СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение диминутивов на уроках РКИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набор упражнений по теме Диминутивы на уроках РКИ от уровня А1 до В1

Просмотр содержимого документа
«Изучение диминутивов на уроках РКИ»



Изучение диминутивов

на уроках РКИ



Диминутивные формы закреплены в первую очередь за семейно-бытовой сферой речевой коммуникации. Например, использование в речи личных имён в диминутивных формах используются для выражения доброжелательного, ласкательного отношения участников общения друг к другу:

Задание 1. Соедините правильно имена людей

Ириша Елена

Женечка Владимир

Ванюша Анастасия

Леночка Иван

Вовочка Евгений

Настюша Ирина

Задание 2. Распредели слова в правильные коробки (тема Семья)

Д

диминутив

очка, мать, дедуля, папа, сынок, бабушка, мама, дочь, отец, дедушка, сын, доченька, папуля, мамочка, сынуля, бабулечка,









диминутив

неоценочное





З

неоценочное

адание 3. Аудирование. Прослушайте песню Ляпис Трубецкого «В платье белом» и вставьте пропущенные диминутивы:

Когда зимой холодною, в крещенские морозы
Щебечет песню соловей, и распускаются мимозы
Когда взлетаешь к небесам, и там паришь, пугая звезды
А над окном твоим совьют какие-нибудь птицы гнезда
Когда ________ толстая журнал приобретает "Мода"
И с ним, как будто юноши ей в школе не дают прохода
Когда милиционер усатый вдруг улыбнется хулигану
И поведет его под руки, но не в тюрьму, а к ресторану

Знай - это любовь, с ней рядом Амур крыльями машет
Знай - это любовь, сердце не прячь, Амур не промажет

Когда ­­­­­______________ на асфальте мелом пишет чье-то имя
Когда теленок несмышленый губами ищет __________ вымя
Когда веселый бригадир доярку щиплет возле клуба
Когда ________ ______________ во сне целует друга губы
Когда безродная дворняга взобраться хочет на бульдога
Когда в купаловскую ночь две пары ног торчат из стога
Когда седой профессор под дождем по лужам резво скачет
А зацелованная им _________ над пятеркой плачет

Знай - это любовь, с ней рядом Амур крыльями машет
Знай - это любовь, сердце не прячь, Амур не промажет

Любовь зимой приходит в платье белом
Весной любовь приходит в платье голубом
Любовь приходит летом в _________ зелёном
А осенью любовь приходит в золотом

Пропущенные слова: девчонка, мальчишка, мамки, солдатик лысенький, девчонка, платьице

Задание 4. Прочитайте стихотворениее А. Блока «Вербочки» и найти в нём слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Вербочки

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Для детальной проработки произведения и закрепления найденных языковых явлений студенты выполняют следующий комплекс упражнений:

Задание 4.1. Соедините правильно

дева

ветерок

верба

девочка

ветер

дождик

дождь

вербочка



Задание 4.2. Найдите в тексте прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом и запишите их.

удалой


малый




Задание 4.3. Поставьте слова во множественное число.

огонёчик


прохожий


вербочка


мальчик


девочка




Задание 5. Посмотреть видеофрагмент спектакля «Где мы...?» 58:50 – 1:04:40 для первичного ознакомления.

Задание 5.1. Просмотрите фрагмент спектакля. Запишите услышанные диминутивы.

Диминутивы в видеофрагменте: весёленькое, по махонькой, по глоточечку, по стопочке, огурчик, помидорчик, сальце, хлебушек, пивко, булочка, заказик, фореличка, сёмушка малосольненькая, красненькая и чёрненькая икорочка, буженинку, нарезочка, колбасочка, сырочек, шашлычок, салатик, зеленушечка, постненькое маслице, Олежик, творожок с сахарком, печенюшечка, конфетка, чаёчек, кофеёчек, мороженка, пломбирчик, грушка карамелизированная, тортик медовичок слоёненький маленький, вишенка.

Задание 5.2. Подумайте, от каких нейтральных форм они образованы.

Задание 5.3. В каждой группе найдите слово, которое не обладает значением субъективной оценки.

  1. веник салатик заказик помидорчик

  2. конфетка мороженка зеленушечка вилка

  3. творожок росток глоточечек кофеёчек

  4. сальце солнце мыльце маслице

  5. нарезочка вишенка ложка булочка



Задание 5.4. Запишите слова в две колонки: первая – с уменьшительно-ласкательным значением, вторая – с уменьшительно-уничижительным.

Салатишко, буженинка, сахарок, тортишко, маслице, булочка, чаище.

Задание 5.5. Как различаются по значению существительные:

Газета – газетка – газетёнка

Заказ – заказик – заказище

Конфета – конфетка – конфетища

Булка – булочка – булища

Огурец – огуречик – огуречище

Творог – творожок - творожище

Задание 5.6. Просмотрите фрагмент ещё раз и запишите к данным прилагательным их уменьшительно-ласкательные формы.

постный


чёрный


слоёный


красный


малосольный




Задание 6. Найдите в городе и запишите названия учреждений с субъективно-оценочной семантикой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!