Изучение организации и проведение самостоятельных работ, как метода обучения, направленного на развитие учебных действий учащихся

Категория: Всем учителям

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать внедрять и совершенствовать технологии обучения, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии.

Просмотр содержимого документа
«Концептуальное изложение педагогического опыта»

Тема: Изучение организации и проведение самостоятельных работ, как метода обучения, направленного на развитие учебных действий учащихся


«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». 
А. Дистервег



 Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»».

Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться         Современная система образования призвана  вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а  формирование способности и готовности обучающихся реализовывать учебные действия, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе. Это генеральное направление стало определяющим в концептуальном изложении моего педагогического опыта.

Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни.

В действующей программе по географии представлены практические работы, которые выполняются учащимися преимущественно самостоятельно и, следовательно, обладают высоким развивающим потенциалом. Естественно, что перед выполнением этих работ необходим этап подготовки, тренировки. Тренировочные работы учитель выбирает по своему усмотрению, в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса, наличия источников географической информации. Отсутствие в действующей программе по географии практических работ тренировочного характера, привело к тому, что часто учащиеся только при выполнении итоговой практической работы впервые знакомятся с теми умениями, которые они должны уже самостоятельно применять, выполняя эту работу. Вызывает серьезные затруднения отбор форм и методов организации деятельности учащихся при выполнении самостоятельных работ, способы фиксации результатов в рабочей тетради или на контурной карте. Специфика моей работы заключается в изучении организации самостоятельных работ, как метода обучения, направленного на развитие способностей учащихся через групповую, индивилульную работу и практические задания.

ЦЕЛЬ: Использование методической системы коммуникационного обучения в сочетании с методикой обучения самостоятельной деятельности на уроках географии. Использование методической системы коммуникационного обучения в сочетании с методикой обучения самостоятельной деятельности, будет способствовать развитию личности ученика, если развивать принцип ориентации на сотрудничество преподавателя и ученика на основе взаимнополезных отношений, если процесс обучения будет обеспечивать всемерный учет возможностей и способностей обучаемых, если создавать необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.

Для этого необходимо решать текущие задачи, имея перспективный план развития разработки и совершенствования системы.

Первоочередными задачами стали:

-изучение научной, педагогической, методической, психологической литературы по данному вопросу;

-рефлексия своего педагогического опыта;

-изучение результативности выбранных приемов, методов, способов обучения;

-создание своей системы работы.

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: критический анализ литературных источников, изучение нормативной документации по организации самостоятельной работы по географии. Потребность, желание и интерес воплотить всё это на практике, возникают безусловно. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания. Остаётся немногое - большое – как реализовать? С помощью чего добиться близких к идеалу результатов?

Организации процесса

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Перечисленные проблемы тесно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы

Современный дидактический принцип личностно- ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета Современные педагогические технологии и методики находящиеся в постоянной доработке, новые приёмы и способы обучения, дают возможность выйти на требуемый ФГОС ом уровень качества образования, достичь той цели к которой стремимся - всесторонне-развитой личности на выходе из школы.

Технологии обучения.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:

а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;

б) технология в обучении.

Под последним определением понимают использование технических средств обучения ( компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами».

Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.

В целом, как представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.

Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся. В настоящее время уже довольно чётко сложилось представление о педагогических технологиях их признакам и видам (приложение 1).

Методическая система личностно-ориентированных технологий обучения в сочетании с методикой обучения самостоятельной деятельности, установит и укрепит сотрудничество преподавателя , если будет, на мой взгляд, представлять из себя не набор, а систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В содержательной части рабочей программы предмета «География», необходимо представить систему учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы. Формирование географического мышления, как особого способа познания и понимания географического пространства, осуществляется через познавательные, знаково-симолического и логического характера действия.

Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями, анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать, умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве, умения делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать- всё это значимо не только с точки зрения географического образования школьника, но и с позиции надпредметности, метапредметного подхода в обучении.

Урок остаётся важнейшим средством реализации программы, сотрудничество учителя и ученика на уроке станет полноценным при условии грамотно поставленных целей, формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, т.е. в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д. Примерные формулировки задач урока:

Выявить особенности процессов, объектов и явлений;

  • Установить причинно-следственные связи;

  • Сравнить объекты, территории;

  • Выделить черты сходства и различия;

  • Объяснить;

  • Проанализировать;

  • Сформулировать суждение;

  • Выделить существенные признаки;

  • Найти необходимую информацию;

  • Определить источники необходимой информации;

  • Построить модель (смоделировать);

  • Преобразовать информацию в схему, таблицу;

  • Провести наблюдение;

  • Составить план по тексту;

  • Представить подготовленную информацию в виде презентации;

  • Сформулировать гипотезу;

  • Найти ответ на вопрос;

  • Высказать предположение;

  • Привести доказательства; классифицировать объекты по признаку;

  • Найти необходимую информацию для решения задачи.

