СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общее недоразвитие речи дошкольников. Исследование направленное на изучение интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Изучение интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Изучение интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо, так как эмоционально окрашенное слово является важным инструментом. В данной статье, мы бы хотели рассмотреть детей с общим недоразвитием речи.

Ведь на сегодняшний день увеличивается количество детей, которые имеют нарушения речи. Детям сложнее самостоятельно справится с особенностями речевого развития. Для устранения проблем требуется пристальное внимание, как со стороны специалистов, так и родителей.

Н.М. Гордеева считает, что в настоящее время существует актуальная проблема, которая заключается в том, что, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи [1].

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [2].

С.Н. Цейтлин отмечает, что интонация несет на себе эмоциональную нагрузку, она кодирует эмоции, передает эмоциональные состояния говорящих людей и является одним из выразительных средств вербально-невербальной коммуникации [3].

Эмоции - это сложный психический процесс, который включает в себя физиологический компонент: представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях, психологический компонент - собственно переживание и поведенческий компонент - экспрессию (мимика, жесты) и различные выразительные движения

Для того, чтобы работа по формированию и развитию интонационной выразительности речи была эффективной, необходимо знать речевые возможности и особенности основных ее компонентов у детей с ОНР. С этой целью мы провели экспериментальное исследование, которое было организовано на базе МБОУ «Детский сад 44» г. Биробиджана. В нем приняло участие 17 детей 5-6 лет с ОНР. Работа с каждым воспитанником проводилась индивидуально. Были предложены следующие диагностические задания.

Первое задание предлагалось с целью выявления умения детей воспроизводить фразу с повествовательной, восклицательной, вопросительной интонацией

Предварительно мы познакомили детей, принимавших участие в эксперименте, с графическими изображениями знаков препинания (точка, восклицательный и вопросительный знаки), напомнили дошкольникам, что когда мы что-то сообщаем, то говорим спокойно, не изменяя голоса. Далее предложили фразу повторить с повествовательной интонацией «Мы любим детский сад» и определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то…)

Эту же фразу дошкольники с ОНР повторяли с восклицательной интонацией, демонстрируя радость, восторг, а также с вопросительной интонацией, выражая удивление, сомнение и выбирали соответствующий знак препинания, изображённый на карточке.

Второе задание было направлено на выявление способности понимать интонационную окраску высказывания. Мы читали отдельные предложения или отрывок из текста, дети показывали графическое изображение соответствующего знака препинания.

При выполнении следующего задания испытуемые должны были самостоятельно произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердито, ласково).

Фразу с детьми составляли самостоятельно. Например: «Мы поедем на экскурсию». Предлагалась следующая инструкция: Скажи предложение так, чтобы поняли, что ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчен, что ты едешь на экскурсию; ты боишься ехать без родителей на экскурсию; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии и т.д.

При выполнении следующего задания испытуемые должны были прочесть стихотворение, используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста.

Нами разработана балльно-уровневая система оценки результатов обследования. Каждый правильный ответ, который давал испытуемый, мы оценивали в 1 балл. Соответственно максимальное количество баллов. которое мог получить испытуемый за выполнение данной серии 13 баллов

С учетом вышеперечисленных параметров нами были определены уровни сформированности интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи:

Высокий уровень - от 9 до 13 баллов

Средний уровень - от 6 до 8 баллов

Низкий уровень - от 0 до 5 баллов

Нами установлено, что относительно высокий уровень сформированности интонационной выразительности речи продемонстрировали 9 испытуемых. Так как следует отметить, что 5 детей показали высокий уровень из – за задания, где они самостоятельно должны произнести фразу с различной эмоциональной окраской. Это задание вызвало наибольший интерес у испытуемых, что дало увидеть хорошую способность выразительно эмоционально окрасить фразу с помощью интонации. Для Кости Х. сложность возникла при определении, воспроизведении предложений с восклицательной интонацией. При этом, фразу «Я еду на экскурсию» Костя Х смог произнести, используя интонацию, соответствующую различным эмоциональным состояниям. Мы выявили, что он не всегда может адекватно содержанию текста применять интонационную палитру. Ване А. сложно было понять, воспроизвести тексты с вопросительной интонацией. С заданием произнести фразу с различной эмоциональной окраской он справился. Предложение «Я люблю конфеты», дошкольник произнес, демонстрируя каждое эмоциональное состояние не только интонационно, но и с помощью пантомимических приемов. Однако, заученное ранее стихотворение он прочел, окрасив его интонационно крайне бедно. Другие 4 испытуемых данной группы с первым заданием справились. У них не возникло проблем в правильности передачи интонационной окраски предложений. Соня О. не смогла выбрать графический знак, воспринимая на слух предложение в восклицательной форме. Миша З. справился со всеми заданиями. Ульяна К., затруднялась графически обозначить воспринимаемое на слух предложение в вопросительной форме и не смогла прочесть текст с восклицательной интонацией. Матвей К. не смог лишь изобразить графически, предложение с вопросительной интонацией, воспринимаемое на слух.

Детям, со средним уровнем сформированности интонационной выразительности речи в количестве 4 человек, нужна была помощь взрослого, им не однократно повторялась инструкция. У Маши Е. были проблемы с воспроизведением фразы с восклицательной интонацией. Она не в полной мере смогла интонационно воспроизвести текст с учетом его содержательной стороны,

Низкий уровень сформированности интонационной выразительности речи выявлен у 4 испытуемых. Так, Слава С. воспроизвел предложения с разной интонацией по подражанию, но подобрать карточку с соответствующим графическим изображением знака не смог. Ребенок попытался произнести фразу с различной эмоциональной окраской «Я люблю шоколад». Ему удалось передать интонационно состояние радости. Рассказывая стихотворение, испытуемый старался повысить и понизить тон голоса. Остальные дошкольники с ОНР показавшие низкий уровень не выполнили не одного задания полностью. Допускали ошибки, не принимали помощи со стороны взрослого. Ульяна М. смогла самостоятельно выбрать графические знаки, соответствующие той и или иной интонации, воспринимая на слух текст (предложения), но при этом самостоятельно произнести текст различной эмоциональной окраской ей не удалось. произнести фразу Девочка лишь смогла выразительно рассказать наизусть стихотворение, подражая воспитателю.

Таким образом, дошкольникам с ОНР сложно самостоятельно выполнять ряд заданий. Детям требуется помощь со стороны взрослого, но не все готовы ее применять. Испытуемые, показавшие высокие результаты самостоятельно могут переключаться и эмоционально окрашивать предложенный им текст (предложения). Заученный текст дети передают в интонации своего воспитателя или же просто прочитывают как заученные слова. Хотелось бы отметить, что у детей среднего и низкого уровня повышение или понижение тона голоса на одном из слов в предложении (во фразе) затруднено. Так же не всегда дети могут передавать голосом, «Эмоционально окрасить» текст исходя из содержания.

Список литературы:

1.Гордеева Н.М. Интонационная выразительность речи как средство коммуникации детей с речевой патологией. Томск: ТОИПКРО, 2011, 24 с.

2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993. 103 с.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие. М.: Владос, 2000. 240 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!