СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются виды тропов и примеры того, как они могут использоваться в художественном произведении

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка»

Художественный стиль речи Особенности: Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Использование средств других стилей (особенно разговорного)

Художественный стиль речи

Особенности:

  • Образность
  • Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
  • Использование средств других стилей

(особенно разговорного)

 Главная функция  художественного стиля -   ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)  Художественный стиль – ключ к душе человека

Главная функция художественного стиля -

  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

Художественный стиль – ключ к душе человека

Тропы и стилистические фигуры Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Ирония Олицетворение Аллегория Перифраз Риторическое обращение Риторический вопрос Анафора Эпифора Антитеза Оксюморон Градация Эллипсис Умолчание Парцелляция

Тропы и стилистические фигуры

  • Эпитет
  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Сравнение
  • Гипербола
  • Литота
  • Ирония
  • Олицетворение
  • Аллегория
  • Перифраз
  • Риторическое обращение
  • Риторический вопрос
  • Анафора
  • Эпифора
  • Антитеза
  • Оксюморон
  • Градация
  • Эллипсис
  • Умолчание
  • Парцелляция
 ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)

ЭПИТЕТ -

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)

 МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения  (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)

МЕТАФОРА -

  • троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения

(скрытое сравнение)

И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)

 МЕТОНИМИЯ - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. Шипенье  пенистых  бокалов  и пунша пламень голубой (А.Пушкин)

МЕТОНИМИЯ -

  • троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)

 СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовал  француз. (М.Лермонтов)

СИНЕКДОХА -

  • один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

 Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто) Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)

Сравнение -

  • троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)

Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)

 ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

ГИПЕРБОЛА -

  • троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

 ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более  наперстка (А.Грибоедов)

ЛИТОТА -

  • троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)

 ИРОНИЯ - Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И.Крылов)

ИРОНИЯ -

  • Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И.Крылов)

 АЛЛЕГОРИЯ - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.

АЛЛЕГОРИЯ -

  • троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
 ПЕРИФРАЗ - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.  Солнце русской поэзии – Пушкин  Царь зверей - лев

ПЕРИФРАЗ -

  • троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

Солнце русской поэзии – Пушкин

Царь зверей - лев

   Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.   Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.  О вы, надменные потомки … (А.Пушкин)

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

  • Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.

О вы, надменные потомки … (А.Пушкин)

 РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -  такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?  (А.Пушкин)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

(А.Пушкин)

 АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые…  (А.Апухтин)

АНАФОРА -

  • единоначатие

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А.Апухтин)

 ЭПИФОРА -  повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня.  (А.Блок)

ЭПИФОРА -

  • повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

(А.Блок)

 АНТИТЕЗА - противопоставление  И день и час , и письменно и устно ,  За правду да и нет …  (М.Цветаева)

АНТИТЕЗА -

  • противопоставление

И день и час , и письменно и устно ,

За правду да и нет

(М.Цветаева)

 ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий  Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи …  (М.Цветаева)

ОКСЮМОРОН -

  • соединение логически несовместимых понятий

Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи

(М.Цветаева)

 ГРАДАЦИЯ -  группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости  Не жалею , не зову, не плачу …  (С.Есенин)

ГРАДАЦИЯ -

  • группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею , не зову, не плачу …

(С.Есенин)

 ЭЛЛИПСИС -  Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:  Богаты мы, едва ли с колыбели …  (М.Лермонтов)

ЭЛЛИПСИС -

  • Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

Богаты мы, едва ли с колыбели

(М.Лермонтов)

 ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -  расчленение конструкции  Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -

  • расчленение конструкции

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

 ЭТАПЫ АНАЛИЗА  художественного текста Выразительное чтение текста Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста) Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка Выражение своего отношения к тексту

ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста

  • Выразительное чтение текста
  • Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста)
  • Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка
  • Выражение своего отношения к тексту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!