Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области РФ
Методическая разработка
открытого урока
по сольфеджио.
«Изучение интервалов на начальном этапе обучения.
Интервал квинта»
Подготовила:
Погонина И.С.
преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
1 квалификационной категории
План – конспект
открытого урока по сольфеджио преподавателя Погониной Ирины Сергеевны
Дата проведения: 14.04.2019г.
Урок проводится с группой учащихся 2 класса фортепиано музыкального отделения. На занятии присутствовало 6 детей: Возраст 7- 8 лет.
Группа со средними учебными возможностями. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. В данной группе опора в обучении на игру выводит детей из-под дидактического «пресса», а главное – влияет на качество усвоения материала
Тема урока: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал квинта».
Место учебного занятия в дополнительной образовательной программе: Программа по учебному предмету Сольфеджио, раздел «Интервалы», второй год обучения.
Степень сложности: Средняя, доступная для данной группы.
Цель: Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Формировать первичные навыки для определения чистую квинту на слух.
Научить исполнять голосом интонацию чистой квинты.
Научить отличать чистую квинту по тоновой величине. 2. Развивающие: Развивать мелодический и гармонический слух и музыкальную память. Развивать умение применять знания на практике. Развивать познавательный интерес. 3.Воспитательные: Воспитывать музыкально-художественный вкус. Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.
Форма учебного занятия – урок. Тип урока - комбинированное занятие. Обоснованность выбора: выбран комбинированный тип урока, т. к. задачи, поставленные на уроке, невозможно выполнить в рамках одного урока. Работа над интервалами не теряет своей актуальности в течение всего срока обучения детей. Форма организации работы – групповая.
Структура учебного занятия
Продолжительность занятия – 45 минут.
1.Вводная, организационная часть – 7 мин. Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели занятия. 2. Основная часть - 35 мин. Повторение интервалов
Знакомство с новым материалом
Интонационные и письменные формы работ над интервалами.
Музыкальный диктант
Музыкальный кроссворд.
Слуховой анализ.
3.Заключительная часть – 3 минуты. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
Ход урока
№ | Разделы урока | Задание | Материал | Обучаю-щий метод | На что направлен | Форма участия | время |
1 | Приветствие | | Распевка «Здравствуйте, ребята» | Упражне-ние | Повторение Формирование и закрепление ОУУН | Коллективно- индивидуаль-ная | 2 |
2 | Интонационные упражнения | 1 Пение гаммы ре мажор 2.Пение упражнений с дирижированием | | Упражнение | Повторение Формирование и закрепление ОУУН | Коллективная, индивидуаль-ная | 5 |
3 | Повторение | 1. Проверка теоретических знаний 2 Собрать карточки с названием и тоновой величиной пройденных интервалов 3 Разложить на парте диссонансы, консонансы 4Игра «Угадай мелодию – интервал» | Карточки с вопросами Карточки с интервалами Карточки с интервалами Петь песенки об интервалах | Проблемный, игровой, обобщающий Игра «Слабое звено» Игра «Интервальное лото» Игра «Новоселье» | повторение терминологии, мониторинг начального уровня ОУУН | Коллективно- индивидуаль-ная | 7 |
4 | Объяснение нового материалаинтервал чистая квинта | 1.Определить образное содержание интервала Разучить песенки «Верблюд» «Гуси» - | | Проблемный, словесный, игровой | Формирование и закрепление смысловых связей | Коллективная, индивидуаль-ная | 3 5 |
5 | Игра на фортепиано | 1.Играть интервал «чистая квинта» от звука в мелодическом виде | | Эвристи-ческий, проблемный | Формирование и закрепление смысловых связей; Применение знаний в новых условиях; | Коллективно-индивидуальная | 2 |
6. | Письменная работа | Записать правило. Построить чистую квинту в тетради и на доске | Таблицы интервалов | Проблемный, игровой – игра «Пропусти линейку и окошко» | | Коллективно-индивидуальная | 3 |
7 | Мониторинг сформиро-ванности, ЗУН. (определе-ние интервального состава, чтение с листа) | 1.Дописать мелодию по интерваль-ным цифровкам 2.Дописать второй голос по интервальной записи | Задания на доске. | Проблемный Проблемно-поисковый Игровой. | На диагностику обученности | Коллективная, индивидуальная | 5 |
8 | Музыкальный диктант с разбором. | Проанализировать мелодическую линию диктанта. Показать по столбице. Разобрать метрическую пульсацию. Игра «Рубим дрова» | | | | | 5 |
