СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучаем творчество Г.Р.Державина, Е.А.Баратынского и А.М.Жемчужникова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное наследие Державина тамбовского периода разнообразно: «На смерть графини Румянцевой», « Осень во время осады Очакова» («Осень в селе Зубриловке»), ставшие русской поэтической классикой, «На посещение в Тамбове типографии епископом Феофилом», ода «Желание зимы», драматические произведения «Торжество восшествия на Престол её императорского величества Екатерины Второй», «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища». Державин в своих произведениях раздвигал границы поэтики классицизма, вводил картины тамбовской природы.

Просмотр содержимого документа
«Изучаем творчество Г.Р.Державина, Е.А.Баратынского и А.М.Жемчужникова.»

Тема: « Лирика Г. Р. Державина»

Цель:

  • познакомить учащихся со стихотворениями Г. Р. Державина, написанными в Тамбове,

  • показать особенности его поэтики, отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов; воспитывать чувства любви к родному краю, патриотические чувства.


Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

Литературное наследие Державина тамбовского периода разнообразно: «На смерть графини Румянцевой», « Осень во время осады Очакова» («Осень в селе Зубриловке»), ставшие русской поэтической классикой, «На посещение в Тамбове типографии епископом Феофилом», ода «Желание зимы», драматические произведения «Торжество восшествия на Престол её императорского величества Екатерины Второй», «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища». Державин в своих произведениях раздвигал границы поэтики классицизма, вводил картины тамбовской природы.

III. Чтение и анализ оды «Осень во время осады Очакова»

Ода «Осень во время осады Очакова» впервые напечатана в тамбовской типографии под названием «Осень в селе Зубриловке». Зубриловка – саратовское имение близких друзей Державина – Голицыных.

Осенью 1788 г. Голицын находился в армии, осаждавшей турецкую крепость Очаков. Его жена, жившая в Зубриловке, долгое время не получала известий от мужа. Чтобы как-то её утешить, Державин посылает ей оду.

- Что такое ода? ( Ода (греч) – торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.)

Чтение Оды «Осень во время осады Очакова»

Примечание.

Эол — в мифах древней Греции владыка всех ветров.

Борей — грозный бог ветра северного. Пленённые жизнелюбием, красотой и

богатством греческой мифологии, русские поэты 18 столетия часто

упоминали в своих стихах античных богов, которых проповедники

мрачного христианства считали языческими, отвергали.

Эвксин — Чёрное море.

Орел — российский герб (то есть Россия)

Митридат Великий (II—1вв. до н. э.) — царь понтийский и боспорский (в состав его царства входили устья Дуная, Буга, Днестра, Днепра т. д.) Очаков находится в устье Днепровско-Бугского лимана.

Луна —символ Турции.

Северная богиня —Екатерина II.

Ее ты дяди и отца...— то есть Г. А. Потемкина.

Беседа по вопросам.

- Можно ли это стихотворение назвать одой? Почему? (Посвящено историческому событию)

- Какому историческому событию посвящено данное произведение? ( Взятие

крепости Очаков. Разгромив турецкую гребную флотилию, адмирал Ушаков помог суворовской пехоте прочно блокировать Очаков, укреплённый турками при помощи французских инженеров; русские солдаты и матросы взяли крепость 6 декабря 1788 года.)

- Какова его тематика? (Военно-патриотическая)

Теме военно-патриотической поэт оставался верен всю свою жизнь, и дороги ему были дружеские встречи с Суворовым, лестно было получить благодарственное письмо за подписью князя Кутузова-Смоленского. Более всего вдохновляли Державина блестящие победы и слава русского оружия. С волнением сердца следя за событиями русско-турецкой войны 1787-1791 годов, он воспел штурм Очакова (ода «Осень во время осады Очакова» 1788) и взятие Измаила («На взятие Измаила» 1791).

- Какова основная мысль данного стихотворения? (поэт воспел героические подвиги суворовских пехотинцев, сражавшихся в тесном взаимодействии с матросами адмирала Ушакова).

- Как вы понимаете первую строфу стихотворения?

- Как в стихотворении поэт называет русских воинов? (росс непобедимый)

- Как он показывает их героизм? (Седые бури презирает, На льды, на рвы, на гром летит, В водах и в пламе помышляет: Или умрёт, иль победит…)

- Какой Державин изображает природу нашего края? (В стихотворении описаны прекрасные картины среднерусской природы в пору осени и прихода зимы).

- Кому посвящается вторая часть оды? (князю Голицыну и его жене)

- С какими словами автор обращается к князю? (чтобы тот быстрее возвращался домой, к жене, к детям)

- Что значит «принесть … с оливой лавр»? (вернуться с победой и миром)

- Что Державин пишет о жене Голицына? (Она с нетерпением и верно ждёт

возвращения своего мужа).

Стихотворение написано 1 ноября, а 6 декабря русские войска взяли Очаков. С. Ф. Голицын приехал в Зубриловку. Конечно, Державин поздравил его с победой.

IY. Чтение и анализ стихотворения «Желание зимы».

Стихотворение «Желание Зимы» обращено к П. М Захарьину(1750—1800), козловскому однодворцу, жившему в Тамбове, впоследствии писателю. Захарьин был выгнан из армии за пьянство. Державин пытался разными средствами удержать его от пьянства, «но как ничто не успело, то в шутку над ним и написана сия площадная пьеса».

Примечание.

Нюни — губы.

Вяхa — затрещина, удар.

Трык – ветреник, модник.

Управитель без имения – то есть без имущества: Захарьин пропил доставшееся ему большое наследство.

Стихотворец без вкуса...— намек на неудачные попытки Захарьина перелагать псалмы в стихи и сочинить стихеры – церковные песнопения.

Козырбацкий—значение слова неясно; может быть, молодецкий; может быть, зимний, теплый (козырь – высокий стоячий воротник).

Астраханский Красный кабак – вероятно, название одного из тамбовских кабаков, помещавшегося в начале дороги Тамбов-Астрахань. Ширень да вирень, Да лист, братцы, трава...—Возможно, это переделанный припев из «Хора ко гордости» Сумарокова: «Шерин да берин Лис тра фа» (впрочем, возможно, Сумароков переделал известную песню).


Беседа по вопросам.

- Чем интересно стихотворение?

- Найдите в тексте черты устной народной поэтической речи и просторечия.

