СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал Квинта"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал Квинта"

Просмотр содержимого документа
«"Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал Квинта"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области РФ






Методическая разработка

открытого урока

по сольфеджио.



«Изучение интервалов на начальном этапе обучения.

Интервал квинта»









Подготовила:

Погонина И.С.

преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин

1 квалификационной категории











План – конспект

открытого урока по сольфеджио преподавателя Погониной Ирины Сергеевны

Дата проведения: 14.04.2019г.

Урок проводится с группой учащихся 2 класса фортепиано музыкального отделения. На занятии присутствовало 6 детей: Возраст 7- 8 лет.

Группа со средними учебными возможностями. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. В данной группе опора в обучении на игру выводит детей из-под дидактического «пресса», а главное – влияет на качество усвоения материала

Тема урока: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал квинта».

Место учебного занятия в дополнительной образовательной программе: Программа по учебному предмету Сольфеджио, раздел «Интервалы», второй год обучения.

Степень сложности: Средняя, доступная для данной группы.

Цель: Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Формировать первичные навыки для определения чистую квинту на слух.

Научить исполнять голосом интонацию чистой квинты.

Научить отличать чистую квинту по тоновой величине. 2. Развивающие: Развивать мелодический и гармонический слух и музыкальную память. Развивать умение применять знания на практике. Развивать познавательный интерес. 3.Воспитательные: Воспитывать музыкально-художественный вкус. Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.

Форма учебного занятия – урок. Тип урока - комбинированное занятие. Обоснованность выбора: выбран комбинированный тип урока, т. к. задачи, поставленные на уроке, невозможно выполнить в рамках одного урока. Работа над интервалами не теряет своей актуальности в течение всего срока обучения детей. Форма организации работы – групповая.

Структура учебного занятия

Продолжительность занятия – 45 минут.

1.Вводная, организационная часть – 7 мин. Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели занятия. 2. Основная часть - 35 мин. Повторение интервалов

Знакомство с новым материалом

Интонационные и письменные формы работ над интервалами.

Музыкальный диктант

Музыкальный кроссворд.

Слуховой анализ.

3.Заключительная часть – 3 минуты. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Ход урока

Разделы урока

Задание

Материал

Обучаю-щий метод

На что направлен

Форма участия

время

1

Приветствие


Распевка «Здравствуйте, ребята»

Упражне-ние

Повторение
Формирование и закрепление ОУУН

Коллективно-
индивидуаль-ная

2

2

Интонационные упражнения

1 Пение гаммы ре мажор

2.Пение упражнений с дирижированием



Упражнение

Повторение
Формирование и закрепление ОУУН

Коллективная, индивидуаль-ная

5

3

Повторение


1. Проверка теоретических знаний


2 Собрать карточки с названием и тоновой величиной пройденных интервалов


3 Разложить на парте диссонансы, консонансы



4Игра «Угадай мелодию – интервал»


Карточки с вопросами



Карточки с интервалами







Карточки с интервалами



Петь песенки об интервалах

Проблемный,
игровой, обобщающий Игра «Слабое звено»

Игра «Интервальное лото»



Игра «Новоселье»



повторение

терминологии,
мониторинг начального уровня ОУУН

Коллективно-
индивидуаль-ная

7

4

Объяснение нового материалаинтервал чистая квинта

1.Определить образное содержание интервала

Разучить песенки «Верблюд» «Гуси» -



Проблемный, словесный, игровой

Формирование и закрепление смысловых связей

Коллективная, индивидуаль-ная

3











5

5


Игра на фортепиано

1.Играть интервал «чистая квинта» от звука в мелодическом виде



Эвристи-ческий, проблемный

Формирование и закрепление смысловых связей;
Применение знаний в новых условиях;

Коллективно-индивидуальная

2

6.

Письменная работа

Записать правило. Построить чистую квинту в тетради и на доске

Таблицы интервалов

Проблемный, игровой – игра

«Пропусти линейку и окошко»


Коллективно-индивидуальная

3

7

Мониторинг сформиро-ванности, ЗУН.
(определе-ние интервального состава, чтение с листа)


1.Дописать мелодию по интерваль-ным цифровкам

2.Дописать второй голос по интервальной записи


Задания на доске.

