Метапредметное обучения на уроках русского языка и литературы
1)В школе новый стандарт обучения, кроме предметных результатов, ориентирует на достижение личностных и метапредметных результатов.
2) Метапредметные умения:
- Умение планировать собственную деятельность;
- Развивать способность эффективно действовать в группе, т.е соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата;
- Развивать компьютерная грамотность школьников и их способность использовать данные из сети Интернета для решения различных задач.
Универсальные учебные действия (УДД)- это совокупность способов и навыков работы, которые помогают самостоятельно усвоить новые знания, обеспечивают организацию этого процесса. Овладев такими способами действия, обучающиеся смогут не только решать учебные задачи, но и задачи вне учебной деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты тоже отличаются от предметных и личностных тем, что, освоив обобщенные способы деятельности на разных предметах, обучающиеся смогут применить их не только в урочной, но и в внеурочной деятельности, а так же в жизненных ситуациях.
Формирование метапредметных компетентностей возможно благодаря использованию в образовательном процессе эффективных технологий обучения и воспитания: развитие критического мышления через чтение и письмо , мастерскую чтения и письма, метода проектов, метода проблемного обучения, кейс метода, приема эксперимента.
Интеграция видов искусств: музыка, литература, театр, история, живопись, архитектура и скульптура.
Формированию метапредметных компетентностей способствуют интерактивные методы обучения, системно- деятельностный подход, личностно-ориентированные технологии обучения, метод моделирования, исследовательский метод.
Характеристика метапредметных технологий
В процессе проектной деятельности происходит формирование у обучающихся умения действовать не только по образцу, но и самостоятельно.
Личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированное обучение- это такое обучение, когда обучающиеся становятся субъектами обучения и собственного развития.
Интерактивные методы и формы
Интерактивное обучение-это обучение через опыт.
-инсценирование театрализация .
-Создание лэп-буков
Лэпбук (лепбук, lap-колени, book-книга), лэпбук –это книжка на коленях. Есть и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Метапредметность данного метода состоит в том, что лэпбук-это самодельная интерактивная папка с карманами, мини-книжками, окошками, подвижными деталями по определенной теме.
-Эйдос-конспект -изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.
(Ученик воссоздает его художественный мир прочитанного произведения, показывая графически или цветом взаимоотношения между героями ).
Эйдос - конспект как способ развития критического
мышления и креативности учащихся на уроках русского языка и литературы
Методы и приемы структурирования визуального
Традиционные
Новые
диаграммы , опорные конспекты , кластер , ментальные карты , лента структурно - логические схемы , таблицы , времени , коллаж , визуальная матрица , планы , презентации , тренажеры облако слов , постерная презентация , инфографика , скрайбинг , эйдос - конспект
Эйдос - конспект - это ...
- Эйдос – термин древнегреческой философии и литературы .
Первоначально означал « видимое », « то , что видно », « наружность ».
- Конспект – краткое , ёмкое изложение ключевой информации .
Эйдос - конспект - это изображение и краткое рассуждение , дающие толкование своего видения темы и образов художественного
произведения
Достоинства эйдос - конспекта
- помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося;
позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества целиком; требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;
развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;
является своего рода помощником при чтении: учит сравнивать разные точки зрения.
Виды эйдос - конспектов
Графические
приближенные
и
авторские
опорным
схемам
-
читательские
но
конспектам
,
образы
лежат
основе
схемы
образы
Художественные
Графические
Цветовые
Ассоциативные
Комбинированные
Эйдос - конспект на уроках русского языка
-
=
Эйдос
конспект
образный рисунок ( графическая идея ) +
четкое обоснование каждого элемента +
формулировка названия +
формулировка названия +
Алгоритм создания эйдос - конспекта
- Прочитать текст .
- Прислушаться к себе .
- Какие ключевые слова возникают после прочитанного ?
- Какие образы или ассоциации возникают при размышлении над ключевыми словами ?
- Как бы Вы расположили их на листе ? Почему так ?
- Какие цвета использовали ? Почему ?
- Как бы вы назвали свой эйдос - конспект ? Почему ?
Создание эйдос - конспекта
Интерес
к
Возможность
неожиданного
познанию
,
открытия
к
чтению
Развитие
Мотивация
творческой
к
учебе
активности
детей
Помощь
Развитие
в
понимании
исследовательских
текста
навыков
Проекты:
-Информационно-обобщающие на стыке литературы и географии, литературы и истории, русский язык и краеведение, литературы и кино итд.
-Исследовательские проекты: «Автобиографичность ранних рассказов М.А.Булгакова», «Женские образы в цикле «Темние аллеи» И.А.Бунина», «Влияние изменений в обществе на поэтику рассказов М.Зощенко раннего и позднего периодов».
-Творческие проекты. Литературное творчество. Создание произведений собственного сочинения.
Рабочий лист по произведению Ч.Т.Айтматова «Ранние журавли»
Год создания
Жанр
Направление
Идея произведения
Какие эпизоды изображают данные кадры из фильма Б.Шамшиева и к какой композиционной части сюжета они относятся?
2
1
1
2
3
4
3
4