- Что достигается сочетание двух пластов лексики?

Всё стихотворение написано в том шутливом тоне, который в произведениях

Державина так ценил В. Г. Белинский, говорящий, что «этот шуточный тон –

сочетание, свойственное только державинской поэзии и составляющее её

оригинальность; в шуточных своих произведениях Державин был так оригинален и народен».

Y. Подведение итогов.

Произведения Державина интересны своей фактичностью, документальностью. За персонажами стоят реальные прототипы. Листая страницы произведений, созданных Державиным в Тамбове, мы лучше узнаём природу нашего края. Тамбовцы свято чтут память Гавриилы Романовича Державина, положившего начало благоустройству города, планировке улиц, развитию культуры и образования в нашем крае.

На фотографии вы видите ул. Державинскую. Бывшая когда-то проезжая часть реконструирована в бульвар. Посредине находится памятник поэту. На этой улице возведено здание областной филармонии, здание краеведческого музея, в экспозиции которого книги, изданные при Г. Р. Державине в Тамбове, произведения самого поэта.

Оценивая вклад Державина в отечественную культуру, мы могли бы сказать словами самого поэта:

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из оды Г. Р. Державина «Осень во время осады

Очакова»


Тема: «Основные этапы жизни и творчества Е. А. Баратынского.

Связь с Тамбовским краем. История Мары».

(Устный журнал)

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта-земляка Е. А. Баратынского, с особенностью литературного жанра элегия,

  • показать связь поэта с Тамбовским краем; формировать навыки выразительного чтения;

  • воспитывать интерес к личности поэта, любовь к литературе, к родному краю.

Оборудование: портреты поэта и его родителей, выставка книг Боратынского, тексты стихотворений, иллюстрации.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Основные этапы жизни и творчества Е. А. Баратынского.

Устный журнал

Эпиграф

Оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален

и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо,

между тем, как чувствует сильно и глубоко.

А. С. Пушкин

Страница 1. История Мары.

Евгений Абрамович Баратынский родился 18 марта 1800 года в имении Маара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. К сожалению, ничего не осталось от некогда процветающего имения Баратынских. Но если мы с вами пройдемся по зеленому лугу, мы можем представить красивый просторный дом, в котором жили родители поэта. Вот таким был дом Баратынских (иллюстрация).

Напротив дома возвышалась церковь, в ограде которой под кустами сирени были похоронены родные поэта. Церковь была разрушена давно, но могильные плиты сохранились до наших дней, и на одной из плит мы можем прочитать:Александра Федоровна Боратынская. Это плита с могилы матери поэта Имение Баратынских называлось Мара. Поселившись в Маре, отец поэта,

Абрам Андреевич, много сил и труда отдал устройству своего дома, хозяйству. Чтобы разбить парк и фруктовый сад, Баратынский выписал из Пензы сотни саженцев деревьев. В основном Абрам Андреевич сажал липы, немного березы, вязы, клены, кустарники. Пригодился и овраг: в нем был устроен пруд, каскады прыгучих вод, ажурные мостики, грот - красное кирпичное здание с белыми стрельчатыми арками. В жаркие летние дни семья Баратынских проводила в нем время.

Почему же имение Баратынских называлось Мара? На месте современной

Софьинки когда-то давно проходила границы русского государства, здесь было

много татарских сел. Татарские слова остались в названиях многих сел: Сулак,

Калаис, Ломовис... «Мара» в переводе с татарского означает «овраг».

Страница 2. Детские годы в Маре (1800 – 1808)

Большая часть детских лет будущего поэта прошла в Маре. Евгений рос окруженный любовью, вниманием, заботой. Отец и мать не чаяли в нем души. Буба... Бубенька... Бубушка... Каких только ласковых и нежных слов не жалели для него родные! Мальчик был смышленым, спокойным и очень подвижным. «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя. Бубинька два года не только розги, но ниже выговору не заслужил: редкий ребенок», - сообщал Абрам Андреевич своему отцу, дедушке Евгения.

Представьте себе такую картину.

Бубенька сидит и надевает туфлю, сосредоточенно целясь и всякий раз промахиваясь. Он сам. Няня Евстафьюшка стоит рядом и смотрит, чтобы дитя от неосторожного усилия не упало. Он не сердится на свою неудачу, потому что по природе своей добр, доверчив и готов любить весь мир. Скоро он утомится, и Евстафьюшка поможет ему, а когда пойдет он по дорожке мимо пруда, он будет послушнейшим ребенком среди всех послушнейших детей, какие только рождались. Он не знал родительской розги потому, что не выталкивал кашу изо рта языком, не отнимал игрушек других детей, всегда говорил «спасибо» и «пожалуйста» - другого такого ребенка не было и быть не могло.

В пять лет Евгений уже знал русскую грамоту, мог и читать и писать. С ранних лет он научился говорить по-французски. В Маре воспитание детей было поручено двум гувернерам-французам. С самого детства с ним также занимались отец и мать. 15 июня 1805 года Абрам Андреевич в письме к своему отцу пишет: «Бубенька уже выучился грамоте и теперь пишет. У него... понятие очень хорошее, и мы, игравши с ним, его учим». Вскоре родители решили подыскать Евгению специального воспитателя -«дядьку». Этим человеком стал итальянец Джьячинто Боргезе. В Италии он торговал картинами, приехал в Россию, чтобы попытать счастья и поправить свои дела. Видимо, в России его торговля не приносила доходов, и он, как поступали многие иностранцы в России, стал учителем. Боргезе был человеком образованным и хорошим воспитателем. Родители не ошиблись в выборе. Джьячинто оказался толковым учителем, его авторитет в глазах детей был высок. Боргезе много рассказывал Евгению о своей родине - Италии; став взрослым, Евгений Абрамович всегда мечтал посетить эту страну, и в конце жизни он совершил путешествие на родину своего любимого учителя, в Италию. А Боргезе так и остался в Маре, здесь он умер и был похоронен.

Веселым и беззаботным было детство будущего поэта. В окружении прекрасной тамбовской природы, на прогулках, во время уединённых мечтаний рождались в его душе первые поэтические опыты, первые стихотворные строчки. Да и как было не воспеть в стихах красоту природы Мары!

