здравствуйте, выпускники. Мы продолжаем дистанционные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока «Изобразительно – выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания №26». Сегодня поговорим о подготовке к выполнению задания 26, в котором проверяется знание изобразительно – выразительных средств языка.
План занятия:
1.Рассмотрим структуру и особенности задания.
2.Вспомним, что такое изобразительно - выразительные средства языка, какова их роль в тексте.
3.Вспомним основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
4. Рассмотрим примеры, в которых встречаются эти виды изобразительно – выразительных средств.
5.Составим алгоритм выполнения задания.
6. Решим вариант тестового задания № 26.(Если успеем)
Начнём работу с внимательного прочтения задания:
«Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами».
Выделяем каждое действие.
Затем внимательно читаем фрагмент рецензии.
« А.Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа «По закону» жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)_____(«южный порт был …дверью мира» в предложении 2, «пульс мира» в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_____( в предложении 7).
Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп- (В) _______(«горячее участие» в предложении 22, «ядовитым воспоминанием» в предложении 44), а также синтаксическое средство – (Г) ____ (предложение 42).
Обращаемся к списку терминов:
метонимия
восклицательные предложения
метафора
фразеологизм
ряд однородных членов предложения
сравнительный оборот
парцелляция
эпитет
вопросительные предложения
Нам нужно из предложенных терминов выбрать те, которые встречаются в тексте в указанных предложениях и записать их ниже.
Ответ:
Чтобы правильно выполнить задание, нам необходимо знать термины, понимать их суть и уметь находить в тексте примеры с ними.
Что же такое изобразительно – выразительные средства языка?
Изобразительно – выразительные средства языка - это способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину.
Если сказать проще, – это слова, используемые в переносном значении.
Они придают особую выразительность, образность, эмоциональность тексту, помогают выразить авторскую позицию.
Вспомним, какие средства выразительности существуют в художественной речи.
Эпитет (в переводе с греческого — «приложение», «прибавление») — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
Чаще всего эпитет выражается прилагательным, может выражаться существительным, наречием, причастием.
Рассмотрим пример из стих-я Ф.И.Тютчева. Я выделила в строках эпитеты, выраженные прилагательными, в этом случае они помогают выразить авторское отношение к осени.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…(Ф.И.Тютчев)
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим при помощи союзов как, как будто, словно, точно, что, при помощи слова похожий.
Ясно утро. Тихо веет
Лёгкий ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток…(И.С.Никитин);
Сравнения выражаются различными способами:
• формой творительного падежа существительных:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин);
• формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А.А.Ахматова);
Метафора (в переводе с греческого — «перенос») — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Если сказать проще, метафора - скрытое сравнение.
В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.
В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям .
Например: Вдали виднелись яблоки церквей.
Метафору можно перевести в сравнение с сравнительными союзами .
Вдали виднелись купола церквей, похожие на яблоки.
Метонимия (в переводе с греческого — «переименование») — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
• между содержанием и содержащим:
Я три тарелки съел (И.А.Крылов);
• между автором и произведением:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита (А.С.Пушкин);
• между местом и людьми, находящимися в этом месте:
Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю.Олеша).
Синекдоха (в переводе с греческого — «соотнесение») — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Чаще всего перенос происходит:
• с меньшего на большее:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет… (Пушкин);
• с части на целое:
Борода, что ты все молчишь? (Чехов).
Перифраз, или перифраза (в переводе с греческого — описательное выражение) — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
Например, Петербург в стихах А. С. Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; «золотых дел мастер»- ювелир,»люди в белых халатах» - врачи.
Гипербола (в переводе с греческого — «преувеличение») — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В.Гоголь).
Литота (в переводе с греческого — «малость», «умеренность») — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки (И.А.Крылов).
Парцелляция -выделение отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте.
Если сказать проще, это неполное предложение, разрыв предложения, вынесение информации за точку.
В детстве я любил сказки Пушкина. Дышал ими.
Градация - такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего.
Если сказать проще, это расположение предметов и их признаков в порядке возрастания и убывания.
Я победил его, разгромил, уничтожил.
Оксюморон - образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий.
Если сказать проще-соединение несоединимых понятий:
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной… (А. Ахматова);
От счастья я не исцеляю …(А. Ахматова).
Мы повторили, рассмотрев примеры, некоторые из изобразительно – выразительных средств языка.
Составим алгоритм выполнения задания:
1.Внимательно читаем задание, выделив все этапы его выполнения.
2. Внимательно читаем фрагмент рецензии, предложенный в задании.
3.Прочитываем список терминов.
4. Заостряем внимание на тех терминах, которые , на ваш взгляд, встретились во фрагменте рецензии. Вспоминаем их значение, суть.
5.Анализируем примеры, обращаясь к фрагменту рецензии.
6.Записываем результат.
7. Проверяем себя.
Решим вариант задания:
«А.Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа «По закону» жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)_____(«южный порт был …дверью мира» в предложении 2, «пульс мира» в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_____( в предложении 7).
Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп- (В) _______(«горячее участие» в предложении 22, «ядовитым воспоминанием» в предложении 44), а также синтаксическое средство – (Г) ____ (предложение 42).
Обращаемся к списку терминов:
1)метонимия
2) восклицательные предложения
метафора
фразеологизм
ряд однородных членов предложения
сравнительный оборот
парцелляция
эпитет
вопросительные предложения
Нам нужно из предложенных терминов выбрать те, которые встречаются в тексте в указанных предложениях и записать их ниже.
Предложение 2 : «Это огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился…».
Предложение 4: «Здесь бился пульс мира.».
Предложение 7: «Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом синего Чёрного моря».
Предложение 22:«Доктор , по-видимому сам лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки».
Предложение 44: «Видимо, он боролся с желанием простить и с каким –то ядовитым воспоминанием».
Предложение 42: «И он был так симпатично мужественен, как умный атлет».
Ответ:
Таким образом, сегодня на дистанционном уроке мы
1 Рассмотрели структуру и особенности задания.
2.Вспомнили, что такое изобразительно - выразительные средства языка, какова их роль в тексте.
3.Вспомнили основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
4. Рассмотрели примеры, в которых встречаются эти виды изобразительно – выразительных средств.
5.Составили алгоритм выполнения задания.
6. Решили вариант тестового задания № 26.(Если успели)