Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа №20 х. Сальский Кагальник
«Утверждаю»
Директор МБОУ - ООШ №20
х. Сальский Кагальник
__________ Антоненко О.В.
Приказ №___ от«___» ____2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Количество часов ____30
Учитель: Брыкина Елизавета Валерьевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом:
рабочей программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А. Горяева «Изобразительное искусство» для 1-4 классов. Предметная линия учебников «Школа России», издательство М. «Просвещение», 2015 г., учебника Изобразительное искусство 3 класс, Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского "Просвещение", 2018г.
Целью прохождения курса является
-
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
а) образовательная; освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; умение осознанно читать тексты.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой: умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.
б) развивающая; развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, развивать поэтический слух, обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения, обогащать чувственный опыт ребёнка.
в) воспитывающая; формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни.
г) практическая ; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, потребность в постоянном чтении книг.
Место учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение изобразительного искусства в 3 классе начальной школы отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение изобразительного искусства в 3 классе начальной школы отводится 30 часов, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А. Горяева «Изобразительное искусство» для 1-4 классов. Предметная линия учебников «Школа России», издательство М. «Просвещение» предусматривает 34 часа.
Данная программа будет выполнена за 30 часов. Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А. Горяева «Изобразительное искусство» для 1-4 классов, за исключением уплотнения тем.
Сокращение произведено на 4 часа, в разделе «Художник и музей»:
-
Музей в жизни города – 1 час.
-
Картина – особый мир -1 час.
-
Музей искусств – 1 час.
-
Скульптура в музее и на улице – 1 час.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в вос-приятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос-питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значениеТискусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
3 КЛАСС
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы. Создание любого предмета связано с работой художника над его формой.
В наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым.
-
Искусство в твоем доме
Твои игрушки. Твои игрушки. Украшение. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома.
-
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Парки, скверы, бульвары. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города.
-
Художник и зрелище
Художник в цирке. Художник в театре. Образ театрального героя. Театр кукол. Изготовление головы куклы Театр кукол. Изготовление костюма куклы Театральные маски. Изготовление эскиза маски Художник в театре. Изготовление эскиза декораций Художник в театре. Изготовление макетов декораций. Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши. Праздник в городе Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица Школьный карнавал
-
Художник и музей
Картина – пейзаж. Картина – портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Рисование на тему «Мы играем». Художественная выставка. Каждый человек художник.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа,синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
-
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности(рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
-
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-
понимание образной природы искусства;
-
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
-
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс - 30 часов
№ п/п | Тема | Формы контроля | Основные виды деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Дата |
План | Коррекция |
Искусство в твоем доме (7 часов) |
1. | Твоя игрушка. | Фронтальная | Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия. Познавательные: находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные:умение находить нужную информацию. | 02.09 | |
2. | Твоя игрушка. Украшение | Индивидуальная | Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия Познавательные: находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные:умение находить нужную информацию. | 09.09 | |
3. | Посуда у тебя дома | Комбинированная | Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану Познавательные: понимать и объяснять единство материала. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. | 16.09 | |
4. | Мамин платок | Индивидуальная | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Познавательные: принятие учебной задачи Коммуникативные: ставить вопросы напарнику, работа в группах | 23.09 | |
5. | Твои книжки. | Фронтальная | Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные: знание отдельных элементов оформления книги. Коммуникативные: учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. | 30.09 | |
6. | Открытки. | Индивидуальная | Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: овладевать основами графики. Коммуникативные: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. | 07.10 | |
7. | Труд художника для твоего дома. | Комбинированная | Регулятивные: умение анализировать образцы, работы, определять материалы Познавательные: высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество. | 14.10 | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
8. | Памятники архитектуры. | Фронтальная | Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Познавательные: составление осознанных высказываний Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество | 21.10 | |
9. | Парки, скверы, бульвары. | Комбинированная | Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: делать предварительный отбор источников информации: Коммуникативные: участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | 11.11 | |
10. | Ажурные ограды. | Комбинированная | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выполнение заданий в учебнике, расширение пространственных представлений Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. | 18.11 | |
11. | Волшебные фонари. | Комбинированная | Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли | 25.11 | |
12. | Витрины. | Фронтальная | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: делать предварительный отбор источников информации Коммуникативные: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника. | 02.12 | |
13. | Удивительный транспорт. | Фронтальная | Регулятивные: умение анализировать образцы, определять материалы Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения Коммуникативные: оценивать высказывания и действия партнера и сравнивать их со своими высказываниями | 09.12 | |
14. | Труд художника на улицах твоего города. | Фронтальная | Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | 16.12 | |
Художник и зрелище (10 часов) |
15. | Художник в цирке. | Комбинированная | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу Познавательные: анализ изделия с целью выделения признаков, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы | 23.12 | |
16. | Художник в театре. Образ театрального героя. | Комбинированная | Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Познавательные: осуществлять поиск информации о подготовке соломки для изготовления изделия Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | 13.01 | |
17. | Театр кукол. Изготовление головы куклы | Индивидуальная | Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Познавательные: находить информацию об автомобилях в разных источниках Коммуникативные: использовать куклу для игры в кукольный театр. | 20.01 | |
18. | Театр кукол. Изготовление костюма куклы | Группвая | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Коммуникативные: уметь презентовать свою работу | 27.01 | |
19. | Театральные маски. Изготовление эскиза маски | Комбинированная | Регулятивные: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Познавательные: знание истории происхождения театральных масок. Коммуникативные: вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. | 03.02 | |
20. | Художник в театре. Изготовление декораций | Комбинированная | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Коммуникативные: уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. | 10.02 | |
21. | Художник в театре. Изготовление макетов декораций. | Фронтальная | Регулятивные: выполнять изделие на основе материала учебника. Познавательные: умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Коммуникативные: уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. | 17.02 | |
22. | Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши. | Фронтальная | Регулятивные: контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Познавательные: умение анализировать образцы, работы, определять материалы. Коммуникативные: формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. | 02.03 | |
23. | Праздник в городе Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица. | Комбинированная | Регулятивные: составлять план изготовления изделий Познавательные: фантазировать, как можно украсить город к празднику Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. | 16.03 | |
24. | Школьный карнавал | Фронтальная | Регулятивные: контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Познавательные: умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Коммуникативные: уметь презентовать свою работу | 30.03 | |
Художник и музей (6 часов) |
25. | Картина - пейзаж | Индивидуальная | Регулятивные: анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям. | 06.04 | |
26. | Картина - портрет | Комбинированная | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: рассказывать об изображенном на картине человеке. | 13.04 | |
27. | Картина-натюрморт | Комбинированная | Регулятивные: анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. Познавательные: высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника Коммуникативные: рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. | 20.04 | |
28. | Картины исторические и бытовые. Рисование на тему «Мы играем». | Комбинированная | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради Коммуникативные: умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | 24.04 | |
29. | Художественная выставка | Фронтальная | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства Коммуникативные: рассказать о древних архитектурных памятниках. | 18.05 | |
30. | Каждый человек художник | Индивидуальная | Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: уметь презентовать свою работу. | 25.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Зам.директора по УВР
________/Н.В.Корж/ ________/Е.В.Бунечко/
___________________ ____________________