Страница 3. Поездка в Москву (1808 – 1811)

В 1808г. Баратынские из Мары переезжают в Москву, чтобы устроить старшего сына в какое-нибудь учебное заведение. Московская жизнь Баратынских была непродолжительной и закончилась печально: 24 марта 1810г. Абрам Андреевич скоропостижно скончался. Все семейные тяготы легли на плечи Александры Федоровны, оставшейся с семью маленькими детьми. Она героически встретила испытания, все силы, всю энергию отдавая детям. В результате ее хлопот по высочайшему указу 7 сентября того же года Евгений зачислен в Пажеский корпус, бывший в то время самым привилегированным военно-учебным заведением России. В начале 1811 г. Баратынские, оставив в Москве могилу отца, вернулись в Мару. Александра Федоровна после смерти мужа как-то особенно сильно привязалась к старшему сыну. И Евгений видел в матери не только наставницу, но и нежного и верного друга, который может все понять и во всем помочь.

Страница 4. Учёба в Пажеском корпусе (1812 – 1816)

И вот наступил час разлуки. Весною 1812 г. Евгений был отвезен в Петербург и отдан в частный немецкий пансион, чтобы подготовиться к поступлению в Пажеский корпус. Детство кончилось. Начиналась новая жизнь.

В декабре 1812г. будущий поэт был принят в корпус. Из-за плохого знания немецкого языка Евгений смог попасть лишь в 4 класс Пажеского корпуса, хотя по другим предметам мог быть зачислен в старшие классы.

Учебная программа подготовки пажей была довольно разнообразной и включала множество предметов, в том числе иностранные языки и литературу. Наряду со сведениями о русских писателях Ломоносове, Державине, Хемницере, Петрове, Фонвизине, Муравьеве, Карамзине, Озерове, Крылове, Дмитриеве пажам давалось понятие и о писателях древних. Кажется, жизнь мальчика наладилась: горечь разлуки с домом поутихла, учение идет успешно. Но это только с внешней стороны, а внутри... Само здание Пажеского корпуса было очень красивым, но детям в нем жилось несладко. Директор корпуса был человеком угрюмым, строгим, неразговорчивым, дети боялись его. По его распоряжению даже за малейший проступок в корпусе наказывали розгами, что, конечно, оскорбляло детей генералов и дворян. Учителя были в основном людьми малообразованными, не занимались со своими воспитанниками. Многие преподаватели, в том числе и воспитатель БаратынскогоКристофович, были слишком большими любителями спиртного, их нередко видели пьяными. Так что влияние воспитателей было ничтожным, с ними практически не считались. Такое положение во внутренней жизни корпуса приводило пажей к многочисленным шалостям и проступкам. Не избежал этого и Баратынский. Вместе с другими пажами Баратынский организовал «Общество мстителей», основной целью которого было сколько возможно мучить корпусных начальников. Каждый вечер мстители, а их было пятеро, собирались на разбойничий пир, так как ничего не ели за общим столом, а уносили оттуда съестные припасы, которые возможно было отнести в карманах, в свой разбойничий лагерь, то есть на чердак Пажеского корпуса. Здесь они оплакивали свою подневольную жизнь, бранили учителей и придумывали разные меры воздействия своим притеснителям. Наутро планы приводились в исполнение. Братья-разбойники прибивали к подоконникам шляпы воспитателей, обрезали шарфы у дежурных офицеров, однажды всыпали толченых шпанских мух в табакерку инспектора, отчего у него раздулся нос. Исполнители всех этих проказ назначались по жребию. Предательство строго осуждалось: пойманный должен был отвечать за все один. Выполнение самых смелых проказ брал на себя руководитель общества - Баратынский. До поры все удачно складывалось. Круг мстителей даже увеличился на одного. Этот четырнадцатилетний сын камергера стал разбойником еще до вступления в общество. Его отец хранил дома казенные деньги. Мальчик подобрал ключ и тайком брал несколько бумажек.

Однажды сын камергера вместе с отцом уехал в Москву, а несчастный ключ отдал Боратынскому и еще одному мстителю, своему родственнику Дмитрию Ханыкову. И вот два подростка, для которых разбойничья жизнь заключалась в том, чтобы досаждать своим учителям и есть конфеты фунтами,

решили совершить набег на денежную сокровищницу. Все произошло на масленицу, когда воспитанников отпускали из корпуса к родным. Д. Ханыков по плану должен был проникнуть в кабинет, где хранились деньги, и похитить несколько бумажек. На долю Е. Баратынского выпало занять домашних разговорами, чтобы никто не увидел Ханыкова. Когда все было обговорено, друзья выпили по рюмке ликера для храбрости и отправились. Набег удался: было похищено 500 рублей и золотая табакерка. Но скоро все стало известно начальству. При выяснении обстоятельств Баратынский взял всю вину на себя, никого из товарищей не выдал. Между тем дело дошло до государя. 15 апреля 1816г. по личному распоряжению царя Александра I Евгений Баратынский был исключен из корпуса. Наказание усиливалось тем, что ему было запрещено поступать на любую службу, кроме военной, да и то в качестве рядового. Баратынский крайне тяжело переживал случившееся. «Вор» - мыслима ли

более оскорбительная кличка для юноши из знатной дворянской семьи? Скандальная история обошла весь Петербург, у Баратынского не было возможности продолжить учебу где-нибудь еще, двери всех пансионов перед ним закрылись. Баратынский приходит в отчаяние, он даже хочет покончить жизнь самоубийством. Одни думы о матери приводили его в ужас. Так закончилось пребывание Баратынского в Пажеском корпусе Петербурга.


Страница 5. Служба в армии. Начало творчества (1818 – 1826)

В 1818г. Баратынский приезжает в Петербург и начинает службу в армии

рядовым. В Петербурге Евгений Абрамович сближается с плеядой замечательных поэтов, вместе с ними участвует в горячих диспутах: отдаётся поэзии. В1819 году его стихи появляются на страницах столичных журналов. «Первые произведения Баратынского были элегии, - отмечал Пушкин, - и в этом роде он первенствует». Большую роль в его жизни играет знакомство, а затем дружба с поэтом Дельвигом. Баратынского захватила царившая в Петербурге атмосфера литературных интересов. Через Дельвига он знакомится с Пушкиным, Кюхельбекером и другими видными поэтами, объединившихся в «свободный, радостный и гордый» союз представителей передовых литературных и общественных взглядов.

Баратынский надеялся службой в армии получить прощение. В начале января 1820г. Баратынский был произведен в унтер-офицеры и тут же переведен в Нейшлотский пехотный полк. Производство в офицеры не обрадовало Баратынского, потому что Нейшлотский полк находился в Финляндии и туда теперь предстояло ехать Баратынскому. Ему предстояло покинуть Петербург, своих друзей. Баратынский воспринимал свой перевод в Финляндию как ссылку, так же считали и его друзья. Дело в том, что правительство и полиция давно уже присматривались к Пушкину, Кюхельбекеру, Дельвигу, Баратынскому. Для начальства само сочинение стихов было делом непристойным, а уж если стихи содержали в себе свободолюбивые мысли, за это надо «наказывать». И вот Баратынского сослали в Финляндию. Мы не знаем, с каким настроением ехал Боратынский в свой полк, но он, конечно, не мог предугадать, что Финляндия станет родиной его поэзии. Финляндия встретила Баратынского дружбой и гостеприимством. Здесь он встретил много замечательных людей, которые помогли ему привыкнуть к новому месту жительства, здесь он нашел друзей и единомышленников, любителей поэзии. Боратынский полюбил и суровые скалы, и неприступный лес, и холодную дождливую погоду, и новых своих друзей. Несколько раз за время службы в Финляндии Баратынский приезжал в Петербург. Здесь он встречался с друзьями, читал последние номера литературных журналов, чтобы быть в курсе поэтической жизни страны. Сюда, в Петербург, Баратынский привозил и свои стихи и поэмы, написанные в Финляндии, чтобы напечатать их.

Ореол изгнанника, окружавший автора, придавал стихам Баратынского особенный колорит, вызывал особенный интерес к ним. Тем более что, как и положено изгнаннику, Баратынский воспевал своё одиночество, чувства тоски, уныния, отрешённости от всего внешнего, от всех радостей, которые доступны и желанны окружающим.

Пушкин писал: «Первые произведения Баратынского обратили на него внимание. Знатоки с удивлением увидели в первых опытах стройность и зрелость необыкновенную». В Финляндии Баратынский нашел себе настоящего друга и единомышленника. Им стал штабс-капитан Николай Михайлович Коншин. Он командовал ротой, в которую был зачислен Баратынский. Коншин был очень образованным человеком. Он дружил с Дельвигом, был знаком с Пушкиным, близко знал Рылеева. К тому же Коншин был в свое время довольно известным поэтом, печатался в журналах, а когда после окончания службы Коншин ушел в отставку, он сам стал издавать журнал, в котором печатались произведения Пушкина, Дельвига, Баратынского. Коншин был особенно рад приезду Баратынского, перед поэтическим талантом которого давно преклонялся. Коншин, Лутковский и Баратынский организовали поэтический кружок, в который входили любители поэзии из числа военных и местных жителей. На собраниях кружка Баратынский и Коншин читали свои стихи, велись разговоры о литературе и политике.

Страница 6. После отставки (1826 –1835)

Больше четырёх лет провёл Баратынский в Финляндии. Очень долго Баратынскому не присваивали офицерский чин, и он очень расстраивался из-за этого. За него просили многие его друзья. Наконец, весной 1825 г. состоялось производство Баратынского в офицеры. Поэт был очень рад.

Почти через год, 31 января 1836 г., Баратынский вышел в отставку. Евгений Абрамович поселился в Москве, здесь в это же время жила мать с сестрами. Приятно было встретиться поэту с родными и друзьями. Он задумывается о женитьбе, мечтает о детях, спокойной семейной жизни. И вот однажды в доме своего старого друга, поэта-партизана Дениса Давыдова, он познакомился с девушкой, которая вскоре и стала его женой. Ей было 22 года, звали ее Анастасия Львовна Энгельгардт, девушка происходила из богатой и знатной семьи. Анастасия Львовна не отличалась внешней красотой, зато была девушкой умной, образованной и обходительной. 9 июня 1826г. Была торжественно отпразднована свадьба. Молодые поселились в доме Энгельгардтов на Никитской улице, недалеко от церкви Малого Вознесения. Зажили они спокойно и тихо: вставали в 7 часов утра, обедали в 12, спать ложились в 9 часов вечера. Мечта поэта начала сбываться:

Весельчакам я запер дверь,

Я пресыщен их буйным счастьем

И заменил его теперь

Пристойным, тихим сладострастьем.

Анастасия Львовна старалась создать все условия, чтобы муж мог спокойно заниматься творчеством. Семейная жизнь радовала Баратынского: ранней весной 1827 г. родилась дочка Александра. Вместе с женой и ребенком Евгений Абрамович в мае отправился в Мару, чтобы погостить у матери. В деревне Баратынские пробыли до середины зимы, а потом санным путем отправились в Москву.

Баратынский решил попробовать себя на гражданской службе. Он был вскоре зачислен чиновником в Межевую канцелярию. Многие друзья Баратынского тоже служили здесь: Вяземский, Языков. Служба в Межевой канцелярии совсем не тяготила поэта, дел было мало, служащие занимались в основном разговорами. Два года прослужил поэт, практически ничем не занимаясь. Такая служба была не по нем. На этом государственная служба Баратынского закончилась, больше он нигде не служил. Поэт полностью посвятил себя творчеству и семье. По-прежнему он встречался с друзьями: Пушкиным, Дельвигом, правда, они редко приезжали в Москву. Столицей в то время был Петербург, вся русская культура была сосредоточена там. Несколько раз поэт навещал родные места: приезжал в Мару к матери, братьям и сестрам. Быстро прибавлялось семейство поэта: после дочери Александры появились на свет Лев, Дмитрий, Николай, Екатерина, Мария, Софья.

В печати появились два сборника произведений Боратынского: первый в 1827г., второй в 1835г. Выход первой книги не остался не замеченным. Сомов в «Сыне отечества» восторженно писал: «Стихотворения Баратынского удовлетворяют всем требованиям самых разборчивых любителей и судей поэзии; в них найдешь все совершенства, достающиеся в удел немногим истинным поэтам: и пламенное воображение... и чистоту языка, и прелестную гармонию стихов». «Северная пчела» поздравляла «читающую русскую публику с сим прекрасным подарком: такое собрание стихотворений не часто появляется в свет».

Высоко оценил первый сборник стихов и Александр Сергеевич Пушкин: «Наконец, появилось собрание стихотворений Баратынского, так давно и с таким нетерпением ожидаемое. Спешим воспользоваться случаем высказать наше мнение об одном из первокласснейших наших поэтов и (быть может) еще недовольно оцененного своими соотечественниками». Евгений Абрамович не мог прочитать этих тёплых слов в свой адрес – рецензия на книгу осталась в пушкинских черновиках. Вторая книга стихов и поэм Баратынского не вызвала широких откликов.

Страница 7. Последние годы жизни.

Конец тридцатых и начало сороковых годов Баратынский проводит в Москве, в подмосковном имении Муранове и в Петербурге, посвящая большую часть времени воспитанию детей, хозяйственным заботам. В 1842 году вышел последний прижизненный сборник стихотворений поэта «Сумерки».

Осенью 1843 года Баратынский осуществляет свою давнишнюю мечту —

предпринимает с семьей путешествие на родину своего любимого «дядьки-воспитателя» Боргезе—в Италию. По пути в Италию он останавливается в Германии и во Франции. В Дрездене поэт посещает знаменитую картинную галерею, восхищается творениями Рафаэля и Тициана. В Париж Баратынский приехал в конце ноября и провел там всю зиму, подружившись с декабристом Н. Тургеневым, членом кружка Герцена и Огарева Н. Сатиным и другими соотечественниками, принявшими его как одного «из стаи славной» поколения

декабристов.

29 июня 1844 года Баратынский внезапно скончался. Тело поэта из Неаполя было перевезено в Россию и 31 августа 1845 года погребено в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Смерть Баратынского в печати почти не вызвала откликов. Но близкие друзья и знакомые глубоко скорбели по ушедшему из жизни поэту. Проникновенные строки посвятил памяти поэта Белинский. В статье «Русская литература в 1844 году» он писал, что в поэзии Баратынского «дума всегда преобладала... над непосредственностью творчества», отмечал, что, читая его стихи, «забываешь о поэте и тем более видишь перед собою человека, с которым можешь не соглашаться, но которому не можешь отказать в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно, жил, как не всем дано жить...».

Элегический тон поэзии Баратынского «происходит от дум, от взгляда на

жизнь и что этим самым он отличается от многих поэтов, вышедших на литературное поприще вместе с Пушкиным. Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит Баратынскому». Это тоже сказано Белинским. Дорога поэзия Баратынского нам и теперь. Мы чтим Баратынского как одного из самых одаренных и глубоких русских поэтов пушкинской поры.

III. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Баратынского «Она», «Не

бойся едких осуждений», «Песня»


Тема: «Е. А. Баратынский. Лирика поэта»

Цель:

  • познакомить учащихся со стихотворениями Е. А. Баратынского, написанными в Маре; показать художественное своеобразие лирики поэта;

  • формировать навыки выразительного чтения и анализа лирических произведений; воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского «Песня», «Не бойся едких осуждений», «Она» и беседа по вопросам:

- О чём стихотворение «Песня»?

- В каком жанре написано стихотворение «Не бойся едких осуждений?

(Стихотворение посвящено другу Баратынского польскому поэту Адаму Мицкевичу, высланным из Польши за участие в национально-освободительном движении. Имя автора прекрасных сонетов и баллад, величественных поэм «Конрад Валленрод» и «Пан Тадеуш» уже тогда стало известно русской публике, глубоко почитавшей выдающегося славянского поэта. Боратынский Мицкевичу посвятил два стихотворения: «Не подражай: своеобразен гений» и «Не бойся едких осуждений» Показательно, что, когда через несколько лет в Москве стало известно о бедственном положении Мицкевича, живущего под Парижем, московские писатели собрали довольно большую сумму денег и послали другу. В числе жертвователей был и Боратынский.

- Как вы думаете, кому посвятил поэт стихотворение «Она»?

II. Сопоставление стихотворений «Стансы» и «Запустение».

Весной 1827 года Евгений Абрамович Баратынский вместе с женой

уезжает из Москвы в родную Мару.

Из Москвы ехали на перекладных, не задерживаясь подолгу на почтовых

станциях. В Кирсанове, небольшом городке, от которого до родового имения было рукой подать, Баратынский сделал последнюю остановку. Его уже ждала

удобная тележка, запряженная парой лошадей: быстрей, быстрей в родные, милые сердцу места, где каждая тропинка, каждая солнечная полянка, каждое

деревце напоминают о счастливой поре детства!

Дорога, извиваясь, привела к деревянному мосту через Ворону с дуплистыми ивами по берегам. Крестьянки, подоткнув подолы юбок, стояли по колено в воде и неистово били вальками по разостланному на больших пнях мокрому белью. Рядом гоготали, копошась в траве, гуси и утки. В затоне мужики тянули невод.

Тележка прогрохотала по деревянному настилу и вот уже гладко покатилась по заросшей муравой дороге. Лошади ровно бежали среди зеленых полей, навстречу ласковому ветру. В просторном и глубоком небе звенели жаворонки. Сладко пахло молодой рожью, ромашками, донником. Впереди была Мара, милая Мара, которую Баратынский так часто вспоминал в финском изгнании.

Е.А. Баратынский очень любил свою родину Мару. В стихах он называл ее ласково - «Моя начальная любовь». Своей родине поэт посвятил замечательное стихотворение, которое так и назвал «Мара». Но редакторы перед напечатанием стихотворения заменили название на «Стансы», потому что

«Мара» - не каждому понятно.

Прекрасное стихотворение Баратынского «Стансы» отражает первые

впечатления от встречи с родным краем. Не терпелось быстрее спуститься по заветной тропинке в овраг, пройти из дома в каменный грот, полюбоваться прудами и каскадами, посидеть на берегу тихой, заросшей камышом речки Вяжли. А какое удовольствие умчаться на иноходце в степь.

Чтение стихотворения «Стансы»

Вопросы для анализа:

1. Понравилось вам стихотворение?

2. Что имеет в виду автор, говоря «судьбой наложенные цепи упали с рук моих»?

3. Что значит «в неге бездыханной»?

4. На что смотрит герой, вернувшись в родные края?

5. Ч то особенно приятно увидеть герою?

6. какие художественные средства использует поэт в стихотворении?

7. Каким чувством проникнуто стихотворение?

Почему стихотворение стало называться «Стансы»? Что означает это французское слово? ( В поэзии XVIII-XIX вв. стансами называли небольшие стихотворения чаще размышляющего содержания с несложным размером, обычно четверостишия с размером ямб).

Чтение стихотворения «Запустение»

Беседа по вопросам.

1. О чём стихотворение Е. Баратынского «Запустение?

2. Что общего и чем отличается данное стихотворение от стихотворения

«Стансы»?

Весна и лето 1833 года были знойными и сухими. Солнце пекло и жгло все вокруг. Сохли и сворачивались в трубку листья на деревьях. Пожухла, пожелтела трава. Исчезла вода в колодцах, которой еще недавно, прозрачной и студеной, казалось, и конца не будет. Земля потрескалась. Жители Вяжлей и окрестных деревень с хоругвями и иконой чудотворной божьей матери ходили по полям, выпрашивая дождик. Вставая чуть свет, смотрели мужики на небо: нет ли облачка, не прольется ли оно дождичком. Но небо было чистым- пречистым, вылинялым, как старая холстинная рубаха. Моленья не помогали.

Воздух день ото дня становился все более раскаленным. Рожь с тощими пустыми колосьями пожелтела намного раньше срока. Васильки и те были не лазурно-синими, а почти белыми. Только седая полынь как ни в чем не бывало серебрилась около проселка, распространяя вокруг резкий горьковатый запах. Евгений Абрамович приехал в Мару в конце лета, как всегда, надеясь отдаться творчеству. Однако народное бедствие не позволило ему заняться литературой. «Я весь погряз в хозяйственных расчетах. Немудрено, у нас совершенный голод. Для продовольствия крестьян нужно нам купить 2000 четвертей ржи. Это, по нынешним ценам, составляет 40000. Такие обстоятельства могут заставить задуматься. На мне же, как на старшем в семействе, лежат все распорядительные меры»,— сообщал он И. В. Киреевскому...

Некогда богатое имение Мара после смерти отца приходило в упадок. Кругом царило запустение. В объятиях старых лип стоял барский дом с покосившейся верандой и побуревшей от ржавчины железной крышей. Тропинки к речушке заросли бурьяном. Зарос диким хмелем каменный грот. В стороне, за гумнами, стояла ширококрылая ветряная мельница. Но крылья ее были неподвижны: крестьянам нечего было молоть — лебеду разве. Под впечатлением увиденного Баратынский и пишет «Запустение».


III. Подведение итогов.

- Понравились ли вам стихотворения Е. А. Баратынского?

- Какие особенности его поэтического творчества вы можете отметить?

IV. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений «Стансы» или «Запустение».












Тема: «Жизнь и творчество А. М. Жемчужникова. Лирика».

Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. М. Жемчужникова,;

  • показать художественные особенности его поэзии; формировать навыки анализа поэтического текста;

  • воспитывать чувство любви к родному краю

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

II. Слово об Алексее Михайловиче Жемчужникове.

Имя Жемчужникова ныне мало известно читателям. Далеко не в каждой библиотеке найдёшь книжку его стихов. А между тем он был избран, одновременно с Л. Н. Толстым, В.Г. Короленко и А. П. Чеховым, почётным академиком, в конце 19 и начале 20 веков его называли не иначе как «последний могикан идейной поэзии», «поэт-гуманист», «певец гражданской чести», «уцелевший колосс доброй старой русской литературной нивы». И. А. Бунин относил его «к числу лучших представителей» отечественной литературы, к писателям, у которых есть высокое чувство гражданского долга и общественной совести, писал, что его стихи «дышат истинной и горячей любовью поэта к родине».

Алексей Михайлович Жсмчужников родился 10 февраля 1821 года в местечке Почеп Черниговской губернии. В 1822 году семья Жемчужниковых переехала в родовое имение —деревню Павловку Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его — Михаил Николаевич Жемчужников — вначале военный, участник Отечественной войны 1812 года, затем крупный чиновник. Мать — Ольга Алексеевна, в девичестве Перовская, принадлежала к известному роду Разумовских-Перовских, который дал и крупных политических деятелей, и писателей. Ее брат Алексей Алексеевич Перовский известен как писатель Антоний Погорельский, сын ее сестры — Алексей Константинович Толстой. К этому же роду принадлежала Софья Перовская. Как мы знаем, были литературно одарены и сыновья самой Ольги Алексеевны.

Ольга Алексеевна умерла 33 лет от роду, оставив шестерых детей, старшему—Алексею—было 12 лет. Алексею повезло больше братьев: детство и отрочество его прошли на деревенском просторе, при матери. Затем он учится в Первой санкт-петербургской гимназии и поступает в Училище правоведения. Он не знал военной муштры, которую в полной мере испытали на себе его братья — Лев, Владимир и Михаил, определенные после смерти матери в Первый кадетский корпус. Один из братьев — Михаил — умер перед самым выпуском из корпуса, не выдержав его сурового режима.

Совсем иная атмосфера была в Училище правоведения, где будущий поэт учился с 1835 по 1841 год. Как писал Жемчужников в «Автобиографическом очерке», эта атмосфера способствовала развитию в воспитанниках Училища «чувства собственного достоинства, человечности и уважения к справедливости, законности, знаниям и просвещению»'. Преподаватели развивали в своих питомцах художественный вкус, поощрялось творчество, в Училище выходил рукописный журнал, в котором сотрудничает и Алексей Жемчужников. Обостренное чувство справедливости и неприятие казенщины были унаследованы сыновьями от Михаила Николаевича Жемчужиикова. Отец Алексея Михайловича, позволявший себе возражать самому Аракчееву, уйдя в отставку, совершенно отошел от высших кругов. Брат Лев (впоследствии известный художник и автор великолепных мемуаров) в 1848 году грозился перейти на сторону революционных венгров, если его пошлют усмирять их, и всеми правдами и неправдами на выходе из кадетского корпуса добился увольнения от военной службы. Сам Алексей Михайлович, имевший все возможности сделать блестящую карьеру, увольняется со службы в 37 лет «к немалому удивлению многих... сослуживцев и знакомых», расставшись «и с званием помощника статс-секретаря государственного совета, и с званием камер-юнкера».

