Изобразительное искусство Средневековья
Основное назначение искусства Средневековья сводилось к внешнему и внутреннему украшению храмов. Подчиненное влиянию церкви, оно последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда.
Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу.
Масштабы фигур были разными, размеры фигур зависели от их иерархической зависимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных.
Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина – техника живописи. Водяные краски на клеевой основе наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку.
Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной аспиде помещали Христа во славе, рядом с ним символические изображения четырех евангелистов: Матфей – агнец, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам.
Христос во славе. Роспись в Шартрском соборе. 1145-1155 гг. Франция.
Скульптура романского стиля
Д екоративная пластика
Возрождение круглой скульптуры
В рельефах церквей человеческие фигуры, лишённые материальности, пропорции фигур нередко нарушены, лица обобщены, в них отсутствуют портретные характеристики.
Тщательно прорабатываются складки одежды – материя то прилипает к телу, то развивается.
Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен -Пьер в Муссаке.
Фигуры выглядят естественно просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний.
Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ.
На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей.
Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.
Химеры. Скульптура собора в Шартре. Середина 12 в. Франция
Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала собора в Шартре (середина XII в., Франция). Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных воротах собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время сердечной мягкости. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, милостиво благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – агнец, орел, лев и бык – не внушают страха, напротив, - это мирные стражи и верные помощники Бога.
Дверь – это переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.
Портал – вход в собор
Нотр-Дам-де-Шартр.
ТИМПАН – углублённая часть арки над входом
Страшный суд. Собора Сен – Лазар в Отене. 1130 – 1140 гг.
Над порталом церквей часто помещались изображения Страшного суда. Идея возмездия и справедливой кары владела воображением: романский бог – это не тот парящий высоко над миром Воздержитель, которого создавали византийцы, но судья и защитник.
Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия.
Скульптура готики
Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв.
Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево. 1410 г.
- Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно.
- Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний.
ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР В РЕЙМСЕ (13 в.)
Скульптура Реймсского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.
Собор, видевший коронацию 26 французских монархов, величественный памятник французской готики. Собор, где камень превратился в кружево…
Искусство витража
На смену фреске в изобразительном искусстве готики приходит витраж, изображение которое составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками.
Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света, в готических соборах.
Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».
Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.
Окно – роза в церкви Сен-Дени. 12 век. Франция.
Витражи собора Нотр-Дам де Пари. Франция
Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари. Франция. 12-14 вв.
Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. XII –XIII вв. Витраж собора в Шартре. Франция.
Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей Средневековья XII – XIV вв. находится в Шартрском соборе. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы.
Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре. Франция.
Спасибо за внимание!