СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. 11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. 11 класс)

Просмотр содержимого документа
««Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. 11 класс)»

Тема «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. 11 класс) (Слайд №1)

Программа: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова «Русский язык в старших классах. Практический курс» - М.: Вербум-М, 2004, 63 с.

Учебник: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова «Русский язык» Учебник – практикум для старших классов – М.: Вербум-М, 2007, 415 с.

Цели:

  1. повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины,

употребление);

  1. тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;

  2. осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока. Повторение. На дом было задано повторить тропы и стилистические фигуры по таблице и словарю терминов.

Вопросы: Изобразительно-выразительные средства языка делятся на две группы: тропы и стилистические фигуры.

- Что такое тропы?

«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).

- Для чего используются тропы?

Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

Задание 1. Впишите термины в таблицу на интерактивной доске. Фронтальная работа. Учащиеся отгадывают термин по определению или примеру и записывают в таблицу. (Слайд №2)

Аллегория



Эпитет

Метафора

Сравнение

Олицетворение

Метонимия

Гипербола

Оксюморон

Литота

Ирония

Перифраза

Синекдоха













Задание 2. Соотнесите тропы и их определения. Презентация. Самопроверка. (Индивидуальная работа). (Слайд №3)

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) парафраза

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки



Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б. (Слайд №4)

Вопрос: Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.

Повторение стилистических фигур по таблице (слайд интерактивной доски или презентации). (Слайд №5)



Антитеза

Плеоназм

Многосоюзие и бессоюзие

Риторический вопрос

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Парцелляция

Градация

Риторическое обращение

Риторическое восклицание

Повтор

Анафора

Эпифора



















Задание. Соотнесите стилистические фигуры и их определения. (Слайд №6)

1) эпифора

а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

2) антитеза

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация

г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм

д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г. Самопроверка. (Слайд №7)

II.Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства в текстах.

Задание 1.: Групповая работа с текстами, объединенными темой « Осень». Какова тема и основная мысль текста? Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор для её выражения?

Используем поэтические и прозаические тексты. Например:

С. Есенин. Осень (Слайд №8)



Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

1914

Ответ учащихся: Стихотворение об осени. Передает настроение грусти и торжественности. Главный прием – метафора. Осень похожа на рыжую кобылу. Почему? Может, опавшие листья, порыжевшие, застрявшие в ветках можжевельника, похожи на гриву лошади? А речки покрылись первым льдом, поэтому «синий лязг подков»? Сравнение ветра со схимником, а ягод рябины - с кровавыми язвами Христа настраивает на возвышенный лад. Олицетворения показывают, что у природы есть душа, нужно только почувствовать её. Инверсии «шагом осторожным», «выступом дорожным», «язвы красные» усиливают выразительность, выделяя определения.


С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.


С. Залыгин, текст упр. 505

М. Шолохов «Тихий Дон» (отрывок) (Слайд №9)

За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали c тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнял лec. Ежевичник - густой и хваткий - опутывал землю; под сплетением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрeлыe кисти eжeвики. На мертвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребренная ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щебетаниe дроздов-рябинников нарушало тишину.


Представители группы выходят к экрану, на который выведен текст, сообщают результаты работы.

Выводы: Изобразительно-выразительные средства языка выступают одним из средств создания картин осени в художественных текстах, передают одухотворенность окружающего мира и человеческой души, помогают почувствовать единение автора или героя с природой.

Задание 2. Тесты - презентация. (Слайд №10, №11)

  1. Итоги урока.

Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.

Домашнее задание: Повторить лексические средства выразительности, на выбор упр. 214 (Рубцов Н. «Сапоги мои – скрип да скрип…»), упр. 432 (А. Перегудов). Выполнить задание учебника и найти художественно-изобразительные средства языка.

Литература и интернет-источники:


Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. 2-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 245 с.

Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009. –159с.

Харланова Н.Г. http://uchitelu.net/media/303

Тексты: www.school. edu.ru: http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!