Тема «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. 11 класс) (Слайд №1)
Программа: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова «Русский язык в старших классах. Практический курс» - М.: Вербум-М, 2004, 63 с.
Учебник: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова «Русский язык» Учебник – практикум для старших классов – М.: Вербум-М, 2007, 415 с.
Цели:
повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины,
употребление);
тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;
осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.
Ход урока:
Сообщение темы и целей урока. Повторение. На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов.
Вопросы: Изобразительно-выразительные средства языка делятся на две группы: тропы и стилистические фигуры.
- Что такое тропы?
«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).
- Для чего используются тропы?
Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.
Задание 1. Впишите термины в таблицу на интерактивной доске. Фронтальная работа. Учащиеся отгадывают термин по определению или примеру и записывают в таблицу. (Слайд №2)
Аллегория
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
Метонимия
Гипербола
Оксюморон
Литота
Ирония
Перифраза
Синекдоха
Задание 2. Соотнесите тропы и их определения. Презентация. Самопроверка. (Индивидуальная работа). (Слайд №3)
1) метафора | а) перенос значения с одного явления на другое по смежности |
2) метонимия | б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета |
3) парафраза | в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений |
4) ирония | г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
5) литота | д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки |
Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б. (Слайд №4)
Вопрос: Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.
Повторение стилистических фигур по таблице (слайд интерактивной доски или презентации). (Слайд №5)
Антитеза
Плеоназм
Многосоюзие и бессоюзие
Риторический вопрос
Синтаксический параллелизм
Инверсия
Парцелляция
Градация
Риторическое обращение
Риторическое восклицание
Повтор
Анафора
Эпифора
Задание. Соотнесите стилистические фигуры и их определения. (Слайд №6)
1) эпифора | а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2) антитеза | б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3) эллипсис | в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда |
4) градация | г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5) параллелизм | д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г. Самопроверка. (Слайд №7)
II.Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства в текстах.
Задание 1.: Групповая работа с текстами, объединенными темой « Осень». Какова тема и основная мысль текста? Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор для её выражения?
Используем поэтические и прозаические тексты. Например:
С. Есенин. Осень (Слайд №8)
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
1914
Ответ учащихся: Стихотворение об осени. Передает настроение грусти и торжественности. Главный прием – метафора. Осень похожа на рыжую кобылу. Почему? Может, опавшие листья, порыжевшие, застрявшие в ветках можжевельника, похожи на гриву лошади? А речки покрылись первым льдом, поэтому «синий лязг подков»? Сравнение ветра со схимником, а ягод рябины - с кровавыми язвами Христа настраивает на возвышенный лад. Олицетворения показывают, что у природы есть душа, нужно только почувствовать её. Инверсии «шагом осторожным», «выступом дорожным», «язвы красные» усиливают выразительность, выделяя определения.
С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
С. Залыгин, текст упр. 505
М. Шолохов «Тихий Дон» (отрывок) (Слайд №9)
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали c тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнял лec. Ежевичник - густой и хваткий - опутывал землю; под сплетением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрeлыe кисти eжeвики. На мертвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребренная ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щебетаниe дроздов-рябинников нарушало тишину.
Представители группы выходят к экрану, на который выведен текст, сообщают результаты работы.
Выводы: Изобразительно-выразительные средства языка выступают одним из средств создания картин осени в художественных текстах, передают одухотворенность окружающего мира и человеческой души, помогают почувствовать единение автора или героя с природой.
Задание 2. Тесты - презентация. (Слайд №10, №11)
Итоги урока.
Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.
Домашнее задание: Повторить лексические средства выразительности, на выбор упр. 214 (Рубцов Н. «Сапоги мои – скрип да скрип…»), упр. 432 (А. Перегудов). Выполнить задание учебника и найти художественно-изобразительные средства языка.
Литература и интернет-источники:
Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. 2-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 245 с.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009. –159с.
Харланова Н.Г. http://uchitelu.net/media/303
Тексты: www.school. edu.ru: http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no