СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение природы нетрадиционным способом рисования как средство развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта на РНПК 2021г. Мой опыт формировался с августа 2017года.  Работая с детьми младшего школьного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на то, что у детей скудное воображение. Отсутствует самостоятельность в выборе объекта и сюжета изображения, детям не хватает уверенности в себе,  дети часто не довольны  результатом работы.

Поэтому решая эти проблемы, я стала изучать методическую литературу. Для себя  определила критерии:

-     знать особенности творческого развития детей младшего школьного возраста,

     - уметь  стимулировать и  поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка,

 - способствовать овладению необходимых для рисования навыков.

 Я пришла к выводу,  что для овладения необходимыми навыками и знаниями, для младших школьников лучше рисовать то, что видишь - природу.

Просмотр содержимого документа
«Изображение природы нетрадиционным способом рисования как средство развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста.»

Районная научно - практическая конференция «Инновационная деятельность педагогов-

ресурс обновления образования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов р.п. Солнечный

Солнечного муниципального района Хабаровского края








Районная научно-практическая конференция

«Инновационная деятельность педагогов - ресурс обновления образования» (2021 год)


Изображение природы нетрадиционным способом рисования,

как средство развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста.







Автор: Волкова Ирина Сергеевна

педагог дополнительного образования


















Солнечный район

2021 год

РАЗДЕЛ I. Информационный.

Наблюдая за работой школьников младшего школьного возраста на своих занятиях, я заметила, что среди них есть дети, которые хотят, но боятся рисовать. Очень часто дети отказываются от рисования из-за неуверенности в своих силах, из страха к неудачам. Часто эти дети не очень умеют выдумывать и фантазировать и даже объяснить то, что находиться перед ними. К тому же дети проявляют интерес к рисованию тогда, когда у них это получается и приносит радость. При отсутствии знаний и навыков работы с художественными материалами ребенок теряет интерес к рисованию, не стремится проявить собственное творческие решения, так как результат его деятельности, его усилия не соответствует ожиданиям, не совпадают с реальными объектами.

Мой опыт формировался с августа 2017 года. За это время я сделала вывод о том, что у детей данного возраста скудное воображение. Отсутствует активность в самостоятельном выборе объекта и сюжета изображения, детям не хватает уверенности в себе, дети часто не довольны результатом работы.

Я стала изучать методическую литературу. Для себя определила критерии:

- какие особенности творческого развития детей 7-11лет,

- как стимулировать и поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка,

- как способствовать овладению необходимых для рисования навыков.

 Из изученной литературы выявила, что для овладения необходимыми навыками и знаниями младшими школьниками, лучше рисовать то, что они смогут увидеть - природу. Трудно представить себе творческое развитие ребенка без природы - этого самого естественного источника познания. Чем разнообразнее построена деятельность детей в условиях созерцания природы, тем разностороннее развивается ребенок. Природа дает богатейший эмоциональный опыт.

Я выбрала направление своей работы изображение природы нетрадиционным способом рисования (Приложение 1).

Мной была разработана программа «Природа и моя фантазия». (Приложение 2). Данная программа имеет интегрированную естественно научную и художественную направленность. Художественная деятельность выступает в образовательном процессе средством развития у детей воображения, творческих способностей и закрепления экологических знаний.

В своей программе  я использовала различные техники нетрадиционного рисования. Они не требуют особых навыков рисования и позволяют детям быстро достичь желаемого результата.




Раздел II. Технологический.

Актуальность опыта

«Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне».

Э. Успенский.

В младшем школьном возрасте способность к воображению, к творчеству особо нуждается в развитии, так как именно в возрасте от 7 до 10 лет оно проходит более интенсивно.

Если активность воображения низкая, то это приводит к уменьшению способности фантазировать, снижению возможности творческого мышления, угасанию интереса к искусству, науке, общему образовательному процессу. Вот почему так важно уделять особое внимание развитию воображения и творчества у детей.

Доказано, что наибольшему развитию воображения способствует рисование, и все дети примерно до 10 лет рисуют кто лучше, кто хуже. А это значит, что в младшем школьном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисование природы позволяет увиденный трехмерный образ, который оценивает ребенок и отобразить в двухмерной плоскости листа. В дальнейшем это помогает младшим школьникам лучше понимать письмо и арифметику, геометрию и физику.

Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей» одной из приоритетных задач дополнительного образования является создание благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Согласно выше сказанному, актуальность моего опыта состоит в знакомстве детей с разнообразием природы, отображая ее нетрадиционными способами рисования. На основе уже полученных знаний школьники создают свой неповторимый стиль изобразительного творчества. Все это способствует развитию ребенка как творческой личности, способной применить свои знания и умения в решении различных задач. Творческие способности помогают легко учиться, находить решение в сложных ситуациях, играют огромную роль в интеллектуальном развитии.

Актуальность и важность рассмотренных проблем определили выбор темы моей работы: «Изображение природы нетрадиционным способом рисования, как средство развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста».

Новизна опыта

В основном нетрадиционные техники рисования используются со школьниками как элемент занятия по изобразительной деятельности. Я же использую эти техники с детьми младшего школьного возраста, интерпретируя природные образы как основу для организации творческой деятельности и как упражнения для развития фантазии и воображения у детей, опираясь на различные схемы рисования.  Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование природы необычными материалами (как эбру и др.), оригинальными  техниками позволяет достигать поставленных мной задач быстрее и продуктивнее, чем традиционными техниками. С помощью этих техник создается интересная и разнообразная атмосфера погружения в деятельность, так как традиционных методов часто недостаточно для развития современных детей. Развивать наблюдательность и воображение у детей, сочетать методы наблюдения с рисованием – вот, по моему мнению, главная задача педагога. Изучая литературу по данному вопросу, я нашла много интересных идей и поставила перед собой цель - определить: как нетрадиционные способы рисования влияют на развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.

И решить следующие задачи:

1. Изучить и  проанализировать психологическую, педагогическую, учебно-методическую литературу по обучению детей младшего школьного возраста изображению природных объектов нетрадиционными способами.

2. Раскрыть теоретические основы необходимости использования нетрадиционных методов рисования в младшем школьном возрасте.

3. Разработать программу дополнительного образования с учетом использования подходящих для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

4.Показать наиболее интересные и используемые мной нетрадиционные техники рисования.

5.Обобщить результаты теоретической и практической работы.

Теоретическая база опыта.

Многие педагоги и психологи, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.

В работах некоторых педагогов встречаются мнение, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых (А. Бакушинский и его сторонники). Но большинство исследователей подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном уровне. (К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи и Л. Тэдд ). Особенно остро эта тема возникла в 20-е годы прошлого столетия. Русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной была поддержана точка зрения важности обучения. Сейчас внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, особо подчеркивая целесообразность приобщения детей к нетрадиционной технике рисования и необходимости формирования у детей различных навыков  рисования.

Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн раскрыли, как через творчество в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Основываясь на исследовании, вытекает вывод, что творчество, как и способности к нему, могут развиваться, развиваться беспрерывно на всех возрастных этапах. Многие ученые считают, что все виды изобразительной деятельности и творчества, применяя природные объекты, можно вводить в младшем школьном возрасте, знакомя детей с особенностями различных техник (Д. Эйнон, Д. Н. Колдина и др.). Отличие в обучении техникам состоит лишь в степени участия преподавателя в процессе деятельности.

Одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество» педагог Е. А. Флерина, а уже Т. Г. Казакова и Н. П. Сакулина, расширили и обогатили её исследования. Они выделили в изобразительной деятельности периоды (до изобразительный и изобразительный) и этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка. Нина Павловна Сакулина и её работы позволили лучше понять процесс художественно – эстетического воспитания детей. Н.П. Сакулина разрушила миф о том, что детский рисунок является результатом примитивных навыков, а также озвучила вопрос о проблемах развития творческих способностей, так как каждый ребёнок индивидуален. Как отмечает Н.П. Сакулина, особенности восприятия основного показателя сенсорного развития ребенка зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, слуха, тактильных ощущений и др. Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребенок.

Она говорит о том что, одни дети, которые, посмотрев на предмет, могут в дальнейшем создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают значительные затруднения при воспроизведении объекта, именно поэтому приходится вторично, а иногда и неоднократно показывать им предмет, дольше наблюдать с ними за различными явлениями. Н.П. Сакулина говорила, что обучение, которое мы осуществляем в отношении всей группы детей, несмотря на единую для всех программу и единые методы, не должно заглушать индивидуальное своеобразие развития способности изображения и художественного выражения.

