СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства»

здравствуйте, выпускники. Мы продолжаем дистанционные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока «Изобразительно – выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания №26». Сегодня поговорим о подготовке к выполнению задания 26, в котором проверяется знание изобразительно – выразительных средств языка.

План занятия:

1.Рассмотрим структуру и особенности задания.

2.Вспомним, что такое изобразительно - выразительные средства языка, какова их роль в тексте.

3.Вспомним основные виды изобразительно - выразительных средств языка.

4. Рассмотрим примеры, в которых встречаются эти виды изобразительно – выразительных средств.

5.Составим алгоритм выполнения задания.

6. Решим вариант тестового задания № 26.(Если успеем)

Начнём работу с внимательного прочтения задания:

«Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами».

Выделяем каждое действие.

Затем внимательно читаем фрагмент рецензии.

« А.Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа «По закону» жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)_____(«южный порт был …дверью мира» в предложении 2, «пульс мира» в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_____( в предложении 7).

Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп- (В) _______(«горячее участие» в предложении 22, «ядовитым воспоминанием» в предложении 44), а также синтаксическое средство – (Г) ____ (предложение 42).

Обращаемся к списку терминов:

  1. метонимия

  2. восклицательные предложения

  3. метафора

  4. фразеологизм

  5. ряд однородных членов предложения

  6. сравнительный оборот

  7. парцелляция

  8. эпитет

  9. вопросительные предложения

Нам нужно из предложенных терминов выбрать те, которые встречаются в тексте в указанных предложениях и записать их ниже.

Ответ:

А

Б

В

Г









Чтобы правильно выполнить задание, нам необходимо знать термины, понимать их суть и уметь находить в тексте примеры с ними.

Что же такое изобразительно – выразительные средства языка?

Изобразительно – выразительные средства языка - это способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину.

Если сказать проще, – это слова, используемые в переносном значении.

Они придают особую выразительность, образность, эмоциональность тексту, помогают выразить авторскую позицию.

Вспомним, какие средства выразительности существуют в художественной речи.

Эпитет (в переводе с греческого — «приложение», «прибавление») — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

Чаще всего эпитет выражается прилагательным, может выражаться существительным, наречием, причастием.

Рассмотрим пример из стих-я Ф.И.Тютчева. Я выделила в строках эпитеты, выраженные прилагательными, в этом случае они помогают выразить авторское отношение к осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…(Ф.И.Тютчев)

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим при помощи союзов как, как будто, словно, точно, что, при помощи слова похожий.

Ясно утро. Тихо веет

Лёгкий ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток…(И.С.Никитин);

Сравнения выражаются различными способами:

• формой творительного падежа существительных:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин);

• формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А.А.Ахматова);

Метафора (в переводе с греческого — «перенос») — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Если сказать проще, метафора - скрытое сравнение.

В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.

В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям .

Например: Вдали виднелись яблоки церквей.

Метафору можно перевести в сравнение с сравнительными союзами .

Вдали виднелись купола церквей, похожие на яблоки.

Метонимия (в переводе с греческого — «переименование») — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

• между содержанием и содержащим:

Я три тарелки съел (И.А.Крылов);

• между автором и произведением:

Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита (А.С.Пушкин);

• между местом и людьми, находящимися в этом месте:

Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю.Олеша).

Синекдоха (в переводе с греческого — «соотнесение») — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Чаще всего перенос происходит:

• с меньшего на большее:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет… (Пушкин);

• с части на целое:

Борода, что ты все молчишь? (Чехов).

Перифраз, или перифраза (в переводе с греческого — описательное выражение) — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

Например, Петербург в стихах А. С. Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; «золотых дел мастер»- ювелир,»люди в белых халатах» - врачи.

Гипербола (в переводе с греческого — «преувеличение») — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:

Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В.Гоголь).

Литота (в переводе с греческого — «малость», «умеренность») — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:

Какие крохотные коровки!

Есть, право, менее булавочной головки (И.А.Крылов).

Парцелляция -выделение отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте.

Если сказать проще, это неполное предложение, разрыв предложения, вынесение информации за точку.

В детстве я любил сказки Пушкина. Дышал ими.

Градация - такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего.

Если сказать проще, это расположение предметов и их признаков в порядке возрастания и убывания.

Я победил его, разгромил, уничтожил.

Оксюморон - образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий.

Если сказать проще-соединение несоединимых понятий:

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной… (А. Ахматова);

От счастья я не исцеляю …(А. Ахматова).

Мы повторили, рассмотрев примеры, некоторые из изобразительно – выразительных средств языка.

Составим алгоритм выполнения задания:

1.Внимательно читаем задание, выделив все этапы его выполнения.

2. Внимательно читаем фрагмент рецензии, предложенный в задании.

3.Прочитываем список терминов.

4. Заостряем внимание на тех терминах, которые , на ваш взгляд, встретились во фрагменте рецензии. Вспоминаем их значение, суть.

5.Анализируем примеры, обращаясь к фрагменту рецензии.

6.Записываем результат.

7. Проверяем себя.

Решим вариант задания:

«А.Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа «По закону» жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)_____(«южный порт был …дверью мира» в предложении 2, «пульс мира» в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_____( в предложении 7).

Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп- (В) _______(«горячее участие» в предложении 22, «ядовитым воспоминанием» в предложении 44), а также синтаксическое средство – (Г) ____ (предложение 42).

Обращаемся к списку терминов:

1)метонимия

2) восклицательные предложения

  1. метафора

  2. фразеологизм

  3. ряд однородных членов предложения

  4. сравнительный оборот

  5. парцелляция

  6. эпитет

  7. вопросительные предложения

Нам нужно из предложенных терминов выбрать те, которые встречаются в тексте в указанных предложениях и записать их ниже.

Предложение 2 : «Это огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился…».

Предложение 4: «Здесь бился пульс мира.».

Предложение 7: «Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом синего Чёрного моря».

Предложение 22:«Доктор , по-видимому сам лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки».

Предложение 44: «Видимо, он боролся с желанием простить и с каким –то ядовитым воспоминанием».

Предложение 42: «И он был так симпатично мужественен, как умный атлет».

Ответ:

А

Б

В

Г







Таким образом, сегодня на дистанционном уроке мы

1 Рассмотрели структуру и особенности задания.

2.Вспомнили, что такое изобразительно - выразительные средства языка, какова их роль в тексте.

3.Вспомнили основные виды изобразительно - выразительных средств языка.

4. Рассмотрели примеры, в которых встречаются эти виды изобразительно – выразительных средств.

5.Составили алгоритм выполнения задания.

6. Решили вариант тестового задания № 26.(Если успели)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!