СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Известные педагоги- новаторы, прославившие Россию. Симон Львович Соловейчик- один из ведущих отечественных педагогов- новаторов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Известные педагоги- новаторы, прославившие Россию. Симон Львович Соловейчик- один из ведущих отечественных педагогов- новаторов»



Известные педагоги- новаторы, прославившие Россию.

Симон Львович Соловейчик- один из ведущих отечественных педагогов- новаторов

Выполнила: обучающаяся Головатюк Елизавета,

Специальность: 36.02.01 Ветеринария

Научный руководитель: Васина Татьяна

Викторовна, преподаватель первой

квалификационной категории

Аннотация:

В статье автор рассматривает элементы биографии и личный вклад С.Л. Соловейчика в развитие педагогики в России.

Ключевые слова: педагог, педагогика сотрудничества, педагогические приемы, личностный подход



Симон Львович Соловейчик родился 1 октября 1930 года в интеллигентной семье служащих. Его отец – журналист, писатель. Мама – доктор. Симон окончил филологический факультет МГУ имени Ломоносова в 1953 году. После выпуска преподавал в библиотечном техникуме, работал пионервожатым, а также учителем в разных школах Москвы и корреспондентом журнала «Пионер». В середине пятидесятых, после окончания филфака МГУ, Симон Соловейчик преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме города Зубцова — крохотного райцентра в Тверской области. В провинциальный Зубцов Симон Львович отправился, будучи золотым медалистом и с красным университетским дипломом. Увидев, что девушки (а ученический коллектив в библиотечном техникуме по преимуществу женский) абсолютно безграмотны, он стал в свободное время учить их грамотно писать. Сначала, естественно, это не вызвало энтузиазма. Но учитель из Москвы не выглядел высокомерным и надменным. Он говорил о том, что этим девушкам предстоит нести в массы культуру, о том, насколько благородна эта миссия, и что она невыполнима, если сами они останутся такими бескультурными. Но эти слова почему-то звучали без лживого пафоса, он произносил их легко и спокойно, как будто бы рассуждал о чем-то естественном и простом. И Симону Львовичу быстро удалось переломить сопротивление: за три года практики бывшие зубцовские двоечницы и бездельницы сделались отличницами, как и их учитель.

В шестидесятых годах он пришел в газету «Комсомольская правда», где долгое время вёл рубрику «Алый парус», которая пользовалась большой популярностью. Тогда же он – автор многих публикаций на общественные, семейные и школьные темы в «Литературной газете», в газете «Неделя», журнале «Семья и школа» и других. C 1965 г. Симон Соловейчик – член союза журналистов, с 1972 – член Союза писателей. Он также вел передачи на радиостанции «Маяк», на центральном телевидении проводил ежедневные передачи «Час ученичества» и «Педагогика для всех». В 1988 г. был обозревателем журнала «Новое время». По его повести «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести «Ватага «Семь ветров» снят 8-серийный фильм.

В середине восьмидесятых годов, работая в «Учительской газете» Симон Львович инициировал новое научно-практическое педагогическое движение «Педагогика сотрудничества», в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году Симон Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», которая и по сей день имеет особое значение для педагогов всей страны. Его газета объединила учителей по всей стране. Для этой педагогической аудитории он сформулировал эпиграф: «Вы блестящий учитель и у вас прекрасные ученики». Такая вера в учителей вряд ли бы оставила равнодушным какого-либо педагога. Неудивительно, что во всех регионах педагоги с почтением относятся в Симону Соловейчику, которого многие академики, реформаторы называли учителем учителей. И это меткое и глубокое звание было заслуженным, ведь Соловейчик представил обществу педагогов-новаторов, для которых сам был как маяк и ориентир. Рассказывая об учителях, он показывал масштаб их работы, как будто приподнимал их над обыденностью и задавал им планку, к которой те стремились. Чтобы окружающие могли разглядеть потенциал учителей, Соловейчик раскручивал этих незаурядных людей, задавал им неудобные вопросы в своей газете, дискутировал с ними. Его философия свободы повлияла на многих учителей. Но не все академики и педагоги согласны с его гуманными идеями. И это противоречие тоже любопытно и интересно, если попробовать понять: прошли ли проверку временем базовые идеи Симона Соловейчика. В одной из его книг были собраны статьи, опубликованные в газете «Первое сентября». Читая её, будет интересно размышлять над тем, какой должна быть идеальная школа, и можно ли нашу школу сделать лучшей в мире.

Он оказался одним из самых крупных и значимых отечественных педагогических журналистов, статьи Симона Соловейчика в свое время пользовались невероятной популярностью. Он был талантливым журналистом в 20-м веке. Тексты, которые он писал в «Комсомольской правде» были шедеврами педагогической публицистики. Потому что за каждым текстом стоял человек, которого Соловейчик открывал для всего Советского Союза. Он открывал его методику, его новаторство. Он обращался не только к педагогам, а ко всему обществу и понимая, как трудно воспитать личность, старался помочь педагогам и родителям. Взять хотя бы заголовки его статей: «Почему учителю трудно быть добрым?» или «Почему мы не любим своих детей?». Задавая постоянно вопросы другим и самому себе, он активно давал советы такими же заголовками статей: «Не кричите на детей», «Не жонглируйте будущим», «Не стыдитесь своего ребенка!» и т.п.

В середине 1980-х гг., работая в «Учительской газете», С.Л. Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Его называли тогда самым абстрактным гуманистом Советского Союза. Он открыл миру В. Сухомлинского, а советским людям Януша Корчака. Он прославлял В. Шаталова и С. Лысенкову, которых назвал учителями-новаторами.

Педагогические приемы педагогов-новаторов были изложены С.Л. Соловейчиком «В переделкинском манифесте «Педагогика сотрудничества», в котором было извлечено то общее, что позволяет учителю реально сотрудничать с классом, в котором собраны и способные, и неспособные дети. С. Соловейчик. Отношения с учениками: «Присмотримся к тем переменам, которые произошли в школе. Мы едва ли не первое поколение педагогов, на долю которого выпало учить детей без отбора и отсева. Если внешних побуждений к учению почти нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы, реалисты, не хотим прятаться от действительности, - то перед нами лишь один путь: мы должны дать нашим детям новые стимулы учения - те стимулы, которые лежат в самом учении... Иначе детей не выучишь. Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и всё произведение обращается в нуль. Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Её можно назвать педагогикой сотрудничества… Учение без принуждения. Центральная точка такой педагогики - исключение из наших методов принуждения к учению. Какой бы слабый класс нам ни достался, мы десятилетиями не ставили детям плохих отметок, не жаловались родителям на учеников, не делали замечаний на уроках; оказывается, так учить можно, более того, так учить во много раз легче. Попытки принуждать детей без силы и возможности принуждать изматывают педагога, подрывают его веру в свои силы, в разумность происходящего в школе. Педагогика сотрудничества делает работу учителя хоть и напряжённой, но радостно напряжённой. Совесть учителя освобождается от тяжёлой необходимости постоянно завышать отметки, ставить тройки там, где знаний вовсе нет. Пока не принята новая методика, нам придётся всё сокращать и сокращать программы чуть ли не до нуля, и они всё равно будут сложны для учеников, не умеющих учиться, всё равно будут перегрузкой. «...Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, - писал В.А. Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Педагогика сотрудничества вся направлена на одно - дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Вот некоторые идеи, позволяющие развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства, - два условия, необходимые для сотрудничества. Идея трудной цели. Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на её исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В.Ф. Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель - цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно. Идея опоры. Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку мы отвергаем деление детей по способностям, дифференциацию детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»), поскольку мы в принципе против дополнительных занятий, особенно с маленькими детьми, - словом, поскольку мы против всего, что может вызывать у ребёнка подозрение, не считают ли его второсортным, - мы все, порознь экспериментируя, пришли к одной и той же идее опоры: опорный сигнал у В.Ф. Шаталова, схемы у С.Н. Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П. Иванова, опорная деталь у Е.Н. Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е. Огороднова. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается чётко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки. […] Оценка работ. Конспекты В.Ф. Шаталова привлекли общее внимание, ими пользуются преподаватели любых предметов. Причина успеха ещё и в том, что опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свёрнутом виде - одного взгляда учителя на опорный сигнал достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика на каждом уроке. Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов - от младших до старших, - что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трёх видов памяти - зрительной, слуховой и моторной - приводит к тому, что, хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь всё, что требуется; ему можно ставить отметки, можно и не ставить. Ш.А. Амонашвили вообще не ставит маленьким детям отметок. С.Н. Лысенкова не ставит двоек, потому что у неё все дети успевают. В.Ф. Шаталов в случае невыполнения работы оставляет пустую клетку в ведомости ежедневного учёта знаний. Формы разные, а суть одна - учение без принуждения. Особенно это относится к младшим классам.

Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Ш.А. Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей, какую задачу решать. В.Ф. Шаталов задаёт ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изложением. У И.П. Волкова детям дают лишь тему - «делаем рыцарей», «делаем самолёты», «делаем копии памятников архитектуры», но как делаем, из чего делаем - это полностью предоставляется на выбор ребёнка. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор. […] Идея опережения. Эта идея по-разному просматривается в работе каждого из нас, но к ней пришли все. На год, на два опережает программу В.Ф. Шаталов, за полгода, за год начинает изучать трудные темы С.Н. Лысенкова. Задачи для старшеклассников, а то и для студентов дает шестилеткам и первоклашкам И.П. Волков. Трудные головоломки, непосильные и взрослым, дает детям Б.П. Никитин. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках. Важным открытием надо считать большую и малую перспективы С.Н. Лысенковой. До сих пор учитель на уроке лишь повторял материал и объяснял новый, он знал лишь вчера и сегодня. С.Н. Лысенкова впервые вводит на урок завтра. Кроме повторения и объяснения нового, она отводит некоторое время для изучения материала, который будет проходить через пятьдесят или сто уроков. Оказывается, это совершенно необходимо, потому что многим из маленьких детей не хватает предусмотренных программой уроков. На освоение темы одним детям нужно пять уроков, другим - пятьдесят. Исподволь, заранее подбираясь к будущей сложной теме, С.Н. Лысенкова дает всем детям необходимое время для созревания мысли. При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые ещё не изучались в классе, пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых детей, не отвыкают от работы, как это часто случается. Наш общий опыт показывает, что больше всего выигрывают в сотрудничестве сильные ученики, «главный резерв учителя». Их ничто не сдерживает, они ведут за собой коллектив. Класс становится думающим, трудолюбивым и улыбчивым. Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. По десять-двадцать уроков объединяет в один блок В.Ф. Шаталов; на одном уроке раскрывает смысл и красоту большого произведения Е.Н. Ильин; сводит в единое навыки, необходимые для разных профессий, И.П. Волков; подробно разрабатывает способы преподавания крупными блоками П.М. Эрдниев; по пять-шесть крупных творческих дел проводит в день на коммунарских сборах по методике И.П. Иванова, экспериментирует с идеей «погружения» М.П. Щетинин. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать её ученикам. Личностный подход. Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребёнку вместо индивидуального. В школу приходят не только ученики - существа, занятые учением, - нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, - в этом смысле педагог и ребёнок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы. […] Сотрудничество учителей. Может показаться, что педагогика сотрудничества очень сложна, неприменима, недостижима. Но наш опыт говорит, что любой учитель может осуществить её принципы, хотя, конечно, не в один месяц и не в одну четверть. Кто будет хотя бы держать эту новую педагогику в уме, скоро заметит улучшение своей работы. Ведь для педагогики сотрудничества не нужно никаких особых условий - при тех же самых программах и учебниках каждый может начать перестройку в своем собственном классе, если он учитель, в своей собственной школе, но не так, чтобы одних учителей ставили в пример другим, чтобы кого-то хвалили за применение нового, а другого осуждали за то, что он учит по-своему. Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и учителей противопоставлять друг другу. Будем обновлять свои методы, будем обновлять свои отношения с детьми. Будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми и между собой». Соловейчик С.Л., Педагогика сотрудничества. Отчёт о встрече учителей-экспериментаторов в Переделкино / Соловейчик, М., «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», 2007 г., с. 156-166.

