СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение темы «Основные способы словообразования» в гимназии №2 г. Минска.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словообразование является важной темой в учебной программе по русскому языку в учебных заведениях Беларуси. Оно, в сущности, пронизывает все темы морфологии и имеет большое значение для многих явлений языка. Словообразование является основным средством обогащения языка.

Просмотр содержимого документа
«Изучение темы «Основные способы словообразования» в гимназии №2 г. Минска.»

Изучение темы «Основные способы словообразования» в гимназии №2 г. Минска.

Учитель высшей категории Булыгина Л.Н.

Словообразование в современном русском языке. Теоретическая база словообразования, исходя из материала, необходимого для подготовки к централизованному тестированию.

Неморфологический способ словообразования.Переход из одной части речи в другую

1) морфолого-синтаксический,

Переход из одной части речи в другую

Переход из прилагательного в существительное.

Субстантивация.

Дежурный, военный, учительская, мороженое, кладовая, столовая.

Переход из причастия в существительное.

Субстантивация.

Управляющий, учащийся, будущее,

следующий, присутствующие, отсутствующие.

Переход из причастия в прилагательное.

Адъективация.

Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).

Собранная девочка, взволнованное лицо, блестящие успехи.

Переход из деепричастий, местоимений , существительных в наречие.

Адвербиализация.

(Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).

(Когда?) утром, вечером, весной,

летом, ночью.

Сейчас, тотчас.

Переход из наречий, деепричастий и существительных в предлоги.

(Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.

(Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика. Шёл, не смотря на прохожих. Несмотря на дождь, пошли в поход.

Вследствие дождя, в течение дня.


Субстантивация.

Переход прилагательных и причастий в существительные:

Военные.

Учащиеся.

Дежурные.

Подлежащее.

Существительное.

Адъективация.

Переход причастий в прилагательные (с переносным смыслом):

Собранная девочка.

Рассеянные дети.

Взволнованное лицо.

Блестящие успехи.

Избранные гости.

Адвербиализация. Переход в наречия.

1.Любуюсь (чем?) утром – сущ.

Когда?- наречие:

утром;

вечером;

осенью;

весной;

летом.

2. Тот час (указательное местоимение +существительное)→ тотчас (наречие).

Сей час (указательное местоимение +существительное)→сейчас (наречие).





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!