Тропы – употребление слова или выражения в переносном значении, используемое для характеристики какого-либо явления. | Фигуры - особые способы построения предложения или текста, усиливающие изобразительность художественной речи. |
Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка. | Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики: И курганов зеленеет убегающая цепь (А.Фет). Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный , традиционный вид фразы, что придает последней большую выразительность. |
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного из них. Как град посыпалась картечь (А.Пушкин). И, как ребенок после сна, Дрожит звезда в огне денницы. (И.Бунин). | Антитеза – оборот, в котором сочетаются резко противоположные контрастные понятия и представления: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог. ( Г.Державин). Данный оборот позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. |
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству: Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И.Бунин). | Параллелизм – сочетание двух или нескольких строк с одинаковой синтаксической конструкцией: Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетела белая чайка! (А.Ахматова). |
Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление. Здесь даже камни плачут. Цветы говорят: « Прощай!» (С.Есенин). | Анафора – повторение начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку: Стонет он по полям , по дорогам, Стонет он по тюрьмам и острогам…(Н.Некрасов). |
Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым (название имени автора вместо его произ-ий: Читал охотно Апулея А Цицерона не читал. (А.Пушкин) Название одного признака, атрибута вместо лица, предмета или явления: Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин). Название содержащего вместо содержимого: Еще бокалов жажда просит…(А.Пушкин). | Эпифора – повторение заключительных слов: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок). |
Синекдоха – разновидность метонимии, в которой значение переносится с одного предмета или явления на другой по принципу их количественного соотношения: Часть в значении целого или целое в значении части Скажите: скоро ль нам Варшава Предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин). Употребление един.числа вместо множ.числа Там стонет человек от рабства и цепей…(М.Лермонтов). Замена числа множеством или употребление числа вместо неопределенного множества: Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (А.Блок). | Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания. Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! ( А.Блок). |
Гипербола – преувеличение: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторять. | Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию: Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец, загремели на весь дом. Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ливень. «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. |
Литота – преуменьшение какого- либо предмета или явления. Иногда называют литоту обратной гиперболой. В больших сапогах, в полушубке овчинном В больших рукавицах…. А сам с ноготок! (А. Некрасов). | Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость. |
Аллегория – это образное иносказание, условное обозначение явлений и понятий в худ-ом образе. Используется в пословицах, баснях, сказках, в которых за конкретными персонажами постоянно закреплены определенные качества: волк- жадность, лиса - хитрость, лев- власть… | Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди. (М.Горький). Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман (А.Пушкин). Этот прием бессоюзие – придающий фразе динамику И божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь (А.Пушкин). Это прием многосоюзия, придающий предложению плавность, замедляющую фразу. |
Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности. Данный образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. У Лермонтова «Парус» - челов.душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией. | Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения: У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно. « Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы (И.Бунин). |
| Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задается не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств. Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Мечты, мечты! Где ваша сладость!(А.Пушкин). Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов). Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус). |
Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в, ва, ве, дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л,тл, кл, -передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.