СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение технологии паласного переплетения при изготовлении цветочного ковра

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема урока: научить пользоваться техническим рисункам цветочного ковра, освоить перенос рисунка с проекта на конвовую бумагу, научить использовать технику паласного переплетения при изготовлении цветочных ковров,   научить делать расчеты количества клеток технического рисунка для заданного размера, воспитывать эстетическое отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Изучение технологии паласного переплетения при изготовлении цветочного ковра»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

им. Н. В. ПЛЕВИЦКОЙ»




Специальность «Художественное ткачество и ковроткачество»



ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Технология и материаловедение»

на тему:

«Изучение технологии паласного переплетения при изготовлении цветочных ковров»







Разработчик: Ворошилина Е. М.,

преподаватель

ОБПОУ «Суджанский

колледж искусств им. Н. В. Плевицкой»





г. Суджа – 2023г.

Открытый урок (23.10.2023)

со студентами 2-ого курса отделения «Художественное ткачества и ковроткачества» Артюховой Анной, Железняковой Полиной, Зубаревым Савелием, Масленниковой Екатериной, Поветкиной Анастасией.

Тема урока: Изучение технологии паласного переплетения при изготовлении цветочных ковров

Цель урока:

Образовательная: научить пользоваться техническим рисункам цветочного ковра, освоить перенос рисунка с проекта на конвовую бумагу, научить использовать технику паласного переплетения при изготовлении цветочных ковров, научить делать расчеты количества клеток технического рисунка для заданного размера

Развивающая: развивать глазомер

Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства.



Задачи урока: Освоить технологию паласного переплетения при изготовлении цветочных ковров.

Форма урока: коллективная.

Методы и технология обучения:

Словесные: беседа

Наглядные: учебные пособия, демонстрация слайдов, фотографий

Практические: демонстрация последовательности изготовления цветочного ковра по техническому рисунку, самостоятельная работа учеников

Оснащение урока: Рабочая тетрадь, конвовая бумага, эскиз цветочного проекта, вертикальный станок, х/б основа, цветные нитки .


Структура урока:

  1. Организационный этап (1 мин)

  2. Сообщение цели и задачи урока (4 мин.)

  3. Пояснение материала (15 мин).

  4. Практическая работа(20 мин.)

    1. Совместная практическая работа педагога и ученика.

    2. Активизация прежде приобретённых навыков и знаний.

    1. . Закрепление нового материала практической работой.

  1. Подведение итогов (4 мин.)

  2. Домашнее задание (1 мин.)

Содержание урока:

  1. Небольшая беседа со студентами для успокоения и сосредоточенности перед началом работы.

  2. Тема урока: научить пользоваться техническим рисункам цветочного ковра, освоить перенос рисунка с проекта на конвовую бумагу, научить использовать технику паласного переплетения при изготовлении цветочных ковров, научить делать расчеты количества клеток технического рисунка для заданного размера, воспитывать эстетическое отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства.

  3. Курские цветочные ковры – это гладкие ковры счетной техники. Яркие по цвету, простые по рисунку, они очень выразительны и самобытны, благодаря традиционным черным фонам и пышно цветущим розам.

Выполняются такие ковры аналогично геометрическим паласам, только роль ромбов и прямоугольников здесь играют цветы и листья.

Возьмем за основу своего изделия фрагмент традиционного ковра. Не следует забывать, что курские изделия ткались больших размеров, и цветы на них были очень крупные. Поэтому не стоит мельчить с рисунком – от этого пропадет его своеобразие. После эскиза в цвете приступаем к выполнению технического рисунка по клеточкам.

Перед началом ткачества обычно выполняется заработка х/б нитками (можно основными). Заработка – это кромка ковра, она необходима как для гладких, так и для ворсовых изделий. После выполнения «косички» берем моток ниток в одно сложение и ткем приблизительно 10 мм паласными переплетением. Получается узкая полоска заработки, которая выравнивает и уплотняет край ковра. Ковра образец готов, то перед «косичкой» заработку следует повторить.

Ткачество Курского цветочного ковра осуществляется ( также как и элементы геометрического паласа) путем подсчета пар нитей основы в соответствии с клетками технического рисунка. На вертикальных стыках цветов выполняется сцепление на общую нить. На границе цветовых участков одна нить основы принимается за общую. Два утка огибают ее поочередно, образуя плотную ткань без просветов. В результате силуэт рисунка получается дополнительно декорирован мелкими зубчиками. Такой силуэт дает единую трактовку форм узора, вносит своеобразную условность в его решение. В местах сцепления утков нужно обязательно следить за равномерностью натяжения цветового утка.

Теперь несколько слов о самых распространенных видах брака в ткачестве.

  1. Изделие стягивается (сужается) по мере работы. Это означает, что нитки утка пробрасываются недостаточно свободно. Подтягивать цветную нить не нужно, она должна легко овивать нити основы.

  2. Существует такой брак, который называется «кирс»: тканая поверхность неровная, волнистая, словно гофрированная. Тут могут быть две причины: во – первых, слишком слабо ( или неровномерно) натянута основа; во-вторых, уток пробрасывается слишком свободно. Выравнивать «кирс» можно, когда он только – только появился, подтягивая (несильно) уток или при помощи утюга, отпарив изделие прямо на станке. Такой дефект часто появляется на стыках резизок, в этом случае их можно перекомпоновать.

  3. Рисунок ковра на станке не соответствует по пропорциям рисунку. искажение происходит либо от неправильного подсчета пар нитей основы, либо от неровнамерного натяжения разных утков.

Добиться качественного выполнения ковра можно только путем практики.


4. 1. Студенты делают технический рисунок по заданным размерам 4.2. Студенты делают технический рисунок по заданным размерам.

4. 2. Технический рисунок закрашивается согласно эскизу цветочного проекта.

4. 3. Студенты вместе с преподавателем ткут цветочный ковер путем паласного переплетения по техническому рисунку.

5. Подводя итоги проведённого урока, дать самооценку полученным навыкам; для лучшего запоминания ещё раз, словесно, повторить приобретённые приёмы.

6. Самостоятельно завершить работу

Список литературы.

  1. «Улучшенный ручной ткацкий станок» И. Левинский 2012 г.

  2. «Нетканый гобелен - живопись волокном» К. Кротова 2007 г.

  3. « Традиции народного ткачества в творческих работах школьников». Макарова М.П . – 2002.-№3

  4. «Народные художественные промыслы РСФСР»Москва «Высшая школа» 1982 г.





ПРИЛОЖЕНИЕ
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!