СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изображение войны, проблемы жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Родине в произведениях А.А. Ахматовой, С.С. Орлова, К.М.Симонова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомит учащихся со стихотворениями поэтов, воссоздать картины эпохи войны, развивать творческие способности учащихся, формировать навыки выразительного чтения, воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания, воспитать ценностное отношение , уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны, уметь слышать и слушать себя и своё сердце.

Просмотр содержимого документа
««Изображение войны, проблемы жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Родине в произведениях А.А. Ахматовой, С.С. Орлова, К.М.Симонова»»

Тема: «Изображение войны, проблемы жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Родине в произведениях

А.А. Ахматовой, С.С. Орлова, К.М.Симонова» 6 класс.

Цели:

1.Обучающая

- познакомить со стихотворениями А.Ахматовой, С.Орлова, К.Симонова, Д.Самойлова, Р.Гамзатова о ВОв; воссоздать картины эпохи войны.

2.Развивающая

- развивать творческие способности учащихся,

- формировать навыки выразительного чтения.

3.Воспитывающая

- воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

- воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОв.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: литературно – музыкальная композиция.

Оборудование:

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Великая Отечественная война 1941- 1945 годов была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

2. Изучение нового материала.

(Звучит мелодия песни М.И. Блантера на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».)

- Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

- Звучит песня «В лесу прифронтовом».

Учитель: «В лесу прифронтовом» (1942) – это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Её мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.

В годы ВОв советские писатели получали десятки писем с благодарностью за творчество, помогающее в борьбе с фашизмом. Одним из таких примеров может служить письмо с фронта от офицера И.В. Козлова поэту М.В. Исаковскому.

- Выразительное чтение учащимся статьи учебника «Для вас, любознательные!»

Учитель: Вся страна переживала огромный патриотический подъём. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!

Деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, откликался на самые важные события.

Автор плаката «Родина-мать зовёт» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению её лица решимость, сделать её призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист присяги в её руке усиливают впечатление.

- 8 марта 1942 года в газете «Правда» было опубликовано стихотворение А.Ахматовой «Мужество». Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Стихотворение читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранила в карманах гимнастёрок.

- Выразительное чтение учащимся стихотворения «Мужество».

Учитель: Уходя на фронт, многие брали с собой ахматовское стихотворение «Мужество» и симоновское - «Жди меня …», ставшее олицетворением верности, любви, долга.

- Выразительное чтение наизусть учащимся стихотворения К.М. Симонова «Жди меня…»

Учитель: «Жди меня…» - послание любимой женщине. Автор не предполагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при всей аскетичности содержания читатель ощутит огромную силу чувств поэта.

Монолог стихотворения «Жди мня…» предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строчки: вопреки всему – надеяться и ждать! И ныне это стихотворение продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.

- Выразительное чтение наизусть учащимся стихотворения Р. Гамзатова «Журавли».

Учитель: В 1965 г. Известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Р. Гамзатова, посвящённое двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей…

Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит её эмоциональное воздействие. Затем он показал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к нему музыку. Так родилась проникновенная песня. Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность. Каждый год в День Победы она звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны.

-Звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.

Учитель: На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался а годам своей молодости, к теме войны.

- Выразительное чтение наизусть учащимся стихотворения Д.Самойлова «Сороковые».

Учитель: Это стихотворение – воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить!

- Звучит фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто».

-Наступает минута молчания…

3.Домашнее задание: подготовить рассказ о дедах и прадедах, участвовавших в ВОВ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!