Н.П. Сакулина отмечала, что изображение предметов, в том числе природы, методом копирования не способствует развитию такой способности как самостоятельно изображать реальный предмет. Необходимо было научить после ознакомления с реальным предметом, выполнить его изображение и самостоятельно найти способ передачи его формы, строения и цвета. Это и послужило толчком в создании новых методик обучения изобразительной деятельности. В своих наблюдениях Нина Павловна пишет, что только на седьмом году жизни дети овладевают способностью соизмерения частей, поэтому особенно важно развить у них «чувство» пропорций, способность схватывать и удерживать в представлении целостный облик предмета в его характерных пропорциях, способности оценивать «на глаз», согласно «чувству» пропорции. При этом у детей развивается потребность эстетической оценки наилучшей формы и наилучших пропорций.

В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет две стороны:

первая - приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества;

вторая - влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его представлений.

Психолого-педагогические исследования позволили наметить следующие условия, благоприятствующие развитию детского творчества:

-побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий;

-учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;

-установление правильных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями в образовательной деятельности;

-варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности.

Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности, приводят к вопросам детской самостоятельной художественной деятельности. В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

Основной педагогической идеей моего опыта работы является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путем изображения природы нетрадиционными техниками рисования на занятиях по программе «Природа и моя фантазия».

Технология опыта.

Моя работа проводилась в 4 этапа.

1 этап – подготовительный. На этом этапе  работы я изучила базовые программы, методические материалы, предметно-развивающую среду. В ходе всей этой работы было проведено обновление программы, подготовка методических материалов и материалов для работы.

2й этап – первичная диагностика творческих способностей детей (Приложение3).

3-й этап – основной. Организация образовательной деятельность по программе «Природа и моя фантазия» по изучению и отображению природы и ее объектов, которую я проводила согласно разработанным календарно тематическим планам.

4-й этап – заключительный. По окончанию основного этапа проведено повторное диагностирование детей.

Наиболее эффективная последовательность работы с детьми такова: наблюдение, осмысление, отображение.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка работают все анализаторы:

-зрительный - ребенок оценивает размеры, цвет природного объекта;

-слуховой - ребенок слышит пение птиц, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка другие звуки леса;

-вкус - позволяет точно различить – соленый бриз моря, сладкий аромат цветов;

-осязание - ощупывая предметы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки, шишек;

-запахи - непередаваемый запах хвойного леса.

Знакомство детей с природой происходило в интересной форме. При этом им сообщались точные описания природной характеристики объекта, обращалось внимание детей на всевозможные нюансы и мелочи, оттенки, тени, форму, окрас и многое другое. Внимание школьника обращалось на те или иные особенности объекта, сходство и отличия природных объектов. Педагог как экскурсовод сопровождал школьника по образовательному маршруту и помогал им замечать какие-то особенности «экспонатов выставки».

Используя нетрадиционную технику, не опирались на образец, что давало ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Весьма эффективные приемы нетрадиционных техник рисования, которые может освоить каждый ребенок, давно педагогам известны и многие ими пользуются – это монотипия, рисование ниткой, отпечатки и др. В своей работе использую не только распространенные приемы, но и более трудоемкие и интересные, например: эбру, дудлинг, каракулица, кругоугольники и др.(Приложение 8). Либо использую сразу несколько методов нетрадиционного рисования в одной работе (Приложение 10).

Современная культура постоянно создает новые нетрадиционные техники рисования (рисование краскам из баллончиков и др.). В работе с детьми я стремлюсь их постоянно изучать и использовать. Я даю возможность детям выбирать объект рисования, материалы для работы и технику исполнения. Это позволит расширить выбор средств и образов в изображении природных объектов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования на моих занятиях происходит в следующих направлениях:

- рисования от отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию (сначала учимся рисовать отдельно стоящую елочку, затем еловый лес) (Приложение 8);

-от применения наиболее простых к сложным видам нетрадиционной техники изображения (монотипия - отпечаток на листе, затем применение различных оттисков);

-от использования готового до изготовления оборудования или материала, которые необходимы. Например: упаковочная пленка и создание оттиска из губки;

-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла (сначала повторяем за педагогом, в дальнейшем создаем полностью свою работу);

-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования;

-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения (Приложение 11).

Результативность опыта.

Анализ результатов показал, что большинство детей, используя  нетрадиционные техники рисования в отображении объектов природы,  повысили уровень самостоятельности в выполнении работы и развили творческие способности. У детей вырос интерес к детальному познанию природных объектов. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новые, оригинальные рисунки, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.

Эти «несерьезные» техники помогают детям избавиться от комплекса «Я не умею рисовать». А работа в группе помогает избавиться от личного страха. Ребенок начинает рисовать с огромным удовольствием и радуется результатам! Одним из положительных результатов  считаю участие детей в конкурсах и выставках различного уровня. (Приложение 7)

Доказательством результативности моего опыта являются результаты входящей и итоговой диагностик:

- на начало обучения дети не владели техниками рисования, в первом году на высокий уровень освоили 27%, во втором году 46 % воспитанников;

-творческие способности с низкого до высокого уровня в первом году проявили 36% и во втором году уже 70% воспитанников.

Предложенные методы подходят для школьников любого школьного возраста, их можно проводить на любых занятиях творческого направления.

Формы, методы и средства.

1. Взаимодействие с детьми

-НОД с применением изображения природы в нетрадиционных техниках рисования (Приложение 6) (конспект)

- Участие в конкурсах и выставках (Приложение 7)

- Детские рисунки (Приложение 8)

-Диагностическая карта (Приложение 4)

- Диаграммы развития обучающихся (Приложения 5)

2. Взаимодействие с педагогами.

- Доклад (Приложение 9).

-Мастер класс (Приложение 10).

3.Работа с родителями.

-Консультация для родителей (Приложение 11).

На основе результатов диагностики были построены диаграммы (Приложение 4), на которых видна положительная динамика по развитию детей. Я считаю, что это свидетельствует об эффективности реализованной мною системы методической работы  по применению нетрадиционных видов рисования природы на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Раздел III. Внедренческий

Я знакомлю со своими разработками и идеями по применению различных техник нетрадиционного рисования не только коллектив СЮН, но и использую страничку своего сайта на «Мультиуроке» https://multiurok.ru/id27256023/?act=auth где делюсь как разработками, так и работами детей.

Также работы детей размещаю в социальных сетях на страничках МБУДО СЮН п. Солнечного (Одноклассники, Инстаграмм). https://ok.ru/group/53520867852367/album/897517145679

https://www.instagram.com/p/CMYZXwzjM5y/?igshid=hc4jqcleduwt

Уже традицией стала организация тематических «природных» выставок – работ детей в учебном кабинете МБУДО СЮН, в Районном Доме культуры.

Раздел IV. Перспективы применения опыта

в массовой практике.

Обобщив свой опыт, я планирую:

  • проводить мастер классы по применению нетрадиционных техник рисования, как для педагогов, так и для детей, используя форму наставничества «учитель - ученик», «ученик - ученик»;

  • систематически продолжать участвовать с детьми в конкурсах различного уровня;

  • публиковать результаты работы в педагогических изданиях;

  • создать банк мастер - классов и технологических карт (по изображению природных объектов в нетрадиционных техниках) на своей страничке сайта «Мультурок», для возможного дистанционного обучения детей района;

  • использовать результаты работы детей по использованию нетрадиционных техник рисования в оформлении предметно – развивающей зоны учебного кабинета;

  • разработать социальный проект «Открытка пожилым людям» с применением нетрадиционных техник рисования в творческих работах школьников.

Данный педагогический опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, воспитателям.


Список источников

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание [Электронный ресурс]/ А.В. Бакушинский. – М.: Новая М.: 1925. URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/162

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]/ Л.С. Выготский. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. http://pedlib.ru/Books/7/0060/7_0060-7.shtml#book_page_top

  3. Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» 

  4. Казакова Р.Г. и др. «Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование». – М.: Сфера, 2005.

  5. Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства» (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста).

  6. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Электронный ресурс]/ Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5- 86775-727-4; URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212970

  7. Копцева Т. «Природа и художник».

  8. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005

  9. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.


Интернет - источники :

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/01/19/netraditsionnaya-tehnika-risovaniya-kak-sredstvo-razvitiya

https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html

https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!