Урок литературы 6 класс
Тема: Роберт Льюис Стивенсон баллада «Вересковый мед»
Цели урока:
Познакомиться с творчеством Стивенсона (кратко).
Уметь анализировать прочитанное произведение, работать по теории литературы.
Развивать самостоятельную деятельность учащихся. Понимать различные точки зрения. Уметь отстаивать свою точку зрения. Уметь слушать.
Нравственное воспитание.
Оборудование урока: презентация.
Тип урока: урок-анализ произведения.
Ход урока
Оргмомент. Подготовка рабочего места. Постановка целей урока, темы.
Работа по теме.
Вступительное слово учителя:
Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в старинной шотландской семье, несколько поколений, которой были связаны с морем. Его отец был известным инженером, строителем маяков. Будущий писатель с детства любил путешествовать. Закончив юридический факультет Эдинбургского университета, из-за тяжелой болезни был вынужден уехать из Англии. Он побывал во многих странах, и, в конце концов, обосновался в швейцарском городе Давосе. Стивенсон- автор многих рассказов и стихотворений, нескольких повестей и романов, среди которых знаменитый «Остров сокровищ». В 1890 году врачи посоветовали Стивенсону сменить климат на более теплый. После долгих лет поисков писатель поселился на острове Самоа. И только тут смог вести такую деятельную жизнь, о которой мечтал. Стивенсон пользовался уважением островитян, его почтительно называли «слагателем историй». На этом острове прошли последние четыре года его жизни. Он умер в возрасте 44 лет.
2.
Вереск – вечнозеленый низкий кустарник с множеством мелких трехгранных листьев и таких же мелких цветков с лилово- розовым, иногда белым венчиком растет в сосновых лесах и на болотах встречается в Европе, встречается в Азии, Северной Африке, Гренландии и на Атлантическом побережье Америки. Вереск - хороший медонос, но мед дает терпкий или даже горький. Вересковые пустоши широко известны в Шотландии.
ВАССАЛ ( ср.-век лат. Vasallus, от кельт. Vassus- «слуга»),
В Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставлении земли в держании определенной службы в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности. 2. Подчиненное, зависимое лицо.
Пикты- группа племен, составлявших древнее население Шотландии. В 9 в. завоеваны скоттами и смешались с ними.
Баллада-( итал.ballare- танцевать) В средние века в западноевропейской поэзии - хоровая песня. Стихотворное произведение, в основе сюжета которого лежит какое-либо необычное событие или историческое предание.
Основными признаками баллады считаются следующие: А) Сюжетное стихотворение.
В) В центре баллады описание какого-либо фантастического, исторического случая.
С
- О чем заставляет задуматься?
- Что можно сказать о композиции баллады?
- Кого можно считать главным героем баллады?
- Какая тайна была у пленников?
- Какой выбор сделал герой?
- Как поступок характеризует горбатого карлика?
- Почему свою тайну он называет святой? - Каким мы видим шотландского короля?
- За что шотландцы уничтожили пиктов?
- Сколько героев в балладе?
- Чем занимались пикты до безжалостного врага? - Как выглядели медовары?
) Диалог- основа баллады, часто заменяет сюжет.
3. Чтение баллады и беседа по содержанию
- Понравилась ли она вам?
- О каких событиях рассказала вам баллада?
- О каком народе говориться в балладе?
Тайна верескового меда.
2. Шотландский король завоевал пиктов.
3. Нашлись последние пикты.
4. Недовольство короля растет.
5. Обещает открыть тайну и обманывает короля.
6. Погибает герой, тайна не раскрыта.
Вывод:
- Какие человеческие качества прославляются
В чем заключалась тайна и сила этого народа?