Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка»
Художественный стиль речи
Особенности:
- Образность
- Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
- Использование средств других стилей
(особенно разговорного)
Главная функция художественного стиля -
- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Художественный стиль – ключ к душе человека
Тропы и стилистические фигуры
- Эпитет
- Метафора
- Метонимия
- Синекдоха
- Сравнение
- Гипербола
- Литота
- Ирония
- Олицетворение
- Аллегория
- Перифраз
- Риторическое обращение
- Риторический вопрос
- Анафора
- Эпифора
- Антитеза
- Оксюморон
- Градация
- Эллипсис
- Умолчание
- Парцелляция
ЭПИТЕТ -
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки.
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
МЕТАФОРА -
- троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения
(скрытое сравнение)
И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
МЕТОНИМИЯ -
- троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
СИНЕКДОХА -
- один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Сравнение -
- троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)
Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
ГИПЕРБОЛА -
- троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления
По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
ЛИТОТА -
- троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение
Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)
ИРОНИЯ -
- Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.
Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И.Крылов)
АЛЛЕГОРИЯ -
- троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
ПЕРИФРАЗ -
- троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев
Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.
- Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.
О вы, надменные потомки … (А.Пушкин)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -
такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.Пушкин)
АНАФОРА -
Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…
(А.Апухтин)
ЭПИФОРА -
- повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.Блок)
АНТИТЕЗА -
И день и час , и письменно и устно ,
За правду да и нет …
(М.Цветаева)
ОКСЮМОРОН -
- соединение логически несовместимых понятий
Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи …
(М.Цветаева)
ГРАДАЦИЯ -
- группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости
Не жалею , не зову, не плачу …
(С.Есенин)
ЭЛЛИПСИС -
- Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:
Богаты мы, едва ли с колыбели …
(М.Лермонтов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста
- Выразительное чтение текста
- Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста)
- Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка
- Выражение своего отношения к тексту