Грушевская Елена Викторовна
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева,
Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство.1 – 4 классы» (учебно – методический
комплект «Школа России»)
Рабочую программу составила______________Грушевская Елена Викторовна
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы( личностным, метапредметным, предметным); программы по Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство.1 – 4 классы» (учебно – методический комплект «Школа России»)
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Изобразительное искусство» относится к области» Искусство» и на его изучение во 2 классе отводится 34 часа (34 учебных недели), из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России», 2 класс, М.: «Просвещение», 2015 г.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты: личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред- мета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и нвыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи- ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения курса у учащихся:
будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много-национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, от- ветственности за общее благополучие.
.
Содержание учебного предмета
ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник?(8ч.)
Обучающийся научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
-различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Три основных цвета — желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия.(7ч.)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всег- да работают вместе (обобщение темы).
Обучающийся научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
О чем говорит искусство.(11ч.)
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обоб- щение темы).
Обучающийся научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Как говорит искусство.(8ч.)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства вырази- тельности. Обобщающий урок года.
Обучающийся научится:
выбирать теплые и холодные цвета, тихие и звонкие цвета и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания различных образов.
Обучающийся получит возможность:
видеть и понимать что такое ритм линий?
понимать и изображать характер линий, ритм пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
№ | Содержание | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Как и чем работает художник? | 8 | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 | 8 |
| Итого | 34 | 34 |
Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе
Тематическое планирование
№ П/П | Тема урока | Кол-во часов |
|
Раздел 1.Как и чем работает художник? (8 ч) |
| Три основных цвета — желтый, красный, синий | 1 |
| Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 1 |
3. | Входная контрольная работа | 1 |
4. | Выразительные возможности аппликации | 1 |
5. | Выразительные возможности графических материалов | 1 |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме | 1 |
7. | Выразительные возможности бумаги | 1 |
8. | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 |
Раздел 2.Реальность и фантазия (7 ч) |
9. | Изображение и реальность | 1 |
10. | Изображение и фантазия | 1 |
11. | Украшение и реальность | 1 |
12. | Украшение и фантазия | 1 |
13. | Постройка и реальность | 1 |
14. | Постройка и фантазия | 1 |
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 |
Раздел 3.О чем говорит искусство (11 ч) |
16. | Изображение природы в различных состояниях | 1 |
17. | Изображение характера животных | 1 |
18. 19. | Изображение характера человека: женский образ | 1 |
20. 21. | Изображение характера человека: мужской образ | 1 |
22. | Образ человека в скульптуре | 1 |
23. | Человек и его украшения | 1 |
24. | О чем говорят украшения | 1 |
25. | Образ здания | 1 |
26. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 |
Раздел 4.Как говорит искусство (8 ч) |
27. | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1 |
28. | Тихие и звонкие цвета | 1 |
29. | Что такое ритм линий? | 1 |
30. | Характер линий | 1 |
31. | Ритм пятен | 1 |
32. | Пропорции выражают характер | 1 |
33. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | 1 |
34. | Обобщающий урок года. | 1 |
| Итого | 34ч |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока | Дата |
план | факт |
Раздел 1.Как и чем работает художник? (8 ч) |
-
| Три основных цвета — желтый, красный, синий | | |
-
| Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | | |
3. | Входная контрольная работа | | |
4. | Выразительные возможности аппликации | | |
5. | Выразительные возможности графических материалов | | |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме | | |
7. | Выразительные возможности бумаги | | |
8. | Неожиданные материалы (обобщение темы) | | |
Раздел 2.Реальность и фантазия (7 ч) |
9. | Изображение и реальность | | |
10. | Изображение и фантазия | | |
11. | Украшение и реальность | | |
12. | Украшение и фантазия | | |
13. | Постройка и реальность | | |
14. | Постройка и фантазия | | |
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | | |
Раздел 3.О чем говорит искусство (11 ч) |
16. | Изображение природы в различных состояниях | | |
17. | Изображение характера животных | | |
18. 19. | Изображение характера человека: женский образ | | |
20. 21. | Изображение характера человека: мужской образ | | |
22. | Образ человека в скульптуре | | |
23. | Человек и его украшения | | |
24. | О чем говорят украшения | | |
25. | Образ здания | | |
26. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | | |
Раздел 4.Как говорит искусство (8 ч) |
27. | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | | |
28. | Тихие и звонкие цвета | | |
29. | Что такое ритм линий? | | |
30. | Характер линий | | |
31. | Ритм пятен | | |
32. | Пропорции выражают характер | | |
33. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | | |
34. | Обобщающий урок года. | | |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебник
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Рабочая тетрадь 2 класс Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Твоя мастерская» Просвещение, Москва 2016 г.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
Технические средства обучение:
Классная доска, магнитная доска, смарт доска
Персональный компьютер, принтер, ксерокс
Методы и формы оценки освоения программы
Проведение выставок, итоговый просмотр работ, участие в творческих олимпиадах, конкурсах.