СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение творчества М.Е.Салтыкова - Щедрина в средней школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение творчества М.Е.Салтыкова - Щедрина в средней школе»

Бардыкина Е.Б.,

учитель МОУ СОШ №23 г.Рыбинска

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М .Е .САЛТЫКОВА – ЩЕДРИНА В ШКОЛЕ

Сегодня, когда много спорят о национальной идее, русская классическая литература помогает нам понять к чему мы должны стремиться. В одной из статей Ю.В.Лебедев писал : « Очень важно нам сейчас, когда общество наше утрати­ло нравственные ориентиры и спутало безобразие с красотой, зло с добром, прояснить в сознании учащихся немеркнущие и вечные ду­ховно-нравственные идеалы родной литературы.»1

Одним из тех, кто боролся за духовно- нравственные идеалы, используя сатиру, и был Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. В нашей литературе немного писателей, поднимавшихся на такой уровень обобщения, используя всю палитру сатирических приёмов. Имя Щедрина стоит рядом с именами Н.И.Фонвизина и Н.В.Гоголя, а за ним следует М.А.Булгаков. И как нам кажется, понять сатиру Булгакова невозможно, не зная сатиры Щедрина.

Сегодня школьникам программой предлагаются для изучения несколько сказок и отрывки из «Истории одного города», к сожалению, неоправданно исключён из школьного изучения замечательный роман «Господа Головлёвы».

Хотелось бы предложить, с учётом того, что учитель вправе вносить свои изменения в программу, добавить к уже имеющимся следующие произведения Салтыкова-Щедрина : «Пошехонская старина» ( 8 кл.) и «Господа Головлёвы»(10 кл.). В этом случае у учащихся сложится целостное представление о жизни и творчестве писателя, его месте и роли в русской литературе.

Схема изучения творчества и биографии выглядит следующим образом:

Класс

Произведение

Биография

7

«Сказки»

Детство и юность

Эзопов язык

8

«Пошехонская старина»

Административно- хозяйственная деятельность, работа в журналах

9

«История одного города»

Связь с Фонвизиным и Гоголем

Особенности сатиры

10

«Господа Головлёвы»

Сатира 70 – 80х годов.

Обзор творчества.


В 7 классе можно отвести на изучение творчества писателя 2 – 3 часа. Если есть возможность, съездить на экскурсию в Спас – Угол.

Первый урок: Если нельзя побывать в местах, связанных с детством писателя, можно провести по этим местам заочную экскурсию с рассказом о детстве и юности писателя в течение 10-15 минут, с использованием материалов музеев, отрывков из писем и воспоминаний писателя, презентацией или фильмом) . Это может сделать как сам учитель, так и специально подготовленные ученики.

Следующим этапом урока станет обсуждение прочитанной сказки «Как один мужик двух генералов прокормил». Домашним задание после этого урока станет подготовка представления сказки(по выбору учащихся). «Сказки» предлагается прочитать заранее.

Второй урок: Можно начать с небольшой викторины по материалам экскурсии и сказок, тестирования, кроссворда. Затем слово учителя о понятии «эзопов язык». Следующим этапом станет представление сказок группами учащихся. Это может быть чтение по ролям или инсценировка отрывка с обязательным рассказом о теме и идее сказки.

В 8 классе предлагается для изучения «Пошехонская старина», на изучение также отводится 2 часа.

Первый урок: Рассказы учащихся об административно- хозяйственной и журнальной деятельности Салтыкова – Щедрина (могут быть как индивидуальными, так и по группам). Желательно, чтобы рассказы сопровождались визуальным рядом.

Следующим этапом урока будет рассказ учителя о «Пошехонской старине» : история создания, тема, идея, герои.

Второй урок посвящается аналитическому чтению отдельных глав произведения (по выбору учителя).

В 9 классе традиционно предлагается изучение «Истории одного города», на это можно отвести 3 часа.