9 | Музыкальный кроссворд | | | | | | 3 |
10 | Слуховой анализ | 1..Педагог играет интервалы и называет их, но не всегда правильно, Дети должны исправить ошибки. | Карточки с интервалами | Эвристическаий Проблем-ный Игровой - игра «Подскажи ответ» | На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии коммуникативные навыки мотивация учебной деятельности | Коллективная, индивидуальная групповая | 2 |
11 | Домашнее задание, оценки. | | | | Воспитание самостоятельности | | 3 |
Организационный момент
Учитель– Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем обычный урок сольфеджио. От остальных уроков он отличается тем, что в гости к нам пришли мои коллеги-преподаватели. Итак, поприветствуем друг друга. (Распевка «Здравствуйте, ребята») Учитель-«Здравствуйте, ребята» ( I-V ступени) Ученики-«Здравствуйте!» (Т 53 вниз ) Проверка домашнего задания Повторение интервалов Подведение итогов занятия, выводы. Учитель – Сегодня на урок, ребята, мы узнали интервал квинту. Ступеней в ней? Ученики – 5. Учитель – сколько тонов в чистой квинте?
Ученики –3,5. Учитель – А чему еще вы научились? Ученики – Мы научились различать интервалы на слух. Учитель - Молодцы! Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока, выполнены задачи? Ученики – Да! Учитель - Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили пройденный материал, узнали новые теоретические термины, закрепили полученные сведения в виде практических заданий в игровой форме. Мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы более подробно.
Домашнее задание
Планируемый результат
- закрепить ранее полученные знания об интервалах - освоить новые музыкальные термины - осознать и запомнить ступеневую и тоновую величину ч 5 - научиться эмоционально воспринимать на слух
Методы обучения
Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (показ, исполнение педагогом) Практический (пение упражнений, игра на инструменте) Игровой
Применение педагогических технологий :
1. Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое интервал?», «Сколько ступеней в секунде?», «Одинаково ли звучали секунды?», «Сколько раз в гамме встретился полутон?». Ученики включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.
2.Технология личностно - ориентированного обучения. На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества. 3.Технология индивидуализации и дифференциации. Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО); метод эмоционально – волевого воздействия (оперирование образами сравнениями); метод эврестической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его). 4. Технология формирования мотивации или игровая технология. Включение в учебный процесс игровых элементов – «Угадайте!», «Музыкальная игра» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышает мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация) . 5.Здоровьесберегающая технология. На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс элементов ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально – эмоциональной терапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).
Материально – техническое оснащение занятия
Занятие проходит в аудитории размером 45 кв. метров, 3 окна, хорошая освещенность. Мебель: 9 парт, 14 стульев, письменный стол, маркерная доска. Фортепиано, ноутбук, проектор.
Наглядный и раздаточный материал: клавиатуры на партах у каждого ученика, карточки с интервалами, правила на демонстрационных плакатах. Учебники сольфеджио. Канцелярские принадлежности.
Список литературы
1. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы, СПб., изд. «Советский композитор», 1992г. 2. Г.Ф. Калинина, Сольфеджио, Рабочая тетрадь, 2 класс, М., 2014г. 3. Сольфеджио для I-II классов ДМШ, составители Н.Баева и Т. Зебряк, Ленинград, изд. «Советский композитор», 1987г. 4. Л.Ефремова, Учиться интересно! СПб., изд. «Композитор», 2008г. 5. Ошуркова Т. Интервалы - это просто. Учебно-методическое пособие по сольфеджио для учащихся ДШИ и ДМШ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012г
6. О.П. Камозина, Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории!, издание 6-е, исправленное, Ростов-на-Дону, Феникс, 2015г.
7. Т.А. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Методические рекомендации: Москва 2007 год.
Приложение
1. Музыкальное приветствие.
Преподаватель Обучающиеся
Здравствуйте , ре- бя- та ! Здрав – стуй - те.
2. Музыкальный кроссворд
3
.
.
4
5. Музыкальный диктант