Он был опальным писателем и рьяным врагом тогдашней Академии педагогических наук, пропагандистом учения с увлечением и защитником свободы для ребенка и свободы для учителя. «Непрописные истины воспитания» – это собрание уникальных статей о семейном воспитании, каждая из которых - педагогическое открытие в отношениях детей и взрослых. Эти открытия позволяют избежать драматических и порой непоправимых ошибок в воспитании наших детей. воспитания по Соловейчику. Вот лишь некоторые из непрописных истин воспитания по Соловейчику. Вчитаемся в них: • если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым; • если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; • если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; • если ребенка поддерживают, он учится верить в себя Учение должно быть с увлечением, но не с мучением! Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон. Секрет книги в том, что она написана не просто для учеников, а в совместной работе с ними, чтобы общими усилиями понять, как организовать свою учебу так, чтобы она была в радость. Его книга «Учение с увлечением» дает ответ на один из самых трудных вопросов: как учение из тяжкой обязанности и скучного дела превращается в увлечение? И дело здесь не в методиках, не в игровых форматах. А в чем? Ответ в этой книге. В книгу входят два известнейших произведения С.Л. Соловейчика: «Час ученичества» и «Учение с увлечением». Первая книга посвящена трудному и благородному труду учителя, жизни великих педагогов. Вторая книга поможет школьникам справиться с трудностями учения, подскажет, как быть внимательными на уроках, как научиться учиться.

В истории российской педагогики он остался не только талантливым и популярным журналистом. В 1994 году Симон Львович Соловейчик написал манифест «Человек свободный», в котором очень кратко и доступно выразил основные идеи воспитания свободного человека.

Он автор книг, которые были крайне популярны и у детей и у взрослых: «Книга про тебя», «Десять тысяч уроков», «Алый парус», «Про пионеров», «Мокрые под дождём», «Воспитание творчеством», «Ватага «Семь ветров», «Резервы детского «я», «Учение с увлечением», «Отчаюха», «Педагогика для всех» и др. Эти книги привлекали читателей прежде всего потому, что были написаны живым языком и призывали к совместному размышлению, ведь автор развивал те мысли и идеи, которые занимали его самого. Многие родители перечитывали и цитировали книги Симона Соловейчика, который сам был отцом троих детей, старший из которых, Артем, продолжил дело отца.

Самой главной работой Симона Львовича можно считать книгу «Педагогика для всех». Чтобы написать её, он ушел из всех газет и работал дома. Это мудрая и добрая книга родилась из отцовских наблюдений Симона Львовича за своим младшим сыном Матвеем. Книга о философии любви пронизана такой любовью к детям! Автор, размышляя над поступками сынишки, не идеализирует себя, а порой и ругает. Эта книга особая: каждая строчка в ней – это кладезь полезных знаний, описанных понятным языком. Она меняет мировоззрение и вдохновляет быть добрей и терпимей к детям.