Другим важным моментом является планирование каждого этапа учебной деятельности. Планируя урок, нужно учитывать, что главная задача – не простое изложение учебного материала, а организация деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и организация их решения.

И, наконец, важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения. (приложение 2)

Таким образом, при соблюдении всех условий, освоении учащимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров станет реальным действием.





Эффективность



Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических ( либо тех  и других вместе) действий.

Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И.Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке. А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.

Во-первых: знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, опознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и  критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих: если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё нерешённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы, с разработанной системой оценки действий( например по заданному алгоритму или собственному было выполнено задание)

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на четыре группы:

1.     Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

2.     Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3.     Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

4.     Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Очевидно, что самостоятельной работе присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая, т.е компоненты целостного педагогического процесса

На процесс развития знаний, умений и навыков учащихся или, если угодно, УУД, так как мы договорились об идентичности понятий при определённой, изменившейся роли учителя и ученика, при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники, в том числе при самостоятельной работе..

В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов. Роль самостоятельности в работе с источниками географической информации усиливается в той же прогрессии, от класса к классу.

Источники знаний по-разному передают географическую информацию, поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление..

Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии различны и вполне соответствую развитию не только межпредметных, но и надпредметных связей.

Составить план параграфа и изложить текст по плану, подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту, найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий, привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы, смоделируйте текст на контурную карту- это лишь небольшой набор заданий, которые прекрасно укладываются в программу метапредметных модулей «Знак», «Знания»

Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.

Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.

Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными действиями, мы начинаем формировать логические и исследовательские умения и навыки Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Именно в ходе самостоятельных работ происходит оттачивание умений давать определение и пользоваться понятиями. Операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы называют. классификацией Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.

Сравнение –ещё одно из тех умений которое научить делать необходимо. К.Д.Ушинский писал: «….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации. Модель – это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование.

Умение наблюдать. Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.

Всё вышесказанное, учтённое при подготовке к самостоятельной работе может дать прекрасный результат в виде умозаключения. Но и это умение нужно развивать в том числе при самостоятельном выполнении заданий. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии. Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить, причем в одних случаях необходимо объяснить причины того или иного явления (образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других – влияние одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости океана на климат территории).

Уроки самостоятельного поиска и закрепления знаний, построенные в соответствии с технологией системно - деятельностного подхода, где на каждом этапе урока продуманы учебные действия ученика и учителя, от определения цели до системы оценивания, школьники учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.

Заключение.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать внедрять и совершенствовать технологии обучения, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии.











Приложение1

К главным признакам технологии обучения относят:

-четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание
значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию
учебной деятельности школьников;

-построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей
и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и
форм организации учебной деятельности школьников;

-обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);
выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)


-организацию самостоятельной работы учащихся, направленную
на решение проблемных учебных задач;

-широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки
результатов обучения.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

1.технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных,
учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

2.технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка
путем согласования с результатами общественно-исторического опыта,
т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности

3.технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

.Приложение 2

Состав познавательных УУД.

Виды УУД

Состав действий

Знаково-символические (информационные)

  • Выделение и формулирование познавательной цели,

  • Поиск необходимой информации,

  • Применение методов информационного поиска,

  • Моделирование,

  • Умение структурировать знания;

  • Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • Рефлексия способов и условий действия;

  • Контроль и оценка процесса и результата деятельности;

  • Смысловой чтение;

  • Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

  • Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения.

Логические

  • Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);

  • Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  • Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • Подведение под понятие;

  • Выведение следствий;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Исследовательские

  • Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;

  • Выдвижение гипотезы;

  • Видение проблемы;

  • Определение объекта и предмета исследования;

  • Определение комплекса методов исследования;

  • Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;

  • Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;

  • Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;

  • Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.

Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;

  • Проверка гипотетических положений;

  • Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

















Приложение3

Географические методы.

Географический метод

Осуществляемые действия

Примеры заданий

Метод наблюдения

Определить цель наблюдения;

Произвести отбор источников информации;

Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений;


Провести наблюдение за погодой;

Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.

Метод географического описания

Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

Составлять географическую характеристику территорий.

По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса.

Историко-географический метод

Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.

Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.

Сравнительно – географический

Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.

Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.

Картографический

Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления.

Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса?

Статистический

Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен.

По климатограммам определите тип климата данной местности.





