Первый урок будет посвящён связи творчества Салтыкова –Щедрина с творчеством Фонвизина и Гоголя, их традиции в произведениях писателя, общая характеристика сатирических приёмов Салтыкова – Щедрина ( возможна лекция учителя, изучение критических статей, работа с учебником и другие приёмы).Как вариант проведения этого этапа урока может быть предложено составление сборника статей . Учеников можно разделить на несколько групп : корреспонденты, редакторы, художники – оформители, издатели и т.д. В классе проводится представление работы.

На этом же уроке рассказывается об истории создания произведения ( это может сделать ученик, предварительно получивший домашнее задание).Одним из этапов урока может стать разговор о художниках-иллюстраторах произведений Салтыкова – Щедрина (обязателен рассказ о Кукрыниксах и Соколове, так как он наш земляк, они много иллюстрировали произведений . иллюстрации вполне доступны).

Второй урок посвящаем аналитическому чтению отдельных глав произведения, целесообразнее, если это будут главы, посвящённые градоправителям. Оно может быть организовано как фронтально, так и по группам. Предлагаются вопросы, даётся время для обсуждения, затем представляется градоначальник. Результатом работы станет таблица, где в хронологическом порядке располагаются все правители и краткие сведения о каждом из них. (Групповая форма работы предпочтительнее, так учащиеся больше успевают). Обязательно на уроке должна быть освящена позиция автора по этому вопросу.

В 10 классе предлагается изучение романа «Господа Головлёвы», на который необходимо отвести, как минимум, 3 часа.

Первый урок посвящаем обзору творчества писателя в 70-80х годах. Его можно провести в форме защиты проекта «Представляем произведение». Для представления предлагаются «Помпадуры и помпадурши», «Господа ташкентцы», «Благонамеренные речи», «Дневник провинциала»,»Убежище Монрепо». Необходимо осветить историю создания, тему, идею, основное содержание, рассказать об основных героях, можно использовать выразительное чтение, инсценирование. При представлении желательно использовать возможности компьютера (презентации, публикации, создание видеофильмов)

Второй урок – лекция учителя с рассказом об истории создания рома, идейно – тематическом содержании, основных проблемах, композиции и система образов. На предыдущем уроке можно предложить учащимся подготовить рассказ о героях романа (портрет, черты характера, судьба).

Третий урок посвящаем образу Иудушки Головлёва. Он может быть проведён в форме семинара, вопросы для которого учащимся предлагаются в качестве задания на предыдущем уроке. В течение урока можно использовать отрывки из художественного фильма «Господа Головлёвы»

В качестве домашних заданий на уроках при изучении творчества писателя могут быть предложены следующие виды творческих работ:

  • Создание иллюстраций к произведениям

  • Создание тестов по отдельным произведениям, по творчеству писателя, по биографии, по творчеству и биографии ( для своих товарищей по классу , а можно предложить старшим сделать для младших)

  • Разработать викторину ( так же как и тесты )

  • Создать кроссворды

  • Старшеклассникам можно предложить обзор литературы по отдельным произведениям, по биографии писателя, по различным периодам творчества, источников Интернет.

  • Используя компьютер, создать обложку для произведения Салтыкова –Щедрина.

В результате работы будет собрано много разнообразных материалов. Все их объединит сайт, который будет содержать следующие страницы

  • Биография Салтыкова – Щедрина ( здесь помещаются текстовые материалы, делаются ссылки на публикации и презентации, связанные с жизнью и деятельностью писателя)

  • Галерея ( содержит фотоматериалы о жизни писателя)

  • Художники- иллюстраторы произведений

  • Проверь себя ( тесты, викторины)

  • Источники (обзор литературы, источники Интернет, оформленные как ссылки с возможностью выхода в Интернет)

  • Творчество читателей (разнообразные творческие работы учащихся : сочинения, иллюстрации, творческие отчёты и др.)


1 Ю.В.Лебедев «Заветы русской классики». «Литература в школе» 2004 №9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!