В «Автобиографическом очерке» Жемчужников писал: «Критическое отношение к окружавшему меня обществу заставило меня обернуться задом ко всему прошлому и пойти другой дорогой». Это был не просто уход, а своего рода тихий вызов. Уйти в то время, когда карьера шла в руки, по разумению людей «умеренных и аккуратных», было не только глупо, но и дерзко. В том же «Автобиографическом очерке» Жемчужников объясняет свой уход недостатком данных «для занятия какого-нибудь места» между государственными людьми. Эта мера честности талантливого человека была неприменима к сонму бесчестных и неталантливых, которые занимали места, не соответствуя им, однако утверждали, что «служат Отечеству».

По выходе в отставку Алексей Михайлович переезжает из Петербурга в Калугу, где жила его сестра Анна, ставшая к тому времени женой калужского губернатора и соученика Жемчужникова по Училищу правоведения В. А. Арцимовича. Калужский период своей жизни поэт впоследствии назовет «светлым праздником». С Виктором Арцимовичем — весьма либеральным губернатором — Жемчужников был близок по взглядам. Но дело не только в этом. Россия жила в преддверии надвигающихся реформ, решения крестьянского вопроса. И этот, главный тогда, русский вопрос в Калуге вместе с Жемчужниковым обсуждали жившие там декабристы Е. П. Оболенский, Г. С. Батеньков, П. Н. Свистунов, С. Н. Кашкин. Круг людей в высшей степени замечательный. Вплоть до отъезда в 1863 году за границу Жемчужников живет то в Калуге, то в Москве. Этот период его жизни освящен не только дружбой с близкими по духу людьми, но и семейным счастьем. Его жена Елизавета Дьякова происходила из семьи, связанной дружескими узами с Л. Н. Толстым, к которому поэт до конца дней своих испытывал глубокое уважение, первым точно определив его творческий гений как зеркало, в котором«отразился мир с подробностями весь». Но не минует Жемчужниковых и горечь утраты, умирает их маленький сын. За границей Алексею Михайловичу будет суждено пережить

болезнь и смерть горячо любимой жены (1875).

В феврале 1866 г. Алексей Михайлович уезжает за границу. Он живёт в Германии, Швейцарии, Италии, на юге Франции. Литературной деятельностью занимается мало. И дело тут не в творческом кризисе. О причинах долгого молчания Жемчужников откровенно писал в 1892 г. в автобиографическом очерке. «Когда, в эпоху новых веяний, я вышел в отставку именно с тем, чтобы иметь право и возможность мыслить и чувствовать с большею свободою и независимостью, во мне родилось сомнение в дельности моих литературных занятий. Мне казалось, что стихи мои никому не нужны в такое серьёзное время». Жемчужников живет в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Старается быть вблизи курортов. Иногда наезжает в Россию, тоска по которой отчетлива в его стихах и письмах того времени. В 1870 году он пишет Н. А. Некрасову: «Я живу и умственно и сердечно в русской литературе; а пребывание мое за границей, которое хотя и имеет свою хорошую сторону и свои выгоды по образу жизни, который я здесь веду, лишает меня возможности говорить и рассуждать о том предмете, который составляет такой существенный элемент моей жизни». Впрочем, поэт, как всегда, чересчур строг к себе.

Такие его стихотворения, как «Современные песни», напечатанные Некрасовым в IV томе «Отечественных записок» за 1870 год, свидетельствуют о глубоком знании и чувствовании происходящего в России. Он выписывал различные русские газеты и журналы, получал письма от родных и друзей, в том числе от Некрасова и Салтыкова-Щедрина. В одном из писем великий сатирик писал из России своему собрату по перу: «Всякая возможность издавать журнал сколько-нибудь свежий исчезает в виду неизреченного холопства остальной прессы».

Знание ситуации в России, конечно, не могло не удерживать Жемчужникова от возвращения домой уже после смерти жены. Однако в 1884 году он возвращается. Год был не из лучших: только что закрыли «Отечественные записки», обрушились новые репрессии на народовольцев. Тяжелая общественная ситуация вызывала у него горячее чувство протеста. Именно с этого времени начинается активный период в творчестве Жемчужникова. Наиболее плодотворный и яркий. Ему предстояло прожить еще почти четверть века, и все эти годы он пишет стихи, которые наконец приносят ему широкую известность.

Именно в 80—90-е годы талант Жемчужникова развернулся с особенной силой. Он не только много пишет и печатается в периодике, но и собирает стихи в книги, чего раньше не делал. До этого времени поэт как бы нарочно был «вне игры», ждал своего часа. И час пробил «в года глухие», по словам А. Блока. В это самое время Жемчужников, как писал известный поэт-народник П. Якубович, и «возвысил свой голос», заставив их помнить о лучших традициях демократической поэзии, связанных прежде всего с именем уже ушедшего Некрасова. Сам Алексей Михайлович писал в опубликованном в 1892 году «Автобиографическом очерке»: «В 1884 году я вернулся в Россию, и все последние года мне писалось более, чем когда-нибудь в моей жизни. Мне казалось — и продолжает казаться до сих пор,— что у меня есть что сказать, и мне хочется высказываться». Поэт был, как всегда, точен в самооценках.

У каждого поэта своя «программа», которую он должен исполнить на земле. Таланту Жемчужникова было как бы предначертано долгое созревание и развертывание в полную силу именно в последнее двадцатипятилетие его большой жизни. После возвращения на родину поэт подолгу живет в провинции — кочует по многочисленным родственникам: Витебская, Орловская, Рязанская губернии. В последний годы, наезжая в Москву, в основном живет то н Тамбове, то в Тамбовской губернии, в имении М. А. Баратынского — мужа старшей своей дочери Ольги. Михаил Андреевич приходился родственником знаменитому поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому. Здесь, в окружении родных, он находил покой, необходимый в преклонные лета. Умер поэт в Тамбове в 1908 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Дом, где жил поэт в Тамбове (ул. М. горького, 25) не сохранился. Открыта комната-музей Жемчужникова.

III.Лирика А. М. Жемчужникова.

Писать стихи Алексей Михайлович начал рано; он сближается с демократически настроенными литераторами, входит в круг знаменитого некрасовского «Современника». Пишет комедии, лирические стихи, широкую известность Жемчужникову принесло сатирические произведения Козьмы Пруткова, которое он написал в сотрудничестве со своими братьями Владимиром и Александром Жемчужниковыми и А. К. Толстым.

1. Гражданские стихи.

Жемчужников в своих гражданских стихах добровольно взял на себя ответственность за восстановление в правах таких понятий, как справедливость, честь, совесть, достоинство, сострадание. Гражданские стихи Жемчужникова до отъезда его за границу были связаны с теми спорами в обществе, которые велись накануне и в период крестьянской реформы 1861 года. Позиция Жемчужникова была однозначной— он выступал за отмену крепостного права и даже напечатал в этот период две статьи в поддержку реформы. Противников реформы он прямо называл «живыми мертвецами» («Сказка о живых мертвецах», 1858). Хотя за Жемчужниковым уже закрепилось в нашем литературоведении определение «либерал», многие его стихотворения дают возможность существенно скорректировать это определение.

Его возмущение против сословных притязаний помещичьего класса выходило за рамки либерализма. В своих сочинениях поэт протестует против социальной несправедливости, тупоумия власть имущих. Многие его стихи достигли большого социального звучания. Он высмеивает реакционную прессу, выступает против «патриотов», которые «враждой пылают к правосудию, к свободе и к уму», кричат на всех перекрёстках о любви к родине, а на самом деле давно уже забыли значение таких слов, как отечество, совесть и честь.

Стихотворение «Нищая»

- О чём это стихотворение? (О тяжёлой жизни крепостных людей, об их нищете, бессправии).

Стихотворение «Осенние журавли»

- Каким чувством проникнуто данное стихотворение? (В стихотворении наиболее сильно сказалась тоска по родине, которая охватила Жемчужникова за границей. В то же время он в аллегорической форме изображает «подмороженную» реакцией Россию, которая проходит перед его мысленным взором в образе печальной осенней земли. Впервые напечатано в 1871 г. в «Отечественных записках» под названием «Журавли»).

*Повапленный – красиво окрашенный (вапь – краска).

*Рунторт – имение сестры поэта А. М. Арцимович в Витебской губернии.

Стихотворение «»На Родине»

- Определите тему данного стихотворения.

- Какова его основная идея?

(Стихотворение написано по поводу окончательного возвращения поэта в Россию в 1884 г. Жемчужников с иронией говорит о лицемерном «патриотизме» катковцев).

2. Стихотворения о природе.

Порою поэт уставал от борьбы с «современностию пошлой», и тогда на помощь ему приходила исцеляющая природа. Он любил, особенно летом, проводить время в Ильиновке. Ильиновка – имение старшей дочери А. М. Жемчужникова Ольги, которая была замужем за Михаилом Андреевичем Баратынским. Имение находилось в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. Здесь написал он десятки стихотворений, в том числе и о природе. - Прочитаем стихотворение «Родная природа», которое поэт посвятил своей дочери.

- Чем интересны стихотворения Жемчужникова о родной природе?

- Какие чувства передаются в данных стихотворениях?

- Какие художественные приёмы характерны для лирики Жемчужникова?

Тема родной природы, исполненная драматизма и жажды гармонии, звучит во многих стихотворениях поэта. Во многих стихотворениях о природе Жемчужникову удаётся передать удивительное смирение человека перед величием земли и неба. Этого смирения так не хватает нам и сейчас, после стольких уроков, преподнесённых самим себе. Но главным для поэта было подчеркнуть драматизм несовпадения человека и природы. Несовпадения, происходящего от бездуховности человека, несовершенства общественного устройства.

3. Художественные особенности лирики А. М. Жемчужникова.

Стихотворения Жемчужникова рождены не умозрительностью, а поэтической идеей, которая буквально «выталкивается» наружу виртуозной формой, останавливает, заставляет задуматься. Традиционный стих, благодаря наличию в нём непредусмотренных пауз, синкоп, на глазах преображаются в животекущую речь. Жемчужников профессионально относился к поэзии. Его стихи беспокоят, будоражат общественное чувство потому, что высказанные в них идеи выражены выверенным словом, искусно воплотившим авторскую интонацию, за которой стоит убеждённость в своей правоте.

Мастерство в гражданских стихах Жемчужникова смыкается с высоким нравственным чувством. Для него «честь» и «порядочность» не условные обозначения, а полнокровные, выстраданные категории духовной жизни. Поэт говорит об азбуке человеческого поведения, о том, что эта азбука далеко не всеми усваивается, и с горечью – о духовном рабстве, холопстве, процветающих в обществе. Отточенность гражданственных и нравственных формул придаёт многим злободневным стихотворениям поэта то звучание, которое мы и сегодня можем оценить как современное.

IY. Заключительное слово.

Жизненный и творческий путь Алексея Михайловича Жемчужникова отличался редкостной цельностью. Его взгляды за долгую жизнь не претерпели изменений, они только углублялись. Он остался верен традиционным стихотворным формам, над совершенствованием которых трудился с завидным упорством, соединяя в стихе красоту отвлеченного, возвышенный слог и конкретность разговора. После смерти Алексея Михайловича родные нашли в его тамбовской квартире на рабочем столе рукопись небольшого произведения, которое называлось «Итоги» и осталось незавершенным. Поэт с беспощадностью к себе, обычно не свойственной преклонным годам («С прибавкой лишь трех лет - мне было б девяносто!»), пишет:

Людской живучести я редкий образец,

Но мне попреков нет: «Пора бы наконец!»

Напротив: снисходя к моим преклонным летам,

Маститым чествуют меня давно поэтом.

А между тем ведь я, почти Мафусаил,

Того, что сделать мог, живя, не совершил...

Это произведение воспринимается тем более остро, что итоги-то поэт все-таки не подвел. Его поэтическая судьба кончается многоточием, самым сильным и точным знаком проекции. Жемчужников называл себя «поклонником знанья и свободы». Строка из прошлого, до которой надо тянуться.

Y. Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений А. М. Жемчужникова

Литература

1. Г. Р. Державин «Водопад». – М.: «Детская литература».1977

2. Державин. Стихотворения.

3. Тамбовская энциклопедия. Администрация Тамбовской области , 2004.

ООО «Издательство Юлис», 2004

4. Борис Илёшин. Литературные тропинки отчего края. – М.: «Советская

Россия», 1986

5. Поэтическая Россия а. М. Жемчужников. Стихотворения. - М.:

«Советская Россия», 1988

6. Боратынский е. А. Стихотворения. Письма. Воспоминания

современников. – М.: «Правда», 1987


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!