М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Тема урока:
«М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди А.П.Чехов
Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя М.Е.Салтыков-Щедрин
Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России
М.Е.Салтыков-Щедрин
Изображая жизнь, угнетенную «игом безумия», его сатира переходила в трагедию, и в глубине его мрачных картин светился вынесенный из юности и бережно сохраненный идеал добра, справедливости и просвещения Академик Пынин
Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства Комментарий – рассуждение, пояснение и критическое замечание по поводу чего-либо. Родина – 1) отечество, родная страна; 2) место рождения Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное правами и обязанностями
1869 год «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
Тема
Художественные приемы
Идея
Значение
Господа
Народ
Беседа по комментированию эпизодов
- Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов?
- Как в этих эпизодах характеризуется мужик?
- Кто из героев и почему любит и ценит себя?
- Кто из героев и почему заслуживает уважения?
- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
- Можно ли назвать его идеальным героем?
- Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
- Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
Заключение
В 2006 году исполнилось 180 лет со дня рождения Салтыкова-Щедрина.Его деятельность- это беззаветное служение родине, о которой он говорил : «Я люблю Россию до боли сердечной…»
- Чему научил нас сегодня М.Е.Салтыков-Щедрин ?
Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности
Выделяют три основных типа мировоззрения:
- житейское (обыденное) мировоззрение, под которым подразумевают представления
здравого смысла, традиционные взгляды на мир и человека;
- религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
-философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира
Пользуясь статьей учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин», расскажите об убеждениях писателя.
Мировоззрение М.Е.Салтыкова-Щедрина
Христианские ценности и
вера
Жизнь- служение идеалам
честь
ЛЮБОВЬ
Творчество – средство борьбы с пороками
совесть
ИСТИНА
Заполните таблицу и изложите взгляды генералов, доказывая свои суждения
цитатами из текста
Взгляды генералов
Цитаты из сказки
1.
2.
3.
4.
Взгляды генералов
Цитаты
Нет необходимости в каких
либо знаниях. Главное — это за-
работать пенсию. Служба состо-
ит в том, чтобы повторять одни
и те же слова
«Даже слов никаких не знали
кроме: «Примите уверение в со-
вершенном моем почтении и
Преданности»
«стали искать, где восток и
где запад»
Пища появится на столе сразу
надо только отдать приказ ку-
харке
«Кто бы мог подумать, ваше
превосходительство, что чело
веческая пища, в первоначаль
ном виде, летает, плавает и
на деревьях растет
«…признаться, и я до сих пор
думал, что булки в том самом
виде родятся, как их утром к
кофею подают
Взгляды генералов
Цитаты
Не нужно ничего делать, за тебя
все сделают другие
Работать за них должен мужик
«а что если бы нам найти мужика? Он бы нам
сейчас и булок бы подал, и ряб-
чиков бы наловил, и рыбы»
«сейчас марш работать»
«вот как оно хорошо быть ге-
нералами — нигде не пропа-
дешь
Не знают, что такое сострада
ние, благодарность
«Ты смотри, однако, каналья,
не утопи нас!», «столько денег
загребли», «…и об мужике не
забыли; выслали ему рюмку
водки да пятак серебра: весе-
лись, мужичина»
Нарисуйте систему персонажей сказки, включив в нее слова из текста, характеризующие героев
Генерал, ночная рубашка, орден, учитель каллиграфии
Мужчина-лежебок, запах мякинного хлеба, стал перед ними действовать, взял себе кислое, сплел веревку, в пригоршне суп сварил
Генерал, ночная рубашка, орден, глухое рычание
Домашнее задание
1. Прочитать в учебнике статью «Сатира» (с. 346 — 347), выучить термины, подготовить ответы на вопросы 3 — 5 к этой статье
2. Составить кластер «Средства сатиры»
3. Прочитать сказки «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
4. Сравнить литературную и фольклорную сказки на примере сказки «Премудрый пискарь»