СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Чуковский "Федорино горе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: К. Чуковский «Федорино горе».

Цель: знакомство  с произведением К. Чуковского «Федорино горе»

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.

Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного  чтения, рассуждать о прочитанном.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра  и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.

Планируемые результаты образования

Предметные: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; умение выразительно читать, передавая настроение стихотворения, умение читать по ролям.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения;умение формировать свои эмоционально – оценочные суждения, воспитывать  нравственное сознание и чувство сопереживания; бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратности.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)

Познавательные УУД: умение характеризовать героя, используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов , умение прогнозировать содержание произведения по его названию,  умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста, самостоятельно пользоваться словарями  справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера.

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление знаний.

Просмотр содержимого документа
«К.Чуковский "Федорино горе"»

Средняя общеобразовательная школа № 19






















«К.Чуковский «Федорино горе».

Открытый урок по литературному чтению в 5 классе

 










Учитель: Наукеева А.Д.














г.Уральск, 2015 г.





Дата: 04.04.15 г.

 Тема урока: К. Чуковский «Федорино горе».

Цель: знакомство  с произведением К. Чуковского «Федорино горе»

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.

Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного  чтения, рассуждать о прочитанном.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра  и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.

Планируемые результаты образования

Предметные: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; умение выразительно читать, передавая настроение стихотворения, умение читать по ролям.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения;умение формировать свои эмоционально – оценочные суждения, воспитывать  нравственное сознание и чувство сопереживания; бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратности.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)

Познавательные УУД: умение характеризовать героя, используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов , умение прогнозировать содержание произведения по его названию,  умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста, самостоятельно пользоваться словарями  справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера.

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление знаний.

Ход  урока

I. Организационный момент.

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

II. Речевая разминка.

Та-та-та-в нашем классе чистота.

Ят-ят-ят-парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют-очень любим мы уют.

- Прочитайте загадку К.Чуковского, отгадайте её.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)

- Прочитайте « жужжащим чтением» хором в полголоса.

1 группа-  по строчке  с интонацией удивления.

2 группа - с вопросительной интонацией.

- Что мы можем  увидеть в зеркале?

- Почему Федя увидел неряху?

III.  Постановка темы и цели урока.

- У Корнея Ивановича Чуковского есть произведение о бабушке, похожей на Федю Баратова, может вы знаете о ком пойдет речь, и как называется произведение. (Предположения детей)

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К.И.Чуковского, узнаем новое о его жизни.

Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

«Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил

Крокодил, Крокодил, Крокодилович…

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку.

А вот другой случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился другая сказка «Мойдодыр».

Чуковский отличался большим трудолюбием. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.

IV.  Первичное чтение и словарная работа.

- Предлагаю послушать, как читает сказку мастер художественного слова - автор Корней Иванович Чуковский. Слушайте внимательно, чтобы ответить на вопрос.

- Какое горе случилось с Федорой?

Словарная работа.

-  В тексте  встретятся  слова, значение которых вам, возможно, непонятны.

-  Давайте посмотрим, как объясняется значение слов в толковом словаре С. И.Ожегова:

сито – приспособление для просеивания или прореживания чего – нибудь в виде мелкой сетки, натянутой на обруч;

корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья и других домашних надобностей;

кадушка – небольшая кадка – бочка с прямыми боками и одним днищем;

кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

блюдо - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кшанья.

V.  Физкультминутка для глаз.

VΙ. Первичная проверка понимания.

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло?

- Для кого была написана эта сказка?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

- А почему это стихотворение названо сказкой?

- Назовите главных персонажей в этой сказке?

- Как ведут себя эти предметы?

- С какого эпизода начинаются события в сказке?

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого   бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

- Какой Федора была в начале сказки?

Выборочное чтение.

- Найдите  в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"?

- Как вы думаете, почему?

- Какой звук повторяется?

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают?

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся?

- Прочитайте, как убегают блюдца .

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках ?

- Чуковский  не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Как жилось посуде у Федоры?

Дыхательная гимнастика.

- Тяжело было бежать посуде, устала  давайте сделаем  остановочку и отдохнём.

Представьте, что вы в гостях перед вами стоит празднично – накрытый стол, красивая посуда посреди стола торт со свечами. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей. (3 раза). А нашей посуде захочется убежать из класса?

- А что произошло с Федорой?  Какой она стала в конце сказки?

- Как автор относится к Федоре?

- Чем закончилась сказка?

VΙ Ι.  Закрепление нового материала.

Тест.

1. Как звали главную героиню сказки?

А) Мария Николаевна

Б)  Федора Егоровна

В)  Елизавета Васильевна


2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А) Корова

Б) Коза

В) Свинья


3. Как  скакали тарелки?

А) как зайцы

Б) как белки

В) как кенгуру


4. Кто остался в доме у Федоры?

А) кошки

Б) тараканы

В) попугай


5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А) читала стихи

Б) пела тихую песню


6. На чем стоял самовар в конце сказки?

А) на столе с белой скатертью

Б) на подоконнике

В) на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке

VΙ Ι Ι.  Итог урока.

- Говорят: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какой урок можно вынести из этой истории?

- Что вы делаете для того, чтобы у вас в доме был порядок.

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. Мы  продолжим работу над стихотворением "Федорино горе". Девиз следующего урока: «Чтоб не хлебнуть нам Федорина горя, надо порядок поддерживать в доме.»

Домашнее задание.

С.13-22 выразительное чтение сказки

-  Написать Федоре Егоровне письмо, в котором вы выскажите своё отношение к её поступку.

Дорогая Федора! Пишет тебе ________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!