Школа, по мысли Соловейчика, нужна для того, чтобы ребенок, проснувшись с каким-нибудь вопросом, не мог дождаться встречи с учителем, который бы ответил на его вопрос. И только школа может и должна подтолкнуть к возникновению вопроса, задать его. Соловейчик говорил, что педагог должен сотрудничать с ребенком, а это непросто. Это была его генеральная идея. Но сотрудничество возможно только между свободными людьми. Но что подразумевал Соловейчик под словом «свобода»? Высшую ценность, о которой люди спорят тысячелетиями. Но может ли ребенок быть свободным? Позволит ли учитель ему быть таким? Ведь взрослые не только думают и решают за ребенка, но и часто лишают его права чувствовать, ощущать по-своему, потому что между ними нет равноправных отношений. Соловейчик радовался, если ребенок задавал неудобные вопросы и предупреждал педагогов, что наступит такое время, когда метод принуждения не будет действовать. Сравнивая школы разных стран, он заметил, что учебные программы наших школ лучшие в мире, а если сравнивать свободу детей и учителей, их непринужденность и самостоятельность, то окажется, что наша школа гораздо хуже. Беседуя с нашими детьми, обучающимися в Америке, Симон Львович спрашивал их, где лучше программа? И все оценивали, что советская программа лучше. Но когда он спрашивал, где бы они хотели учиться, дети выбирали учебу в Америке, где педагоги учат ребенка ценить себя, быть в себе уверенным. В наших школах такого нет, у нас запугивают ОГЭ, ЕГЭ. Соловейчик не призывал копировать школу другой страны ни в коем случае, а вот иметь ввиду сильные стороны других необходимо. Он повторял, что педагогика на три четверти состоит из терпения. Второй его совет был: «Не бойтесь говорить «не знаю». 

Школа должна воспитывать свободного человека. Это исповедовал педагогический журналист и писатель Симон Соловейчик. Он призывает взрослых задуматься о методах воспитания и задавать себе вопросы: Не ломаю ли я ребенка в угоду дисциплине? Можно ли учить его с увлечением? Его мысли и идеи близки все-таки некоторым педагогам, но почему на практике они не могут их применить? Может быть, потому что учителя консервативны, закрыты, замкнуты на себе? Разумеется, есть готовые перенимать новое, но они находятся в тесных рамках и очень загружены.

«Несовершенные мы, пытаемся вырастить совершенных детей. А это невозможно. Детей не надо воспитывать, с ними нужно дружить»

«Внутренне свободные дети и взрослые так редки, и появление их так загадочно, что кажется будто у них особый талант, да еще и прирожденный… Сейчас-то ребенок с талантом свободы довольно часто оказывается в неугодных, неудобных, он среди ругаемых, а не хвалимых….»

«Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: человека свободного… Человек свободный – это человек свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим… От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных стремлений. Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя.

Симон Львович Соловейчик умер в 1996 году, а перед этим стал живой легендой. Современники Симона Львовича говорили, что его идеи будут оценены позже, ведь в педагогике результаты отложены во времени. Его называли Дон Кихотом российской педагогики, потому что он пытался донести до взрослых, видящих в детях только объект для воспитания, идеи сотрудничества с ними. Его книги, среди которых «Педагогика для всех» — до сих пор бестселлеры. Будучи и преподавателем, и журналистом, и отцом троих детей, Соловейчик создал собственную педагогическую философию, которая, следует полагать, останется навсегда актуальной. Остались его мудрые, добрые книги, которые легко читаются, но ненавязчиво предлагают задуматься над многими вечными вопросами: «Что такое добро, совесть, свобода, любовь? Почему одни дети вырастают добрыми, а другие нет? Стоит ли торопиться сделать из ребенка взрослого?».

Источники:

Книги С. Соловейчика.

Гуманистическая педагогика: XXI век. Единство – в многообразии, Ответственность – в свободе, устойчивость – в развитии // Новая газета. – 2015. – 12 окт. (№ 112). – Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2015/10/11/65959-gumanisticheskaya-pedagogika-xxi-vek




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!