Проблемный
Проблемно-поисковый

Игровой.

На диагностику обученности

Коллективная, индивидуальная

5

8

Музыкальный диктант с разбором.

Проанализировать мелодическую линию диктанта. Показать по столбице.

Разобрать метрическую пульсацию. Игра «Рубим дрова»





5

9

Музыкальный кроссворд






3

10

Слуховой анализ

1..Педагог играет интервалы и называет их, но не всегда правильно, Дети должны исправить ошибки.

Карточки с интервалами

Эвристическаий Проблем-ный
Игровой -
игра «Подскажи ответ»

На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии
коммуникативные навыки
мотивация учебной деятельности

Коллективная, индивидуальная
групповая

2










11

Домашнее задание, оценки.


 

 

Воспитание самостоятельности

 

3











































Организационный момент

Учитель– Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем обычный урок сольфеджио. От остальных уроков он отличается тем, что в гости к нам пришли мои коллеги-преподаватели. Итак, поприветствуем друг друга. (Распевка «Здравствуйте, ребята») Учитель-«Здравствуйте, ребята» ( I-V ступени) Ученики-«Здравствуйте!» (Т 53 вниз ) Проверка домашнего задания Повторение интервалов Подведение итогов занятия, выводы. Учитель – Сегодня на урок, ребята, мы узнали интервал квинту. Ступеней в ней? Ученики – 5. Учитель – сколько тонов в чистой квинте?

Ученики –3,5. Учитель – А чему еще вы научились? Ученики – Мы научились различать интервалы на слух. Учитель - Молодцы! Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока, выполнены задачи? Ученики – Да! Учитель - Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили пройденный материал, узнали новые теоретические термины, закрепили полученные сведения в виде практических заданий в игровой форме. Мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы более подробно.

Домашнее задание













Планируемый результат



- закрепить ранее полученные знания об интервалах - освоить новые музыкальные термины - осознать и запомнить ступеневую и тоновую величину ч 5 - научиться эмоционально воспринимать на слух

Методы обучения

Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (показ, исполнение педагогом) Практический (пение упражнений, игра на инструменте) Игровой

Применение педагогических технологий :

1. Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое интервал?», «Сколько ступеней в секунде?», «Одинаково ли звучали секунды?», «Сколько раз в гамме встретился полутон?». Ученики включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.

2.Технология личностно - ориентированного обучения. На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества. 3.Технология индивидуализации и дифференциации. Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО); метод эмоционально – волевого воздействия (оперирование образами сравнениями); метод эврестической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его). 4. Технология формирования мотивации или игровая технология. Включение в учебный процесс игровых элементов – «Угадайте!», «Музыкальная игра» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышает мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация) . 5.Здоровьесберегающая технология. На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс элементов ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально – эмоциональной терапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Материально – техническое оснащение занятия

Занятие проходит в аудитории размером 45 кв. метров, 3 окна, хорошая освещенность. Мебель: 9 парт, 14 стульев, письменный стол, маркерная доска. Фортепиано, ноутбук, проектор.

Наглядный и раздаточный материал: клавиатуры на партах у каждого ученика, карточки с интервалами, правила на демонстрационных плакатах. Учебники сольфеджио. Канцелярские принадлежности.

Список литературы

1. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы, СПб., изд. «Советский композитор», 1992г. 2. Г.Ф. Калинина, Сольфеджио, Рабочая тетрадь, 2 класс, М., 2014г. 3. Сольфеджио для I-II классов ДМШ, составители Н.Баева и Т. Зебряк, Ленинград, изд. «Советский композитор», 1987г. 4. Л.Ефремова, Учиться интересно! СПб., изд. «Композитор», 2008г. 5. Ошуркова Т. Интервалы - это просто. Учебно-методическое пособие по сольфеджио для учащихся ДШИ и ДМШ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012г

6. О.П. Камозина, Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории!, издание 6-е, исправленное, Ростов-на-Дону, Феникс, 2015г.

7. Т.А. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Методические рекомендации: Москва 2007 год.

Приложение

1. Музыкальное приветствие.

Преподаватель Обучающиеся

Здравствуйте , ре- бя- та ! Здрав – стуй - те.

2. Музыкальный кроссворд











3 .

.























4



5. Музыкальный диктант


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!