Библиографический список

  1. Абасов 3. В. Форма обучения - групповая: пособие для учителей / З.В. Абасов. - М.: Директор школы, 1998. - № 21. - 33 с.

  2. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления : Свердловский областной институт усовершенствования учителей / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: Научно-исследовательская лаборатория «Альтернативная педагогика», 1992. - 94 с.

  3. Голов В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования : пособие для студентов / В.П. Голов. -М., 1987.

  4. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - М.: Прометей, 1993. - 306 с.

  5. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”// Открыт. школа. – 1998. - №2.

  6. Даринский А. В. Методика преподавания географии: учебное пособие / А.В. Даринский. - М.: Просвещение, 1975.

  7. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961.

  8. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

  9. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 1975.

  10. Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. – 2003, №1.

  11. Скатов Н. Н. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроке географии / Н. Н. Скатов, Е.А. Попова //География в школе. - 2000. - №8 Чередов. - М.: Просвещение, 1988. - 155 с.

  12. Чередов И. М. Форма учебной работы в средней школе [Текст]: книга для учителя / И.М. Чередов. - М.: Просвещение, 1988. - 155 с.

Просмотр содержимого презентации
«БУРДОВА Н.А.»

Тюменская область  Викуловский район Бурдова Наталья Анатольевна Учитель географии и биологии  МАОУ «Балаганская СОШ» с.Балаганы Викуловского района

Тюменская область Викуловский район

Бурдова Наталья Анатольевна

Учитель географии и биологии

МАОУ «Балаганская СОШ»

с.Балаганы Викуловского района

Изучение организации и проведение самостоятельных работ, как метода обучения, направленного на развитие учебных действий учащихся « Практика без теории слепа.  Теория без практики мертва.» ЦЕЛЬ:  Использование методической системы коммуникационного обучения в сочетании с методикой обучения самостоятельной деятельности на уроках географии.

Изучение организации и проведение самостоятельных работ, как метода обучения, направленного на развитие учебных действий учащихся

« Практика без теории слепа.

Теория без практики мертва.»

ЦЕЛЬ: Использование методической системы коммуникационного обучения в сочетании с методикой обучения самостоятельной деятельности на уроках географии.

Формирование самостоятельности  Формирование своего мировоззрения Определить различные виды практических работ в развитии самостоятельности у учащихся Научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности Научить самостоятельно овладевать знаниями Развитие самостоятельности в познавательной деятельности

Формирование самостоятельности

Формирование своего мировоззрения

Определить различные виды практических работ в развитии самостоятельности у учащихся

Научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности

Научить самостоятельно овладевать знаниями

Развитие самостоятельности в познавательной деятельности

четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание  значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию  учебной деятельности школьников; построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей  и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и  форм организации учебной деятельности школьников; обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);  выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)   организацию самостоятельной работы учащихся, направленную  на решение проблемных учебных задач; широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки  результатов обучения .
  • четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;
  • построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;
  • обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)
  • организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;
  • широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения .

К признакам технологии обучения относят :

Три основные группы технологий

Три основные группы технологий

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;
  • технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности
  • технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических ( либо тех  и других вместе) действий.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических ( либо тех  и других вместе) действий.

«Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, - я смогу запомнить.  Позволь мне это сделать самому,  И это станет моим навсегда».  Древняя мудрость     Самостоятельная работа форма организации обучения метод обучения средство обучения

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость

Самостоятельная работа

форма организации обучения

метод обучения

средство обучения

Самостоятельная работа 1 . Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера. 2.Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных. 3.Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д. 4. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Самостоятельная работа

1 . Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

2.Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3.Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

4. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Этапы формирования приёмов учебной работы на уроках географии Этапы Методика организации I этап введение приёма II этап усвоение приёма, с обязательным осознанием его учащимися III этап самостоятельное применение приёма, т. е. перенос приёма в условия новых учебных задач.

Этапы формирования приёмов учебной работы на уроках географии

Этапы

Методика организации

I этап

введение приёма

II этап

усвоение приёма, с обязательным осознанием его учащимися

III этап

самостоятельное применение приёма, т. е. перенос приёма в условия новых учебных задач.

Умозаключение Индукция Умозаключение по аналогии Дедукция

Умозаключение

Индукция

Умозаключение по аналогии

Дедукция

Самостоятельных работа, как метод обучения является:   результативной;  здоровьесберегающей;

Самостоятельных работа, как метод обучения является:

  • результативной;

  • здоровьесберегающей;

  • общепедагогической.

  • Самостоятельная работа, как метод обучения носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
БЛАГОДАРЮ  ЗА  ВНИМАНИЕ !!!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей