СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение рассказа И. Соколова-Микитова "Весна"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник 

Чтение. 5 класс. для организаций,реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель З. Ф. Малышева

Просмотр содержимого документа
«Изучение рассказа И. Соколова-Микитова "Весна"»

Конспект урока по чтению в коррекционном 5 классе (VIII вида)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Весна»



Цель:

познакомить обучающихся с содержанием произведения Соколова-Микитова «Весна», вызвать эмоциональный отклик.

Задачи

образовательные:

учить работать с текстом произведения;

- способствовать обогащению речи обучающихся (новые слова: псевдоним, скаты на холмах, опушка, косяк птиц, лететь клином, полынья);

- учить выражать свои мысли полными распространёнными предложениями;

продолжить работу над выразительным чтением;

коррекционно-развивающие:

развивать устную речь обучающихся;

- развивать внимание и память;

- развивать эмоции;

- развивать воображение;

воспитательные:

воспитывать уважение к чтению, любовь к природе.

Оборудование:

раздаточный материал (см. приложения);

мультмимедийное оборудование; презентация;

- аудиозаписи

- картина Саврасова «Грачи прилетели».

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учитель

Ребята, посмотрите за окно, какое время года сейчас? По каким признакам вы это поняли? А какие признаки весны называются в стихотворении Е. Серовой «Подснежник», которое вы учили дома?

Дети

Появление первых цветов на проталинах

Чтение наизусть 2 учениками стихотворения Е Серовой «Подснежник».

  1. Новый материал

Учитель

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением, посвящённым этому удивительному времени года. Рассказ так и называется «Весна». Его написал человек с необычной фамилией Соколов-Микитов. Хотите узнать, почему у него такая фамилия? На самом деле это его литературный ПСЕВДОНИМ.

Слайд1 Иван Сергеевич родился 18 (30) мая 1892 года в урочище Осеки Калужской губернии. Его отец – Сергей Соколов, управлял лесными угодьями в поместье зажиточных купцов Коншиных. Детские годы и раннюю юность будущий писатель провел на Смоленщине, в родном селе отца – Кислово (в настоящее время это Урганский район Смоленской области). В этом же селе жил его дед Микита (так его звали односельчане). Деда все уважали, с ним советовались. Всех в семье деда звали МикИтовы. Вот и Иван Сергеевич, публикуя свои первые произведения, подписывался двойной фамилией Соколов- МикИтов.

  • Обращаю внимание детей на раздаточный материал. Совершенствование умения понимать прочитанное задание. Формирование представления о том, чем дети будут заниматься на уроке.

Посмотрите на первое задание на ваших листочках-помощниках. Что будем делать? (комментирование задания детьми, помощь учителя)

Будем читать, представлять картины, написанные в рассказе. Давать название картинам.

Всё верно. Картин в рассказе четыре. А сколько названий предложено в задании? (семь)

Да, значит нужно быть внимательным, чтобы понять какие три из них нам не подходят.

Итак, читаем рассказ (чтение детьми).

«Над полянами и лесом все чаще и чаще светит солнышко.

      Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда.

    Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

    Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Весело, радостно закричали:

   -Скворцы! Скворцы прилетели!»


Учитель

Здесь закончилась первая часть.

Вам встретилось слово СКАТАМ. Найдите его в тексте, прочитайте предложение с ним. Как вы думаете, что оно означает, какое в нём спряталось слово? Подберите однокоренные слова.

  • дети находят «спрятавшееся» слово «скат». Учитель помогает подобрать однокоренное слово «скатываться», помогает понять значение слова «наклонная поверхность холма».

Итак, какой цвет на той картине, которую вы представляете, читая этот отрывок? (много света, тёмные дороги, синий лёд, чёрные грачи)

  • обращаемся к знакомой по предыдущим урокам картине Саврасова «Грачи прилетели». Вспоминаем, что так называется рассказ Г.Скребицкого

Слайд 2 Посмотрите на эти иллюстрации, все ли они подходят к этой первой картине?

  • дети находят лишнюю, объясняют свой выбор.

Слайды 3,4 Какие звуки вы услышали? (звон ручьёв, крики грачей, скворцов, крик детей)

Давайте послушаем записи этих звуков (журчание весеннего ручья, крики птиц)

Говорится ли о запахах? (смолистые пахучие почки)


Учитель

А теперь обратимся к выданным листочкам. Подберите название к первой картине.

  • дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании.


Читаем дальше (чтение детьми).

    «Выбежал на опушку заяц-беляк; присел на пенек, огляделся. Ушки на макушке у робкого зайца. Смотрит заяц-беляк: вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился, слушает лось...

    А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге маленьких медвежат на первую прогулку. Еще не видели медвежата весны, не знают большого темного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля.

    На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Со страхом заглядывают в холодную бегучую воду, взбираются на пни, и оттаявшие на солнце старые коряги...»


Учитель

Вам встретилось слово ОПУШКА. Прочитайте предложение с этим словом.

  • Пояснения учителя: «Опушка – это край леса. Полоса между лесом и безлесьем».

Итак, на опушку выбежал заяц-беляк. Посмотрите на слайд 5. Какой из этих зайцев – иллюстрация к эпизоду? Почему так думаете?

Кто ещё вышел на опушку леса? (огромный лось с бородою).

Посмотрите на слайд 6. Представьте себя маленьким зайчиком на пенёчке. Каким он увидел лося? (выбирают картинку). Почему вы так думаете?

Учитель

Лось стоял и прислушивался. Что он услышал? (крики медвежат, медведицы)

Давайте и мы их послушаем (аудиозапись и слайды 7,8). Как выглядят медвежата? Что они делают? (смешные, неуклюжие медвежата, они, весело играют у лесного разлившегося ручейка) Слушаем ещё одну аудиозапись (журчание лесного ручья).

А теперь обратимся к выданным листочкам. Подберите название к второй картине.

  • дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании.


Читаем дальше (чтение детьми).


   « Стройным косяками летят, тянутся с юга гуси; показались первые журавли.

   -Гуси! Гуси! Журавли! - кричат, задрав головы, ребята.

    Вот закружились над широкой рекой гуси, спустились отдохнуть на наполненную водой полынью.

   Увидели отдыхающих на льду гусей другие пролетавшие гуси, стали подсаживаться к ним. Обрадовались товарищам другие гуси. Далеко над рекой покатился радостный крик...

   Все теплее, шумнее и краше весна.»

Учитель

Вам встретилось слово КОСЯКАМИ. Вспомните, в каком рассказе о косяке птиц мы читали, что оно означает.

  • В сказке Г. Скребицкого про Весну-красну. Косяк птиц – это стая птиц.

Птицы летят клином. Слайд 9. Им так легче экономить силы во время полёта. Они ловят потоки воздуха, который помогает им меньше тратить сил.

Учитель

Какие звуки мы слышим?

Дети

Крики детей -Гуси! Гуси! Журавли! А ещё звуки птиц)

  • Слушаем аудиозапись и смотрим слайд 9.

Учитель

Вам встретилось слово ПОЛЫНЬЯ. Найдите предложение с этим словом.


  • Учитель поясняет: «Полынья – это место на реке, где нет льда. Он уже растаял.

Посмотрите на слайд 10. Какая из фотографий подходит для иллюстрации этого эпизода? Почему? Каким настроением пропитан этот эпизод?



Дети

Радостью «покатился радостный крик...» Потому что вернулись домой, встретились с другими гусями.

Учитель

А теперь обратимся к выданным листочкам. Подберите название к третьей картине.

  • дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании.

Читаем дальше(чтение детьми).

  «На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. А над полянкой, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.»

Учитель

Какого цвета мягкие пуховки на веточках ивы? В каких рассказах мы уже читали о цветущих деревьях - этих приметах наступившей весны?

Дети

Пуховки ивы –желтоватые. В рассказе Скребицкого «В весеннем лесу» говорится о пушистых длинных серёжках, похожих на мохнатых гусениц, на осинах.

Учитель

Посмотрите на слайд 11. Где пуховки ивы? Какое дерево в весеннюю пору на другой фотографии? Ещё о какой примете весны мы узнаем из этого отрывка?

Дети

Побежали хлопотливые муравьи, раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.

Учитель

О каких первых бабочках говорилось в рассказе Г.Скребицкого «В весеннем лесу»?

Дети крапивницах и лимонницах. Слайд 12

Учитель

А теперь обратимся к выданным листочкам. Подберите название к четвёртой картине.

  • Дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании.


  1. Объяснение домашнего задания. Подведение итогов.

Учитель

Дома вы закончите выполнять второе задание: «подберите выражения из текста к каждой картине».


Сейчас прочитайте начало одного из предложений, написанных на доске и закончите его сами.

Сегодня, когда я читал(а) рассказ Соколова-Микитова «Весна», я увидел(а) такие картины природы ….

Сегодня, когда я читал(а) рассказ Соколова-Микитова «Весна», я услышал(а) такие звуки …

Какая весна описана в рассказе Соколова-Микитова: ранняя, средняя или поздняя? Какая весна сейчас за окном?

Подведение итогов.



Раздаточный материал Рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Весна»

1Выберите название для каждой картины:

  • Возвращаются перелётные птицы

  • Берёзки на полянке и лужа

  • Всё теплее, шумнее и краше весна

  • Признаки наступившей весны

  • Медведи проснулись

  • Лесные звери весной

  • Ручей

2 Подберите выражения из текста к каждой картине


1




Гуси летят косяком, закружились, спустились на воду, журавли показались


Заяц-беляк выбежал, присел, лось вышел, медведица вывела, медвежата играют, заглядывают, взбираются


Солнышко светит ярче, дороги потемнели, лёд посинел, грачи прилетели, поправляют гнёзда, ручьи зазвенели, пахучие почки надулись, скворцы прилетели


Мягкие пуховки на веточках ивы, муравьи побежали, подснежники раскрылись, бабочка вспорхнула



2





3





4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя